Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 08-07-154/2018 от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии: Членов комиссии:

Представитель отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая – на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен,

Представитель  ИП Салькова А.В. – на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен,

рассмотрев жалобу ИП Салькова А.В. на действия Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул. Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г. Гай (номер извещения №0353300011218000022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

     02 апреля 2018 г. из ФАС России в Оренбургское УФАС России  поступила жалоба ИП Салькова А.В. (далее – Заявитель) на действия Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона  на выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул.Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г.Гай (номер извещения №0353300011218000022) (далее – аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Заявитель в своей жалобе указал, что аукционная документация составлена с нарушением  Закона о контрактной системе:

- опубликованные разъяснения положений аукционной документации от 26.03.2018 г. не содержат предмета запроса;

- в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в полном объеме (ст. 42, ст. 31 Закона о контрактной системе);

- требование Заказчика о том, что участник закупки должен быть членом СРО установлено неправомерно;

- проект контракта не содержит срок его действия.

Представитель Заказчика на рассмотрение жалобы не явился, письменных пояснений не представил.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, изучив доводы сторон, пришла к следующим выводам:

13.03.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки    было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул.Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г. Гай (номер извещения № 0353300011218000022).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 737 647,00 рублей.

Документация об аукционе утверждена  Заказчиком.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком 26 марта 2018 г. опубликованы ответы на запросы о разъяснение положений аукционной документации без предмета запроса, что нарушает ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Между тем, извещение о проведении аукциона № 0353300011218000022 не содержит требование к участникам закупки о наличии выписки из реестра членов СРО, что нарушает п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В пункте «Требования к участникам закупки в  соответствии с  действующим  законодательством РФ» аукционной документации к участникам закупки установлены, в том числе следующие требования:

«участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, ре-конструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 -Участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии).

СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

-Совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

- Во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

 - Согласно п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного ха-рактера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам эконо-мической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (макси-мальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В пункте «Требования к  содержанию и составу заявки» информационной карты аукционной документации установлены требования в том, числе:

«Во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

 -Согласно п.2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполните-ли), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного кон-тракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

- копия исполненного контракта (договора);

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Согласно п. 1 и п. 2 приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", к участникам закупок устанавливаются дополнительные требования при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

  Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона №0353300011218000022 объектом закупки является - выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул. Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г. Гай.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".

Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10).

В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В приложениях N N 7, 8 к данным правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.

Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется. Указанная позиция подтверждается Решением Верховного суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016.

  Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан Код позиции КТРУ 42.11.10.120 "Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 13 737 647,00  рублей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99, с учетом предмета настоящей закупки, является неправомерным, противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, требование к участнику о том, что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является неправомерным и противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.

Комиссия Оренбургского УФАС России, проведя анализ проекта контракта, установила, что в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, последний не содержит срока действия контракта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Салькова А.В. на действия Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул. Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г. Гай (номер извещения №0353300011218000022), обоснованной.

2. Признать Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая  нарушившим ч.4 ст. 65, п.6 ч.5 ст. 63, ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

3.  Выдать Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая предписание об устранении допущенных нарушений.

4.  Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

                                           

Члены комиссии                                                                                       

 

                                          

 

 

                                         

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о закупках

 

   05 апреля  2018 г.                                                                                         г. Оренбург

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе:

Председателя Комиссии: Членов Комиссии: 

на основании своего решения по делу № 08-07-154/2018 от 05 апреля  2018 года по жалобе ИП Салькова А.В. на действия Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта дороги по пр. Победы (проезжей части второй полосы от ул.Орская до Орского шоссе), расположенной по адресу Оренбургская область, г.Гай (номер извещения № 0353300011218000022), и в результате внеплановой проверки в соответствии с ч. 22 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь  п.2 ч.2 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

  1.   Отделу жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Гая в срок до «26»  апреля 2018 года устранить нарушение  ч.4 ст. 65, п.6 ч.5 ст. 63, ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, для чего:

  - отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона №  0353300011218000022;

- возвратить все заявки участников закупки поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме № 0353300011218000022;  

- внести изменения в документацию об электронном аукционе №  0353300011218000022     в порядке, предусмотренном ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных  нарушений;

- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0353300011218000022;  

- срок окончания рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0353300011218000022;  

- определить дату проведения электронного аукциона № 0353300011218000022;

2. Оператору электронной площадки:

обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;

            - обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе №0353300011218000022;

            - обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.

             3. В срок до «27»  апреля 2018 года проинформировать в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - 8(3532)778070) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера № 08-07-154/2018).

            4. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

                                       

 

Члены комиссии               

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны