Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 08-07-293/2018 от 30 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:,

в присутствии:

представителей АО «Сфера» –,

представителей Государственного казенного учреждения «Комплексная безопасность» -,

представителей Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» -,

представителя Оренбургского филиала ПАО «Ростелеком» -,

рассмотрев жалобу АО «Сфера» на действия Государственного казенного учреждения «Комплексная безопасность», Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» при проведении открытого конкурса на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга (номер извещения № 0853500000318002930),

 

УСТАНОВИЛА:

 

18 мая 2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба АО «Сфера» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения «Комплексная безопасность» (далее – Заказчик), Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга (номер извещения № 0853500000318002930) (далее – электронный аукцион).   

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), оператору электронной площадки, Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.

Представители Заявителя доводы жалобы поддержали в полном объеме, пояснили следующее:

1. Заказчик объединил в один лот несколько технологически и функционально не снизанных видов работ и услуг, которые ведут к укрупнению закупки. Так, в документации открытого конкурса на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб но единому номеру "112" города Оренбурга Заказчик использует код позиции 63.11.19.000: «Услуги прочие по размещению к предоставлению инфраструктуры информационных технологий», однако, данный код соответствует лишь части перечня работ и услуг, указанных а Техническом задании.

В открытый конкурс по «Созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб но единому номеру "112" города Оренбурга» Заказчик включил следующие технологически и функционально не связанные с предметом открытого конкурса виды работ и услуг: «Разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Оренбургской области и корректировка Технического проекта» и «Выполнение строительно-монтажных работ».

Укрупнение данного открытого конкурса, в том числе ведет и к нарушению основных базовых принципов бюджетной и контрактной систем Российской Федерации, таких как прозрачность (открытость), адресность и целевой характер бюджетных средств, эффективность использования бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации): открытости, профашист и информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма Заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

2. Заказчик нарушает правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона о контрактной системе, что не позволяет участнику закупки определить объем выполняемых работ и услуг в рамках открытого конкурса и провести их оценку.

В документацию открытого конкурса Заказчик не вложил описание базовых исходных данных по приспособлению помещений операторского и серверного зала ЦОВ, такие как поэтажная планировка здания и помещений, технико-экономические показатели здания и помещений а именно: площади помещений, функциональное назначение помещений, ведомость отделки помещении, ведомость перекрытий и проемов, для выполнения работ но приспособлению помещений Операторского зала ЦОВ и серверного помещения и работ по организации структурированной кабельной сети в ЦОВ. Также участнику закупки не представляется возможным выполнить оценку необходимых затрат трудовых и материальных ресурсов для выполнения указанных видов работ. Описанный Заказчиком в таком виде перечень работ по приспособлению помещении приводит к нарушению норм ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Отсутствие вышеуказанных данных ограничивает возможность любого заинтересованного лица иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать Исполнителем работ в рамках данного открытого конкурса.

3. Заказчиком неверно выбран метод определения начальной (максимальной) цены контракта.

4. Заказчик объединил в составе данного открытого конкурса на «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга» услуги и работы, которые должны быть объявлены только посредством электронных аукционов.

Заказчиком были нарушены требования ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе и распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 417 «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводит аукцион в электронной форме», путем включения в состав Технического задания работ и услуг, которые не могут быть в составе настоящего открытого конкурса, а должны быть объявлены только посредством электронного аукциона.

5. Согласно требованиям конкурсной документации, Заказчик возлагает на Исполнителя обязанность по предоставлению модели угроз безопасности информации Системы-112.

Заказчик, вводя требование по предоставлению модели угроз безопасности информации, заведомо делает Техническое задание не исполнимым, что повлечет для Исполнителя штрафы и пени, за неисполнение условий контракта и пропуска сроков сдачи работ.

Представители Заявителя указали, что представленный Заказчиком Технический проект (СФЭА.425790.445), который был выложен Заказчиком в составе конкурсной документации «Система обеспечения вызова экстренны оперативных служб по единому номеру «112» Оренбургской области» (далее Технический проект (СФЭА.425790.445)) уже был создан ранее, согласован и утвержден МЧС России, а в состав документации Технического проекта входит документ (СФЕА.425790.445.П2.04) «Модель угроз безопасности информации ограниченного доступа», следовательно, включение требований по предоставлению Исполнителем модели угроз безопасности информации Системы-112 является избыточным.

6. Заказчик установил избыточные требования по наличию у участника лицензии на услуги связи по предоставлению каналов связи, данное требование не позволяет принять участие в закупке организациям, которые используют каналы связи на правах аренды, кроме того,  нарушает законные интересы и права участника (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

7. В ходе анализа плана закупок и статей бюджета, на которые Заказчик планирует потратить денежные средства, Заявителем установлено, что денежные средства на закупку «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга» расходуются не аффективно, так как, не соблюдена адресность в виду включения нескольких статей бюджета в единый лот на «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга», при этом произошло увеличение стоимости лота за счёт дополнительных работ и услуг, которые уже перечислены в плане закупок.

Также представители Заявителя обратили внимание Комиссии Оренбургского УФА России на то, что идентификационный код закупки «18256121693305612010(400110026311244», указанный Заказчиком в документации открытого конкурса, и его предмет "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб но единому номеру "112" города Оренбурга», не соответствуют данным прописанным в плане закупок «182561216933056120100100110006311244 Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"», размещенным на сайте www.zakupkigov.ru, а код, на который ссылается Заказчик в документации открытого конкурса, отсутствует в плане закупок.

8. Заказчик создал Техническое задание не в соответствии с Техническим проектом (СФЭА.425790.445), выложенным в составе документации открытого конкурса, что привело к нарушению описания объекта закупки. Описанные решения в Техническом задании являются неработоспособными, что может привести в дальнейшее к неисполнению и/или ненадлежащему исполнению государственного контракта и нарушению основных принципов бюджетного и контрактного законодательства Российской Федерации.

Представители Заявителя отметили, что основным документом при создании автоматизированной системы является ГОСТ 34.601-90, в котором прописано, что сначала должны разрабатываться проектные решения по системе в целом и ее частям (указаны в Техническом проекте (СФЕА.425790.445), и только после разработки проектных решений ввод автоматизированной, системы в действие, включающий в себя комплектацию автоматизированной системы поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).

Таким образом, создание Системы-112 Оренбургской области должно проходить на основе имеющегося у Заказчика, согласованного ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и утвержденного МЧС России технического проекта «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Оренбургской области (СФЕА.425790.445).

9. Заказчик вводит участников закупки в заблуждение ссылаясь на оборудование, которого не существует, а также предъявляет требования к пропускной способности каналов связи, для которой нет показателей ее определяющих. Таким образом, Заказчик нарушает правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, представители Заявителя отметили, что согласно положениям конкурсной документации Заказчик возлагает на Исполнителя требование осуществить взаимодействие с широким кругом организаций (операторов связи), не являющихся участником закупки. Наличие данного требования фактически перекладывает обязанность органов государственной власти, по регулированию действий операторов связи на Исполнителя, что противоречит статье 21 «Организации государственного регулирования деятельности в области связи» Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

При этом, в своих пояснениях Заказчик указывает, что наличие лицензии на услуги связи по предоставлению каналов связи позволит Исполнителю выполнять роль регулятора для других операторов.

Представители Заявителя указали, что проведя сравнительный анализ состава оборудования и требований к нему, предъявляемых в Техническом задании  и Техническом проекте (СФЕА.425790.445), были найдены несоответствия.

Также, представители Заявителя указали, что в действиях Заказчика имеются нарушения положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.7.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, представители Заказчиком нарушены следующие положения:

- положения Постановления Правительства РФ № 676 от 06.07.2015 г. «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»;

- положения рекомендаций информационного сообщества ФСТЭК России № 240/22/3031 от 22.06.2017 г. «О порядке рассмотрения и согласования моделей угроз безопасности информации и Технических заданий и создание государственных информационных систем»;

- положения ст. 28, 34, 36, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- положений ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».

 

Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснили следующее:

1. Указанные в конкурсной документации работы и услуги являются технологически и функционально связанных между собой. Функциональная связь данных работ заключается в порядке развертывания системы -112. Согласно Методическим материалам по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации (утв. МЧС России 01.09.2014), создание Системы-112 включает в себя следующие мероприятия:

- создание правовой базы системы-112 субъекта Российской Федерации;

- проектирование системы-112 в целом, в том числе выбор и утверждение заказчиком работ (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) модели и вариант построения системы-112;

- разработка проектной документации для отдельных объектов автоматизации;

- строительство новых и модернизация существующих линий связи для привязки объектов системы-112 к сети связи общего пользования;

- проведение строительных работ и реконструкции помещений (при необходимости);

- оснащение объектов системы-112 необходимым оборудованием и проведение монтажных и пусконаладочных работ;

- сопряжение объектов системы-112 между собой и с внешними автоматизированными и информационными системами с указанием на процесс подключения внешних (смежных) информационных ресурсов;

- организация межсетевого взаимодействия с системами-112 соседних субъектов Российской Федерации;

- обучение персонала системы-112;

- проведение опытной эксплуатации (по этапам);

- проведение государственных и приемочных испытаний и ввод системы-112 в эксплуатацию;

- организация информирования населения, включающего доведение соответствующей информации о введении системы-112 в субъекте Российской Федерации в действие и правилах обращения по единому телефонному номеру "112".

Заявленные к выполнению работы, в рамках настоящей закупки полностью соответствуют мероприятиям, указанным в Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации (утв. МЧС России 01.09.2014).

Предмет закупки является единой услугой, все стадии оказания которой неразрывно связаны между собой, они охватываются единым понятием система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга. Результатом работы должна стать информационная система - совокупность содержащейся в базах, данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств и информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; в соответствии с пунктом 3 и 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Таким образом, вычленение из общего комплекса взаимосвязанных работ поставки только оборудования в отдельный лот явилось бы нарушением целостности последовательного цикла выполнения всех работ в комплексе, существенно снижающем общее качество и эффективность результатов выполнения работ по предмету закупки. Кроме того, выполнение работ в едином комплексе сформулировано заказчиком с учетом подхода к оснащению, обеспечению, эксплуатации и управлению жизненным циклом предмета закупки как единого объекта, создание которого предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования и выполнения работ по предмету закупки всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации об объекте со всеми взаимосвязями и зависимостями. Обращаем Ваше внимание на то, что обоснование наличия или отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью товаров, работ, услуг со ссылками на номенклатуру ОКДП, является неверным, а отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, приведенной в ч. 1 ст. 17. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», свидетельствуя лишь о неоднородности работ.

По вопросу правомерности объединения в один лот (предмет закупки) представители Заказчика сообщили, что когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, работ, услуг, их целевым назначением, достижением единой цели, а также следующими критериями: необходимость в использовании единого комплекса программных и технических средств, в качестве единой технологической цепочки; наличие функциональной связи между товарами, обусловленная достижением одной цели, максимального результата (данная точка зрения подтверждается решением АС г. Москвы от 13 марта 2014 г. по делу № А40-188579/2013; Постановлением ФАС УО от 25 сентября 2012 г. по делу № А50-25886/2011; Определением ВАС РФ от 31 октября 2012 г. № ВАС-13676/12 по делу № А19-18645/2011; Постановлениями ФАС ВСО от 23 августа 2013 г. по делу № А74-5766/2012, от 10 июля 2012 г. по делу № А19-18645/2011, Постановление от 22 апреля 2013 г. по делу № А40-151759/2012 (9 ААС). Заявитель в своей жалобе пытается ввести УФАС в заблуждение в частности, преподносит разработку системного проекта телекоммуникационной подсистемы, как разработку проектной документации для строительно-монтажных работ, однако системный проект телекоммуникационной подсистемы не содержит решений, относящихся к строительно-монтажным работам. В п. 4.1.1.14 указаны характеристики, которыми Исполнитель руководствуется при выборе места размещения операторского зала и серверного помещения в существующем здании. Таким образом заявленные работы по контракту являются связанными между собой технологически и функционально, приведенные примеры закупок других регионов направленны на развитие уже созданных систем 112 и не могут являться сопоставимыми с настоящей закупкой.

Порядок разработки системного проекта определяется Методическими рекомендациями по порядку и правилам построения и функционирования телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В рамках ТП система-112 рассматривается со стороны Заказчика и его зоны ответственности -создание ЦОВ/РЦОВ, ЦОВ на базе ЕДДС (ЦОВ-ЕДДС) и интеграции с ДДС, в части телекоммуникационной подсистемы рассматриваются общие параметры - пропускная способность канала, основные\резервные маршруты, оборудование связи на объектах.

Системный проект отражает зону операторов связи - схемы для каждого района детализированные с подробным указанием каждого маршрута, что позволяет Заказчику по результатам получить информацию по стоимости аренды каналов для формирования бюджета.

Таким образом, системный проект - это детализированная часть Технического проекта, должны друг другу соответствовать и не противоречить.

Также, представители Заказчика указали, что при создании системы 112 выполнение работ по проектированию помещения отдельно и создании системы отдельно внесет разрыв в функционально связанные этапы выполнения работ, а также может привести к противоречиям между различными исполнителями, что неизбежно приведет к потере временного ресурса, который невосполним.

2. Представители Заказчика указали, что строительные работы Техническим заданием не предусмотрены, а перечисленные требования в п. 4.1.1.14 являются одним из вариантов приспособления помещения и не является обязательным к выполнению, выполняются в случае необходимости по решению Исполнителя.

3. Представители Заказчика пояснили, что данный довод Заявителя является необоснованным, поскольку при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик руководствовался нормами Закона о контрактной системе.

4. Представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 города Оренбурга, данный код ОКПД не включен в аукционный перечень.

5. Состав работ по данному техническому заданию предполагает корректировку технического проекта, что приведет к необходимости корректировки документации относящейся к области защиты информации в информационных системах, в том числе изменение модели угроз безопасности информации Системы-112.

6. Довод Заявителя о наличии лицензии на услуги связи по предоставлению каналов связи является необоснованным, поскольку контрактом предусмотрено привлечение соисполнителя, в связи с чем для выполнения лицензируемых видов деятельности участник вправе привлечь субподрядчиков.

7. Представители Заказчика пояснили, что позиция план-графика была отменена в связи с объявлением обжалуемой закупки. Заказчик ГКУ «Комплексная безопасность» создано в 06 декабря 2017 г., соответственно оплата услуг по корректировки проекта в рамках договора 79975-ДОГ/0601-17 от 19.06.2017 г. не представлялась возможной.

8. Данный довод Заявителя является необоснованным, поскольку Техническое задание подразумевает корректировку Технического проекта в целях приведения в соответствия с действующими нормативными актами, Методическим материалам по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации.

Позиция заявителя сводится к тому, что Техническое задание не соответствует ранее разработанному Техническому проекту, п. 5.3. Технического задания, Исполнитель в рамках исполнения обязательств перерабатывает, согласовывает с МЧС России Технический проект в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями МЧС России. Так же необходимость корректировки Технического проекта обусловлена решением об использовании УСПО-112 предоставленного МЧС России на безвозмездной основе в соответствии с письмом Зам Министра МЧС России В.В. Степанова №43-596-33 от 14.02.2015 г.

9. Данный довод Заявителя является необоснованным, поскольку Заказчик не устанавливает требования к пропускной способности VPN каналов, пропускная способность определяется на этапе корректировки ТП, создания Системного проекта и уточняется в ходе опытной эксплуатации Системы-112.

В рамках данной закупки подсистема обеспечения информационной безопасности создается в части установки комплекса СКЗИ, организационных и технических средств ограничения и контроля доступа.

ТЗ не предусматривает обязанности Исполнителя в регулировании деятельности операторов связи.

Представители Уполномоченного органа жалобу просили признать необоснованной полностью поддержав доводы, изложенные Заказчиком.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы и доводы сторон, пришла к следующим выводам:

23.03.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (номер извещения № 0853500000318001582).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 145 735,17 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, исходя из указных норм Заказчик формирует требования к объекту закупки исходя из своих потребностей с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0853500000318002930 объектом закупки является «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга».

Исходя из полученных пояснений Заказчика, при формировании объекта закупки Заказчик руководствовался методическими материалами по созданию системы «112» в субъектах Российской Федерации. Предмет закупки является единой услугой, все стадии оказания которой неразрывно связаны между собой и охватываются единым понятием «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» города Оренбурга.

Также, следует отметить, что результатом работы должна стать информационная система - совокупность содержащейся в базах, данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств и информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, требования Заказчика сформированы, в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Проанализировав изложенное, учитывая, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе № 0853500000318002930 было подано 4 заявки, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заявителем не предоставлены доказательства того, что Заказчиком объект закупки сформирован с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В п. 4.1.1.14 Технического задания конкурсной документации Заказчиком установлены требования к приспособлению помещений операторского и серверного зала ЦОВ, которые включают в себя:

- требования к Операторскому залу ЦОВ (например: зачистка помещения от проникновения пыли и газов, обеспечение естественного освещения помещения, организация фальшпола, использование для отделки стен и потолка специализированных материалов, установка разграничительных перегородок);

- требования к серверному помещению (например: оборудование серверного помещения системами контроля доступа, охранной сигнализации, пожарной сигнализации, пожаротушения, кондиционирования и вентиляции, освещения и аварийного освещения; оборудование серверного помещения системой контроля и управления микроклиматом; оборудование серверного помещения защитным или рабоче-защитным заземляющим устройством).

Исходя из полученных пояснений Заказчика, перечисленные в п. 4.1.1.14 технического задания конкурсной документации требования являются одним из вариантов приспособления помещения и не является обязательным к выполнению, выполняются в случае необходимости по решению Исполнителя.

В ходе анализа положений п. 4.1.1.14 Технического задания конкурсной документации,  Комиссией Оренбургского УФАС России нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в конкурной документации содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, определенное методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. В этой связи, правильность определения начальной (максимальной) цены контракта, а также правомерность выбранного метода определения начальной (максимальной) цены контракта в полномочия антимонопольного органа не входит.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя, в данной части, Комиссия Оренбургского УФАС России оставляет без рассмотрения.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе, Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса № 0853500000318002930 объектом закупки является «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга».

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 471-р от 21.03.2016 г., работы по созданию системы  обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" не входят. Таким образом, Заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика путем проведения открытого конкурса.

В соответствии с п. 8 Технического задания конкурсной документации, Исполнитель должен предоставить следующий комплект документов: модель угроз безопасности информации Системы-112.

Исходя из полученных пояснений Заказчика, состав работ по данному техническому заданию предполагает корректировку технического проекта, что приведет к необходимости корректировки документации относящейся к области защиты информации в информационных системах, в том числе изменение модели угроз безопасности информации Системы «112».

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В ходе анализа положений п. 8 Технического задания конкурсной документации,  Комиссией Оренбургского УФАС России нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе не установлено, Заявителем доказательства обратного не предоставлены.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системы, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пп. г п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 27 информационной карты конкурсной документации,  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1  части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон) указан в п. 27 Информационной карты конкурса.

В п. 27 информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено следующее:

«1. Копия лицензии ФСТЭК России на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации (в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. №79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»);

2. Копия действующей лицензии ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), которая позволяет выполнять работы и (или) оказывать услуги по разработке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»);

3. Копия лицензии на услуги связи по предоставлению каналов связи».

При этом, документация об открытом конкурсе № 0853500000318002930 не содержит запрета на субподряд.   

В соответствии с п. 5.1.1 проекта контракта, Подрядчик имеет право заключать по согласованию с Заказчиком договоры субподряда со специализированными организациями на выполнение работ, предусмотренных настоящим Контрактом. При этом Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком и обеспечивает контроль над ходом выполняемых работ субподрядчиком.

В соответствии с п. 5.2.13 проекта контракта, Подрядчик обязан информировать Заказчика о заключении договоров субподряда со специализированными организациями, имеющими свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта (при наличии), привлекаемыми для выполнения работ по настоящему Контракту, и обеспечить контроль за ходом выполняемых ими работ.

Проанализировав положения конкурсной документации по указанным пунктам, Комиссия Оренбургского УФАС России не усматривает нарушений Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно материалам дела, а также информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru  и на электронной торговой площадке, поступило 12 запросов о разъяснении положений документации, ответы на которые размещены в единой информационной системе в установленные Законом о контрактной системе сроки.

В связи с чем, доводы Заявителя относительно нарушения Заказчиком требований статьи 65 Закона о контрактной системе являются неубедительными.  

Согласно ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.

Часть 11 статьи 21 Закона о контрактной системе вступает в силу с 1 января 2017 года.

Согласно ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя, в данной части, Комиссия Оренбургского УФАС России оставляет без рассмотрения.

Заявитель в своей жалобе указал на тот факт, что техническое задание не соответствует техническому проекту, размещенному в составе конкурсной документации.

Исходя из полученных пояснений Заказчика, техническое задание подразумевает корректировку Технического проекта в целях приведения в соответствия с действующими нормативными актами, Методическим материалам по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации.

Проанализировав положения конкурсной документации в данной части, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений требований Закона о контрактной системе не усматривает.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик в техническом задании ссылается на оборудование, которое не существует, а также предъявляет требования к пропускной способности каналов связи, для которой нет показателей ее определяющих.

Между тем, в обоснование указанных доводов, Заявитель не представил доказательств.

В п. 5.2 технического задания конкурсной документации Заказчиком установлено: «Работы по монтажу, пуско-наладке оборудования объектов системы-112 должны включать: подключение к каналам связи и передачи данных в соответствии с п. 4.1.1.1.  настоящего Технического задания».

В п. 4.1.1.1 технического задания конкурсной документации Заказчиком установлено: «Система-112 предназначена для обеспечения функционирования единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Оренбургской области. Система должна обеспечивать возможность информационного взаимодействия органов повседневного управления, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб.

Система должна обеспечивать функционирование с использованием унифицированного программного обеспечения системы-112 (далее – УСПО-112), разработанного по заказу МЧС России и предоставляемого на безвозмездной основе для установки на всех объектах системы-112 Оренбургской области.

В состав Системы-112 в качестве объектов входят: ЦОВ, РЦОВ, ЕДДС, а также АРМ в интегрируемых в Систему-112 ДДС ЭОС. В качестве подсистем:

- телекоммуникационная;

- информационно-коммуникационная;

- консультативного обслуживания населения;

- геоинформационная;

- мониторинга;

- обеспечения информационной безопасности.

Решение задач Системы-112 обеспечивают развернутые на объектах вышеуказанные подсистемы».

Исходя из полученных пояснений Заказчика, Заказчик не устанавливает требования к пропускной способности VPN каналов, пропускная способность определяется на этапе корректировки ТП, создания Системного проекта и уточняется в ходе опытной эксплуатации Системы-112. В рамках данной закупки подсистема обеспечения информационной безопасности создается в части установки комплекса СКЗИ, организационных и технических средств ограничения и контроля доступа.

В ходе анализа положений п. 4.1.1.1, п. 5.2 Технического задания конкурсной документации,  Комиссией Оренбургского УФАС России нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе не установлено.

В своей жалобе Заявитель также указывает, что «Заказчик возлагает на Исполнителя требование осуществить взаимодействие с широким кругом организаций (операторов связи), не являющихся участником закупки. Наличие данного требования фактически перекладывает обязанность органов государственной власти, по регулированию действий операторов связи на Исполнителя».

Между тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит положений, которые возлагали бы на Исполнителя обязанности по регулированию действий операторов связи.

Кроме того, выявления нарушений положений Постановления Правительства РФ № 676 от 06.07.2015 г. «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»; положений рекомендаций информационного сообщества ФСТЭК России № 240/22/3031 от 22.06.2017 г. «О порядке рассмотрения и согласования моделей угроз безопасности информации и Технических заданий и создание государственных информационных систем»; положений ст. 28, 34, 36, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации; положений ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», в полномочия антимонопольного органа не входит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Сфера» на действия Государственного казенного учреждения «Комплексная безопасность», Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр организации закупок» при проведении открытого конкурса на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" города Оренбурга (номер извещения № 0853500000318002930), необоснованной.

2. Передать материалы дела в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области для решения вопроса о наличии/отсутствии в действиях должностных лиц Заказчика нарушений при формировании плана закупок, плана-графика, а также нарушений положений ст. 28, 34, 36, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Передать материалы дела в Министерство внутреннего финансового контроля Оренбургской области для решения вопроса о наличии/отсутствии в действиях должностных лиц Заказчика нарушений при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о наличии/отсутствии в действиях Заказчика нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                    

Члены комиссии                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны