Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-23-12/2018 от 23 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Управление) в рамках рассмотрения обращений (вх. 1171к от 26.02.2018 г., № 979 от 16.02.2018 г.) хозяйствующих субъектов установило в действиях (бездействии) при осуществлении текущей хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» Самарского регионального филиала (ул. Донецкая, 4, г. Оренбург, 460001) (далее по тексту – ООО «СК «Согласие»), нарушение статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции), выразившееся в невключении ООО «СК «Согласие» расчета страховой премии по одной из позиций технического задания при формировании ценового предложения (страховой суммы) для участия в запросе котировок, что обеспечило общество преимуществом перед другими участниками закупки, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены муниципального контракта.

В ходе рассмотрения обращения Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области  проведен запрос котировок на оказание услуг по ОСАГО владельцев транспортных средств - Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (извещение № 0153100008018000006) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 392 116,38 руб. Цена предложения ООО «СК «Согласие» - 381 925,73 руб.

Согласно протоколу подведения итогов закупки, Закупочная комиссия признала победителем ООО «СК «Согласие», предложившего наиболее низкую цену договора.

При проведении запроса котировок Комиссией установлено, что представленная заявка ООО «СК «Согласие» подана по форме, установленной извещением.

По мнению заявителей, ценовое предложение ООО «СК «Согласие» не соответствует требованиям действующего законодательства по применению страховых тарифов ОСАГО, количеству и техническим характеристикам представленных заказчиком на страхование транспортных средств.

Расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО). В соответствии с пп. «б» ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов, коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

Материалами установлено, что источником данных, характеризующих транспортные средства, подлежащие страхованию, являлась техническая часть, прилагаемая к документации запроса котировок, которая в совокупности с таким разделом документации, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта, давала представление о потребности заказчика в вопросе страхования транспортных средств и предоставляла для участников все необходимые для расчета данные.

При этом размер базовых ставок определяется в соответствии с Указаниями Банка России Положения о правилах ОСАГО, согласно которым при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Приложением № 3 к извещению № о проведении закупки № 0153100008018000006 является обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в котором были указаны 73 единицы транспортных средств УФССП Оренбургской области.

В указанном обосновании обозначены поправочные коэффициенты:

- коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования – КТ;

- коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия выплат – КБМ;

- коэффициент страховых тарифов без ограничения по лицам, допущенным к управлению – КО;

- коэффициент страховых тарифов в зависимости от управления ТС с прицепом к нему  - КПр;

- коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя (ТС кат. «В»)  - КМ.

При этом заказчиком не указано конкретное значение базового тарифа (ТБ), которое легло в основу расчета страховой премии по каждому из транспортных средств и впоследствии в обоснование начальной максимальной цены контракта. 

Учитывая, что Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, т.е. диапазон значений таких тарифов, потенциальные участники в составе своих предложений могли предложить ТБ из такого диапазона предельных значений.

Как поясняет ООО «СК «Согласие» при осуществлении расчета цены для участия в закупке на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств разница по соотношению с НМЦК объясняется тем, что Заказчик использовал при формировании цены НМЦК коэффициентов, а среднерыночные показатели премии ОСАГО потенциальных участников запроса котировок. При этом ООО «СК «Согласие» указывает, что им представлен расчет, основанный на указанных в расчете НМЦК коэффициентах.

В ходе проверки расчета страховой премии, осуществленной ООО «СК «Согласие» и приложенной в составе своей заявке на участие в запросе котировок по извещению № 0153100008018000006 было установлено, что названный расчет был произведен в соответствии с требованиями заказчика. Т.е. ООО «СК «Согласие» в своих расчетах применены предельные значения всех поправочных коэффициентов, установленных заказчиком и указанием своего ТБ (2808 руб. и 2573 руб.) из диапазона значений, установленных Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У.

Вместе с тем, в ходе проведения детальной проверки заявки ООО «СК «Согласие»  (расчета страховой премии – предложению по закупке) на соответствие техническому заданию по извещению № 0153100008018000006, Оренбургским УФАС было установлено следующее.

Техническое задание (далее – ТЗ) по названной закупке является Приложением № 1 к извещению. Пунктом 2.1 ТЗ определено количество транспортных средств Страхователя, подлежащих обязательному страхованию – 73 единицы. Их конкретные характеристики обозначены в Приложении № 3 к извещению.

Указанным Приложением № 3, являющимся обоснованием НМЦК, каждое транспортное средство, подлежащее обязательному страхованию, обозначено соответствующей номерной позицией.

Так, согласно позиции № 65 обозначено транспортное средство, имеющее следующее характеристики:

1. Марка, мотель ТС: FORD ФОРД «ФОКУС»

2. Идентификационный номер т/с VIN: X9FHXXEEDHBY04219

3. Государственный регистрационный знак ТС: Т 914 АО 56

4. Год выпуска ТС: 2011

5. Категория ТС: Легковые

6. Мощность двигателя (для ТС категории «В»): 99,96

7. Количество пассажирских мест (для ТС категории «Д»):

8. Период окончания договора ОСАГО: 10.08.2018 г.

9. Место регистрации ТС: Оренбург

10. Класс на начало нового договора: 10.

Данная позиция не была указана в заявке ООО «СК «Согласие», т.е. данным обществом в расчете страховой премии было указано 72 транспортные единицы, подлежащие ОСАГО, а не 73, как того требовал Заказчик. Именно данное обстоятельство повлияло на итоговую сумму – размер своего ценового предложения на участие в закупке по извещению № 0153100008018000006: в случае, если бы в эту сумму вошло значение расчета по позиции № 65 (с применением минимального ТБ согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У – 2573 руб.), ценовое предложение ООО «СК «Согласие» было бы увеличено 386 925, 2 руб., а не 381 295,73 руб. Соответственно, ООО «СК «Согласие» не было бы признано победителем по названной закупке.

В результате указанных действий стоимость предложения ООО «СК «Согласие» оказалась ниже верно рассчитанной, а также ниже стоимости предложения участниками Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с документацией, а также действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Допущенное нарушение определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило ООО «СК «Согласие» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий ООО «СК «Согласие» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 1  Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основой контрактной системы в сфере закупок является то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

Принципами обеспечения конкуренции согласно ст. 8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 2).

В рассматриваемом же случае, обеспечение указанных принципов происходит через доведение заказчиком полной и достоверной информации для каждого участника процедуры размещения заказа (закупки), а также предоставление участникам равного доступа к ее получению и возможности применения при участии в размещении заказа.

Отступление от указанных принципов, в том числе и участниками размещения заказа, желающих обеспечить себе преимущество перед иными потенциальными участниками процедуры размещения заказа, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Заказчиком были обеспечены указанные принципы, через раскрытие полной информации в документации, однако участником размещения заказа – ООО «СК «Согласие», требования указанной документации не были соблюдены.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное действия ООО «СК «Согласие» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

По итогам проведения запроса котировок по извещению № 0153100008018000006 между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области и ООО «СК Согласие» был заключен государственный контракт № 55 от 16.02.2018 г. Приложением № 2 к названному контракту обозначены сведения ТС УФССП России по Оренбургской области в количестве 73 единиц (в том числе с указанием позиции № 65 ТЗ). Однако, суммой контракта обозначено ценовое предложение ООО «СК «Согласие» - 381 295,73 руб.

На основании изложенного, невключение ООО «СК «Согласие» в расчете страховой премии расчета позиции № 65 ТЗ, обеспечило общество преимуществом перед другими участниками закупки, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены муниципального контракта и, как итог, предложения наименьшего его размера среди участников закупки

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ООО «СК «Согласие»  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для чего:

1) в целях устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения издать локальный нормативный акт (внести изменения в существующий) содержащий требования об осуществлении расчета страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, провести разъяснительную работу с сотрудниками об осуществлении расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в целях устранения последствий выявленного нарушения перечислить в бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный ООО СК «Согласие» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 381 295,73 (триста восемьдесят одна тысяча двести девяносто пять рублей 73 копейки), причитающуюся ООО «СК «Согласие» в соответствии с государственным контрактом № 55 от 16.02.2018 г., заключенного по итогам проведения запроса котировок (извещение № 0153100008018000006).

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

  В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Реквизиты для перечисления:

 

Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России), КБК 161 1 16 02010 01 6000 140,    ОКТМО 53701000001,

Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, БИК 045354001      расчетный счет 40101810200000010010

Назначение платежа: штраф полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Врио руководителя управления                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны