Решение б/н Решение от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГАУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Оренбургский филиал

 

 

ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка

 

 

 

АО «Газпромбанк»

 

 

Рассмотрение жалобы состоялось 25 декабря 2023 г.                                                                                                                              В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2023 г.                                         г. Оренбург

 

Решение по делу № 056/07/3-1326/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии –,

членов Комиссии:

 

 

при участии представителей ФГАУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Оренбургский филиал (далее - ФГАУ «Микрохирургия глаза») на основании доверенности:           ;

при участии представителей ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка на основании доверенности:                   .;

при участии представителя победителя торгов АО «Газпромбанк» на основании доверенности –      ;

рассмотрев жалобу ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка (вх. № 9188-ЭП/23 от 14.12.2023) на действия заказчика ФГАУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Оренбургский филиал при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по безналичному расчету (совершение расчетных операций с использованием платежных карт в кассах филиала) на 2024 год (извещение № 32313034169),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка (вх. № 9188-ЭП/23 от 14.12.2023) на действия заказчика ФГАУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Оренбургский филиал при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по безналичному расчету (совершение расчетных операций с использованием платежных карт в кассах филиала) на 2024 год (извещение № 32313034169).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, организатору и заказчику закупки было направлено уведомление от 19.12.2023 исх. № ИБ/5821/23 о принятии жалобы к рассмотрению.

Рассмотрение жалобы было назначено на 22.12.2023 в 14 ч. 30 мин., при рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 25.12.2023 г. 14 ч. 30 мин.

Согласно доводам жалобы заявителя, (1) действия заказчика привели к невозможности участия Банка в закупке. Заявка Банка на участие в закупке, соответствующая всем требованиям Извещения о закупке, размещена на электронной площадке 08.12.2023г. в 14:49 (московского времени). В извещение о закупке внесены изменения с установлением нового спорного требования к предмету закупки и размещены 08.12.2023г. в 15:18 (московского времени). У банка до подачи заявки объективно отсутствовала возможность ознакомления с изменениями в Извещении о закупке и направления Заказчику запроса о разъяснении спорного требования. (2) Установление нового спорного требования не является для заказчика объективной необходимостью, поскольку оказание услуг по результатам закупки возможно с использованием иного решения, аналогичного программного обеспечения других производителей для возможности интеграции с программным обеспечением Заказчика. Соответственно, спорное требование является избыточным, обоснование объективной необходимости интеграции именно по протоколу Arcus2 отсутствует. Установление спорного требования привело к невозможности участия банка в закупке.

От ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка письмами (вх. № 9277-ЭП/23 от 15.12.2023 г., вх. № 9604-ЭП/23 от 22.12.2023 г., вх. № 9706-ЭП/23 от 25.12.2023 г.), поступили дополнительные доводы жалобы, связанные с оспариванием положений документации закупки.

В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. ФГАУ «Микрохирургия глаза» в своих пояснениях не согласилось с доводами жалобы.

Согласно пояснениям заказчика, ARCUS2 – это библиотека, предназначенная для интеграции пин-пад терминалов  Ingenico с кассой (ККТ). Дистрибутив ARCUS2 обязан предоставить банк-эквайер.  Программное обеспечение ARCUS2 не приобреталось и не инсталлировалось заказчиком, оно было предоставлено банком-эквайером.  В 2015 г. между ФГАУ «Микрохирургия глаза» и ПАО «Сбербанк России» был заключен договор на оказание услуг эквайринга, данный договор действовал до 2020 г. Услуги эквайринга оказывал именно ПАО «Сбербанк», предоставивший Заказчику банковские терминалы Ingenico вместе с ПО.

Соответственно, под банковские терминалы Ingenico, работающие по протоколу Arcus2 и была разработана интеграция с МИС (Медицинской Информационной Системой), действующая по сегодняшний день.

Разработка интеграции для использования терминалов, работающих по другим протоколам (отличным от Arcus2) потребует привлечения дополнительных финансовых, человеческих и временных затрат. До завершения данных доработок программного обеспечения приём безналичных платежей будет невозможен, работа Оренбургского филиала будет «парализована». Совместимость оборудования Arcus2 была добавлена с целью исключения дополнительных затрат и не целесообразности указанных доработок при заключении каждого нового контракта на эквайринг.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГАУ «Микрохирургия глаза» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС. 

01.12.2023 г. ФГАУ «Микрохирургия глаза» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32313034169 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по безналичному расчету (совершение расчетных операций с использованием платежных карт в кассах филиала) на 2024 год.

Дата начала срока подачи заявок 01.12.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 14.12.2023 г. в 09:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов 15.12.2023 г.

Извещение запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по безналичному расчету (совершение расчетных операций с использованием платежных карт в кассах филиала) на 2024 год (далее – Извещение) размещено в ЕИС 01.12.2023 г. (в действующей редакции 08.12.2023 г.).

В силу ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии с п. 8.3.2 Положения, при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Согласно п. 8.3.3 Положения, в случае внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения в единой информационной системе указанных изменений до окончания срока подачи заявок оставалось не менее трех рабочих дней.

В Извещение 08.12.2023 г. были внесены изменения, в связи с чем срок окончания подачи заявок был продлен до 14.12.2023 г.

Таким образом, учитывая то, что срок подачи заявок был продлен на 3 рабочих дня, в действиях заказчика, связанных с внесением изменением в Извещение, нарушений порядка проведения торгов, Комиссией не установлено. Довод жалобы (1) не нашел своего подтверждения.

Рассматривая довод жалобы (2) об установлении заказчиком избыточного требования, Комиссия приходит к следующим выводам.

В п. 7 раздела IV Извещения «Техническая часть. Техническое задание», установлены требования к стационарным терминалам. Так, оборудование исполнителя должно соответствовать следующим техническим характеристикам:

• Наличие клавиатуры для ввода PIN-кода

• Ридеры карт -    Смарт-карта, Магнитная полоса, PayWave, PayPass;

Совместимость с технологиями -    Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay;                                                                             

• Связь (и/или) Ethernet/ GPRS/ Wi-Fi;

• Стационарное подключение к сети интернет через персональный компьютер (используя- USB порт) интегрированный с кассой, марка онлайн касс - «Штрих М-01ф»- 15шт;  АТОЛ FPrint-22 ПТК -1 шт.;

• Оборудование должно поддерживать возможность интеграции по протоколу Arcus2.

Как установлено Комиссией, существует два типа терминалов:

-не интегрированные терминалы, не подключатся к информационной системе организации, работают автономно, сумма оплаты вводится вручную;

-интегрированные, подключаются к Информационной системе организации.

В соответствии с техническим заданием Извещения, заказчику необходимы интегрированные терминалы.

Исходя из пояснений заказчика, их МИС (Медицинская Информационная Система) разработана для взаимодействия с терминалами, работающими по протоколу Arcus 2.

В подтверждение своих доводов и факта наличия разработанной МИС, заказчиком представлены в материалы дела: файлы журналов операций терминала Ingenico по протоколу Arcus2; снимки экрана диска «С» компьютера, установленного в кассе, подтверждающие использование программного обеспечения протокола Arcus 2; снимки экрана исходного кода информационной системы ФГАУ «Микрохирургия глаза», подтверждающие наличие интеграции и использование протокола Arcus2).

В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1)в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2)в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3)в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а)несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б)закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в)закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г)закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В свою очередь, документы, подтверждающие наличие зарегистрированного товарного знака с наименованием «Arcus 2», в материалы дела не представлены.

Как и не представлено доказательств того, что установленное требование в Извещении о возможности интеграции по протоколу Arcus 2, влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Напротив, представители ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка на заседании Комиссии подтвердили возможность поставки и установки терминалов, подходящих под указанные в Извещении характеристики, акцентируя внимание на том, что сам факт установления спорного требования противоречит Закону о закупках.

При этом, Комиссией отмечает, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Учитывая изложенное, рассматриваемое требование, установленное в Извещении, применяются в равной степени ко всем участникам, не противоречит законодательству и обусловлено потребностью заказчика, возникшей в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемого оборудования с уже используемой заказчиком информационной системой. Довод жалобы признается необоснованным.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. При этом, лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок. В связи с вышеуказанным, учитывая, что дополнительные доводы жалобы заявителя (от 15.12.2023 г., от 22.12.2023 г., от 25.12.2023 г.) поступили в Оренбургское УФАС России после окончания срока подачи заявок (14.12.2023 г.), Комиссией, данные доводы оставляются без рассмотрения.                                                                                                  

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ПАО «Сбербанк России» в лице Поволжского банка (вх. № 9188-ЭП/23 от 14.12.2023) на действия заказчика ФГАУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Оренбургский филиал при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по безналичному расчету (совершение расчетных операций с использованием платежных карт в кассах филиала) на 2024 год (извещение № 32313034169), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение № 32313034169) уведомлением Оренбургского УФАС России от 19.12.2023 исх. № ИБ/5821/23.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны