Решение б/н Решение по делу № 07-16-95/2013 о нарушении антимонопольно... от 6 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,

в присутствии представителей:

заявителя –  ООО «Перспектива»: <…..>,

 от ответчиков:

от ОАО «ОКУ»:  <…..>,

от ООО «ЗГ Строймонтаж»:  представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013  г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении  ОАО «ОКУ»   (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино)  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения  ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

  

В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).

Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.

ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).

Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.

 

Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Заявитель просит  принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.

Оренбургским УФАС России на основании заявления  ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. №  148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013  в отношении ОАО «Орское Карьероуправление»  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного  в ущемлении интересов ООО «Перспектива»  путём  установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного   увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня.    

В ходе рассмотрения дела заявитель   пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня   и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.

В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам,  изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от        13.09.2013 г.,  письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г.,  письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.

От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя. 

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения  ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на  рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части  нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении  изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю  более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от            26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного  в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ»  об отгрузке в его  адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора  на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав  ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.

 ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только  заявки   № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.

Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.

На заявку   № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом         № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении  возможности поставки щебня  фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.

По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором   объяснило отсутствие возможности  поставки  щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы  щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.

В  ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.

Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора  на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом  ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.

Таким образом,  в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.

Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство                  № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ»  заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня       № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного  и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом                             ООО «Перспектива», свидетельствует  о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом,  на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим  ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».

3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж»  в части нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства  в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.   

 

Решение  может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                     <…..>                                                  

Члены Комиссии                                                                              <…..>   

                                                                                                                 <…..>

                                                                                                                  <…..>

                                                                                                   <…..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны