Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №07-23-18/2016 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОР... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступила жалоба («<…>») САО «ВСК» в лице Оренбургского филиала САО «ВСК» (г.Оренбург, пр. Победы, д.89) (далее – заявитель, САО «ВСК») на действия АО «Согаз» в лице Оренбургского филиала АО «Согаз» (г.Оренбург, ул. Пролетарская, 286/1) (далее – АО «Согаз») по по признакам нарушения ст.14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, по предложению наименьшей цены для участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» (№0153300066916000824).

05.08.2016г.  администрация города Оренбурга (далее – организатор, уполномоченный орган) объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений».

Начальная (максимальная) цена контракта  (далее - НМЦ): «<…>».

Дата и время начала подачи заявок - 05.08.2016г. 11 часов 13 минут.

Дата и время окончания подачи заявок – 15.08.2016г. 09 часов 00 минут.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -15.08.2016г.

Дата проведения аукциона в электронной форме – 18.08.2016г.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме №0153300066916000824-3 от 18.08.2016 г., на участие были поданы заявки с указанием цены: АО «Согаз» -«<…>»; САО «ВСК» -«<…>»;  ОАО «Альфастрахование» -«<…>», ООО «СК «Согласие» -«<…>».

По мнению заявителя, ценовые предложения АО «Согаз»  не соответствуют нормам действующего законодательства, ввиду того, что цена контракта формируется участником на основе прилагаемого заказчиком расчета НМЦ.

По сведениям, представленным АО «Согаз»  («<…>»), общество, имея доступ к Автоматизированной информационной системе РСА,   сделало запрос по КБМ, на основании которого произвел расчет  ценового предложения. Считает, что расчет цены выполнен в соответствии с указанием Центрального Банка РФ  № 3406-У от 20.03.2015.

          В соответствии с п.6.1 п.6 Устава АО «Согаз», утвержденного решением годового Общего собрания акционеров АО «Согаз» (протокол №«<…>») основной целью Общества является осуществление страховой деятельности и организации страховой защиты интересов юридических и физических лиц. 

         АО «Согаз» имеет филиал в г.Оренбурге (п.45 в перечне филиалов АО «Согаз» Приложения № 1 к Уставу общества). АО «Согаз» выдана лицензия («<…>») на осуществление страхования.

Согласно ст.4 Устава САО «ВСК», утверждённого«<…>» (далее – Устав), предметом деятельности Общества является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства.

Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ, Страховое акционерное общество «ВСК» имеет филиал в г.Оренбурге САО «ВСК» выдана лицензия («<…>») на осуществление страхования.

          Таким образом, АО «Согаз» и  САО «ВСК»  осуществляют страховую деятельность, на территории города Оренбурга и Оренбургской области, и являются конкурентами на рынке услуг страхования.

  Расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО). В соответствии с пп. "б" ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов, коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"  (далее - Указание Банка России от 19.09.2014 г. №3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

        Материалами установлено, что источником данных, характеризующих транспортные средства, подлежащие страхованию, являлось техническое задание, прилагаемое к аукционной  документации, которое в совокупности с таким разделом аукционной  документации, как обоснование начальной (максимальной) цены муципального контракта, давало представление о потребности заказчика в вопросе страхования транспортных средств и предоставляло для участников все необходимые для расчета данные. В единой информационной сети по вышеуказанной закупки были опубликованы разъяснения по запросам участников.

         Указанный расчет и приведенные в его обоснование данные о базовых ставках и коэффициентах страховых тарифов, используемых в нем, никто из участников закупки не оспорил.

         Поскольку расчет страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется путем умножения базовых ставок (тарифов) на коэффициенты страховых тарифов, при одинаковых исходных данных, заявленных страхователем в отношении транспортных средств и представляемых страховщику (-ам) к расчету, цена муниципального контракта может быть только одной неизменной величиной.

         АО «Согаз»  при проведении расчета цены контракта при ограниченности данных технического задания обязан был, руководствоваться показателями коэффициента КБМ, указанных заказчиком.

         Учитывая норму абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.), в соответствии с которой, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

         Пункт 1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо указывает, что при выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, а не данных РСА.

 В силу ч.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО, обязанность страховщика по проверке соответствия представленных страхователем сведений содержащихся в системе РСА, относится к самому моменту заключения договора страхования ОСАГО. При участии в торгах на право заключения такого договора производится предварительный расчет, именно на основании данных, представленных заказчиком. Проверка КБМ в системе РСА должна производится уже при непосредственном оформлении полиса ОСАГО.

 Кроме того, коэффициент КБМ влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем аукцион проводится до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.

 Таким образом, КБМ не может быть рассчитан участником на дату проведения аукциона, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен.

          Использование  АО «Согаз»  в расчете страховой премии иного значения коэффициента страхового тарифа КБМ  в отношении ряда транспортных средств, обеспечило Общество преимуществом перед иными другими участниками аукциона, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены муниципального контракта и, как итог, предложения наименьшего его размера среди всех участников закупки.

          Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст.1  Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 указанной статьи).

Основой контрактной системы в сфере закупок является то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

Принципами обеспечения конкуренции согласно ст.8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.2).

Реализация указанных положений и норм настоящего Закона, осуществляется в том числе посредством принципов открытости и прозрачности процедур торгов (ст.7 Закона  контрактной системе), через обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч.1); открытость и прозрачность информации, обеспечиваемых, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч.2); размещение в единой информационной системе, полной и достоверной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом (ч.3).

В рассматриваемом же случае, обеспечение указанных принципов происходит через доведение заказчиком полной и достоверной информации для каждого участника процедуры размещения заказа (закупки), а также предоставление  участникам равного доступа к ее получению и возможности применения при участии в размещении заказа.

Отступление от указанных принципов, в том числе и участниками размещения заказа, желающих обеспечить себе преимущество перед иными потенциальными участниками процедуры размещения заказа, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Заказчиком  были обеспечены указанные принципы, через раскрытие полной информации в документации, однако участником размещения заказа –АО «Согаз», требования указанной документации не были соблюдены.

Запрет на недобросовестную конкуренцию  установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, согласно ст.10-bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании изложенного, использование  АО «Согаз»  в расчете страховой премии иного значения коэффициента страхового тарифа КБМ  в отношении ряда транспортных средств направлено на получение преимущества перед другими участниками закупки, обеспечило Общество преимуществом перед иными другими участниками аукциона, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены муниципального контракта и, как итог, предложения наименьшего его размера среди всех участников закупки.

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях АО «Согаз» в лице Оренбургского филиала АО «Согаз» (г.Оренбург, ул. Пролетарская, 286/1)  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» для чего:

-издать распорядительный документ о недопущении сотрудниками Согаз действий по незаконному занижению суммы страховых премий для транспортных средств при участии во всех видах закупок на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Оренбургской области

-довести указанный распорядительный документ до сведения сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения для участия во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Оренбургской области  настоящее предупреждение, для осуществления соответствующих разъяснительных мероприятий по недопущению нарушений требований антимонопольного законодательства

-довести до сведения сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения для участия во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Оренбургской области  настоящее предупреждение, для осуществления соответствующих разъяснительных мероприятий по недопущению нарушений требований антимонопольного законодательства при участии в торгах

-производить расчет страховой премии при участии во всех видах закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  по ОСАГО в соответствии с Указанием Банка России на основании достоверных данных из автоматизированной системы обязательного страхования и (или) в единой информационной системы технического осмотра либо информацией указанной страхователем.

             О выполнении предупреждения сообщить в Оренбургское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения представив документы, подтверждающие его исполнение.

   В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель управления                                                                                 «<…>»

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны