Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-23-08/2018 от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Управление) в рамках рассмотрения жалобы (вх.№ 256 от 19.01.2018 г.) хозяйствующего субъекта установило в действиях (бездействии) при осуществлении текущей хозяйственной деятельности САО «ВСК» в лице Оренбургского филиала (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574, пр. Победы, 89, г. Оренбург) нарушение статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) выразившееся в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту также – Указания Банка России) и «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденным постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в запросе котировок.

В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что Управлением судебного департамента в Оренбургской области проведен запрос котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), реестровый номер извещения 0353100003617000240 (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта 458150 руб. 22 коп. Цена предложения САО «ВСК» - 240534 руб. 11коп.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок Закупочная комиссия признала победителем запроса котировок САО «ВСК», предложившего наиболее низкую цену контракта.

При этом размер базовых ставок определяется в соответствии с Указаниями Банка России Положения о правилах ОСАГО согласно с которыми при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

Указанием Банка установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

Антимонопольным органом установлено, что источником данных, характеризующих транспортные средства, подлежащие страхованию, являлась техническая часть, прилагаемая к документации, которая в совокупности с таким разделом документации, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта, давала представление о потребности заказчика в вопросе страхования транспортных средств и предоставляла для участников все необходимые для расчета данные.

Поскольку расчет страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется путем умножения базовых ставок (тарифов) на коэффициенты страховых тарифов, при одинаковых исходных данных, заявленных страхователем в отношении транспортных средств и представляемых страховщику (-ам) к расчету, цена контракта может быть только одной неизменной величиной.

Учитывая норму абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.), в соответствии с которой, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Пункт 1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо указывает, что при выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, а не данных РСА.

В силу ч.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО, обязанность страховщика по проверке соответствия представленных страхователем сведений, содержащихся в системе РСА, относится к самому моменту заключения договора страхования ОСАГО. При участии в торгах на право заключения такого договора производится предварительный расчет, именно на основании данных, представленных заказчиком. Проверка КБМ в системе РСА должна производится уже при непосредственном оформлении полиса ОСАГО.

Кроме того, коэффициент КБМ влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем запрос котировок проводится до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.

Таким образом, КБМ не может быть рассчитан участником на дату проведения запроса котировок, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен. 

В соответствии с пп. «а»  ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов КТ устанавливается в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

Следовательно, КТ по данной закупке устанавливается по месту нахождения Управления судебного департамента в Оренбургской области, т.е город Оренбург и должен быть равен 1,7.

САО «ВСК» для транспортного средства, указанного в расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) указанного под №2 Honda Accord указал КБМ 0,5, при том, что заказчик указал 0,55.

КТ для транспортных средств, указанных САО «ВСК» в расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) указан также с расхождением с заказчиком. Заказчик указал КТ для всех транспортных средств 1,7. САО «ВСК» с нарушением указал КТ для транспортных средств, указанных под №1 (0,8), под №4 (0,8), под №6 (0,8), под №7 (0,8), под №9 (0,8), под №10 (0,8), под №11 (0,8), под №13 (1,1), под №14 (0,8), под №15 (0,8), под №16 (0,8), под №17 (0,8), под №18 (0,8), под №19 (0,8), под №20 (0,8), под №22 (0,8), под №23 (0,8), под №24 (0,8), под №25 (0,8), под №26 (0,8), под №27 (0,8), под №30 (0,8), под №31 (0,8), под №32 (0,8), под №33 (0,8), под №34 (0,8), под №35 (1), под №36 (0,8), под №37 (0,8), под №38 (1), под №39 (0,8), под №42 (0,8), под 34 (0,8), под 45 (1), под №46 (0,8), под №48 (0,8), под №49 (0,8), под №50 (0,8), под №51 (0,8).

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 цитируемых Правил (при оформлении электронного полиса ОСАГО).

Как поясняет САО «ВСК» при расчете цены для участия в запросе котировок  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств сведения КБМ были получены самостоятельно, путем обращения к данным, содержащимся в АИС РСА. Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС расчитывались для каждого населенного пункта Оренбургской области в соответствии с п.1 пп.59 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ №3384-У.

В результате указанных действий стоимость предложения САО «ВСК» оказалась ниже предусмотренной законом, а также ниже стоимости предложения участников Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с документацией, а также действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило САО «ВСК» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий САО «ВСК» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст.1  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основой контрактной системы в сфере закупок является то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

Принципами обеспечения конкуренции согласно ст.8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.2).

Реализация указанных положений и норм настоящего Закона, осуществляется в том числе посредством принципов открытости и прозрачности процедур торгов (ст.7 Закона  контрактной системе), через обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч.1); открытость и прозрачность информации, обеспечиваемых, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч.2); размещение в единой информационной системе, полной и достоверной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом (ч.3).

В рассматриваемом же случае, обеспечение указанных принципов происходит через доведение заказчиком полной и достоверной информации для каждого участника процедуры размещения заказа (закупки), а также предоставление участникам равного доступа к ее получению и возможности применения при участии в размещении заказа.

Отступление от указанных принципов, в том числе и участниками размещения заказа, желающих обеспечить себе преимущество перед иными потенциальными участниками процедуры размещения заказа, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Заказчиком были обеспечены указанные принципы, через раскрытие полной информации в документации, однако участником размещения заказа – САО «ВСК», требования указанной документации не были соблюдены.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное действия САО «ВСК» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

Расчет страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, в том числе совершенный ошибочно, однозначно признается недобросовестной конкуренцией судами различных инстанций, что подтверждается • определением Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53-19327/2014, • постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011, • определением ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58-2053/11, • определением ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012, • постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 июля 2016 г. по делу N А42-3238/2016, Постановление Арбитражного суда Северо – Западного округа от 10 апреля 2017 г. по делу N А42-3238/2016, определение Верховного суда РФ от 10 августа 2017 г. N 307-КГ17-9994.

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании изложенного, использование САО «ВСК» в расчете страховой премии иных значений коэффициентов страхового тарифа КБМ и КТ в отношении ряда транспортных средств, обеспечило общество преимуществом перед другими участниками аукциона, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены гражданско – правового договора и, как итог, предложения наименьшего его размера среди участников закупки.

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях САО «ВСК» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» для чего:

1) в целях устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения издать локальный нормативный акт (внести изменения в существующий) содержащий требования об осуществлении расчета страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, провести разъяснительную работу с сотрудниками об осуществлении расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в целях устранения последствий выявленного нарушения перечислить в бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный САО «ВСК» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 240534,11 (двести сорок тысяч пятьсот тридцать четыре рубля одиннадцать копеек), причитающуюся САО «ВСК» в соответствии с государственным контрактом № 02-21-05/17 от 19.01.2018, заключенным по итогам запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 Срок для выполнения настоящего предупреждения — до 15.05.2018.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

   В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России), КБК 161 1 16 02010 01 6000 140,     ОКТМО 53701000001,

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, БИК 045354001      расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Руководитель управления                                                                     ………..

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны