Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 28 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:

(…)

рассмотрев жалобу (…) (вх. № 4505 от 17.04.2023) на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей» при проведении запроса цен на благоустройство общественной территории сквер Богдана Хмельницкого, расположенного по адресу: г. Орск Оренбургской области (извещение № 32312276854),

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила (…) (далее – Заявитель) (вх. № 4505 от 17.04.2023) на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей» (далее – Заказчик) при проведении запроса цен на благоустройство общественной территории сквер Богдана Хмельницкого, расположенного по адресу: г. Орск Оренбургской области (извещение № 32312276854) (далее – закупка).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о рассмотрении жалобы Заявителю – от 20.04.2023 исх. № 3473, Заказчику – от 20.04.2023 исх. № 3472.

Рассмотрение жалобы было назначено на 24.04.2023 г. 16 ч. 30 мин.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 26.04.2023 г. 10 часов 00 минут, о чем направлены уведомления: Заявителю, Заказчику – от 25.04.2023 № ИБ/117/23.

 Исходя из доводов жалобы следует, что Заказчиком проводится процедура запроса цен на благоустройство общественной территории сквер Богдана Хмельницкого, расположенного по адресу: г. Орск Оренбургской области (извещение № 32312276854). Заявитель считает, что при подготовке документации закупки Заказчиком допущены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Заявитель полагает, что выбор способа закупки Заказчиком нецелесообразен, экономически неэффективен, также считает, что срок подачи заявок Заказчиком необоснованно сокращен, поскольку у большинства участников нет возможности лично доставить заявку на место подачи заявок, также указывает, что у участников нет возможности быть свидетелями вскрытия конвертов с заявками, то есть Заказчиком не соблюдается принцип информационной открытости закупки.

Заявитель считает, что в техническом задании Заказчиком не представлено достаточно информации для определения функциональных и качественных характеристик товара, который используется для выполнения работ. Также Заявитель указал, что не смог направить запрос о даче разъяснений, поскольку запрос разъяснений можно было подать только 11 апреля 2023 г. Заявитель полагает, что указанные нарушения не позволяют участвовать большому количеству участников в закупке, ведут к ограничению конкуренции, просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, пояснили, что документация составлена Заказчиком в соответствии с действующим законодательством и Положением о закупке. Указали, что запрос цен является одним из видов конкурентных способов закупки.

Представители Заказчика пояснили, что срок подачи заявок установлен в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Орский краеведческий музей».

Полагают, что довод заявителя о невозможности подать заявку на участие в данной процедуре из иных регионов РФ безоснователен, так как в настоящее время существует много сервисов доставки документов за один день, а также указали, что Заказчиком не установлен запрет на подачу заявок на участие в закупке с использованием иных способов подачи документов, например, Почтой России, курьерской доставкой и др.

Представители Заказчика также указали, что соответствии с Положением о закупках вскрытие конвертов является отдельным этапом только в том случае, если в закупке предусмотрено наличие нескольких этапов закупки (пп. 13 п.6.5 раздела 6 Положения о закупках), однако для данной процедуры предусмотрен один этап.

Относительно довода о недостаточности информации, необходимой для определения функциональных и качественных характеристик товара, который используется для выполнения работ, представители Заказчика пояснили, что согласно форме заявки (раздел 12.3 Документации о закупках) функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара заполняются в том случае, если предметом договора является оказание услуги, выполнение работы с использованием товара (материалов).

В данной закупке Заказчиком не были установлены требования к используемым товарам (материалам) поэтому заполнения данной информации не требовалось. Согласно локально-сметным расчетам, являющимся приложением или составной частью документации о закупке определены качественные характеристики товаров и материалов, подлежащих в использовании при выполнении работ.

Полагают, что срок для дачи разъяснений положений документации, установленный Заказчиком, соответствует требованиям законодательства о закупках.

Также представитель Заказчика указал, что Заявитель предоставил заявку по проводимой процедуре закупки на бумажном носителе, заявка была признана Заказчиком соответствующей требованиям документации о закупках, просили признать жалобу необоснованной.

В Комиссию от Заказчика поступили письменные пояснения о несогласии с доводами жалобы и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.

(…) также направило письменные возражения на жалобу Заявителя, в которых не согласилось с доводами Заявителя.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные документы и доводы сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

11 апреля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение о проведении запроса цен на благоустройство общественной территории сквер Богдана Хмельницкого, расположенного по адресу: г. Орск Оренбургской области (извещение № 32312276854).

Согласно Извещению о проведении закупки дата начала срока подачи заявок: 11.04.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 17.04.2023 12:00.

Дата подведения итогов:18.04.2023.

Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 18.04.2023 на участие в конкурсе подано 2 заявки, все заявки допущены к участию.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

На основании п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссией установлено, что Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей» утверждено Наблюдательным советом Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей» (Протокол заседания наблюдательного совета № 4 от «01» февраля 2023 г.) (далее – Положение о закупке) и размещено в ЕИС 10.02.2023 г.

В соответствии с п. 4.2 Положения о закупке конкурентные закупки осуществляются без проведения торгов: запрос цен, тендерный запрос.

В силу п. 20.1 Положения о закупке запрос цен – это конкурентный способ закупки, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса цен, документации о закупке, проекта договора, доступных неограниченному кругу лиц; описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ; победителем запроса цен признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и который предложило наиболее низкую цену договора.

Закон о закупках не содержит прямых норм по ограничению выбора Заказчиком способа проведения закупки, проводимой в рамках Закона о закупках.

 Установлено, что Заказчиком на основании Положения о закупке выбран способ закупке «запрос цен». Случаи, когда закупка должна быть проведена в электронной форме, установлены законодательством РФ, и рассматриваемом случае на проведенную закупку не распространяются.

В соответствии с п. 20.2 Положения о закупке извещение о проведении запроса цен, документация о закупке, проект договора размещаются Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за четыре дня до установленной в документации о закупке даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что извещение о проведении закупки, документация закупки размещены Заказчиком в ЕИС 11.04.2023 г., дата окончания срока подачи заявок: 17.04.2023 г.

Таким образом, Заказчиком установлен шестидневный срок для подачи заявок, что соответствует Положению о закупке.

В соответствии с пп. 13 п. 6.5 раздела 6 Положения о закупках вскрытие конвертов является отдельным этапом только в том случае, если в закупке предусмотрено наличие нескольких этапов закупки.

Вместе с тем, в соответствии с п. 20.4 Положения о закупке после окончания срока подачи заявок запрос цен проводится только в один этап: рассмотрение, оценка и сопоставление заявок.

Таким образом, этап вскрытия конвертов не является обязательным этапом процедуры запроса цен в силу Положения о закупке.

Согласно форме заявки (раздел 12.3 Документации о закупках) функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара заполняются в том случае, если предметом договора является оказание услуги, выполнение работы с использованием товара (материалов).

В данной закупке Заказчиком не были установлены требования к используемым товарам (материалам), следовательно, заполнения данной информации не требовалось.

Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласно локально-сметным расчетам, являющимся составной частью документации о закупке, определены качественные характеристики товаров и материалов, подлежащих в использовании при выполнении работ.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Представитель Заявителя указал, что не успел обратиться с запросом, поскольку срок предоставления разъяснений положений документации истек.

Вместе с тем, указанный довод не принимается Комиссией, поскольку не отвечать на запрос разъяснений, поданный после истечения срока подачи запроса разъяснений, является правом Заказчика, но не прямым запретом, установленным в законодательстве о закупках. Имея намерение принять участие в закупке, потенциальный участник вправе направить такой запрос в адрес Заказчика.

Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о невозможности сформировать и подать заявку на участие в процедуре запроса цен, также Заявитель не опроверг доводы Заказчика, ограничился лишь немотивированной декларацией ограничения конкуренции.

Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика при проведении запроса цен не ограничили число участников закупки в связи с тем, что согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 18.04.2023 на участие в запросе цен подано 2 заявки, в том числе и самим Заявителем, обе заявки допущены к участию, что свидетельствует о согласии как минимум двух участников выполнить работы на условиях, установленных документацией закупки, и о возможности составить заявку на участие в запросе цен с учетом и при наличии требований, установленных документацией.

Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 18.04.2023 при проведении данной закупки экономия составила 2 396 025,10 рублей.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о достижении целей и соблюдении принципов Закона о закупках в ходе проведения рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что обжалуемые действия Заказчика соответствуют Положению о закупках и не нарушают требования Закона о закупках.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (…) (вх. № 4505 от 17.04.2023) на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Орский краеведческий музей» при проведении запроса цен на благоустройство общественной территории сквер Богдана Хмельницкого, расположенного по адресу: г. Орск Оренбургской области (извещение № 32312276854) необоснованной.

  2. Муниципальному автономному учреждению культуры «Орский краеведческий музей» предписание об устранении нарушений не выдавать.

  3. Снять ограничения, наложенные на закупку (извещение 32312276854) уведомлением Оренбургского УФАС России от 20.04.2023 исх. № 3472.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны