Решение б/н Решение от 13 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

ООО «Ломбард Тройка»

 

460005, г. Оренбург,

ул. Шевченко, д. 24, пом/эт 1.5/4,

офис №406

 

ООО «Рекламные решения»

460006, г. Оренбург, 

ул. Комсомольская, д.133

aburnaikin@ftown.ru

 

Заместителю начальника

Уральского главного управления Центрального банка РФ

….. (для сведения)

620144, г. Екатеринбург,

ул. Циолковского, д. 18

65bank@cbr.ru

 

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №056/05/28-114/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» марта 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «13» апреля 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

…– председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

…. – члена Комиссии, главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

….. – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии ответчиков:

– директора ООО «Ломбард Тройка» …, действующей на основании Устава (заявлено ходатайство об участии в заседании посредством ВКС вх. №3179 от 30.03.2021г.);

– представителя ООО «Рекламные решения» …., действующей на основании Доверенности №б/н от 18.02.2021г. (заявлено ходатайство об участии в заседании посредством ВКС вх. №3073 от 26.03.2021г.).

рассмотрев дело №056/05/28-114/2021, возбужденное в отношении ООО «Ломбард Тройка» (ИНН 5609192428) и ООО «Рекламные решения» (ИНН 5612166499) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»), содержащихся в рекламе, распространяемой посредством стикера, размещенного на рекламной конструкции в лифте МКД по адресу: г. Оренбург, улица 13 линия, дом 2,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – ФЗ «О рекламе») «11» января 2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведена проверка рекламы, размещенной и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки установлено, что в лифте жилого дома по адресу г. Оренбург, улица 13 линия, дом 2 посредством рекламной конструкции распространяется информация следующего содержания: «Сеть ломбардов Тройка, новые условия для наших клиентов, до 2700 р за 1 гр 585 пробы*, займы под 0%**, тариф VIP – для залогов свыше 100 000 рублей***»; «*На протяжении всего срока действия договора. Данная цена действует на золото 585 пробы. Сумма займа от 500 до 2 000 000 рублей. Ломбард выдает займы под залог ювелирных изделий. **Размер займа не зависит от срока пользования, размер займа ограничен только ценностью заложенного имущества (предмета залога) 1. На протяжении всего срока действия договора с 1 по 30 день 0,3% сутки, 9% - в месяц, 109, 500% годовых. 2. ПРИ ПОГАШЕНИИ ПРОЦЕНТОВ В ДАТУ ВОЗВРАТА ЗАЙМА, УКАЗАННОГО В ЗАЛОГОВОМ БИЛЕТЕ – ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ДНЕЙ – 0%, 0,2% В СУТКИ, 6% В МЕСЯЦ, 73% ГОДОВЫХ ***ДЛЯ ТАРИФА VIP – ДЛЯ ЗАЛОГОВ СВЫШЕ 100 000 РУБЛЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА. С 1 ПО 30 ДЕНЬ 0,12%, 3,6% В МЕСЯЦ, 43,8% ГОДОВЫХ. Срок пользования займом от 1 дня до 30 дней, с возможностью последующего перезалога до 365 дней. Валюта займа – рубли. Выдача займа только физическим лицам. Итоговая сумма займа для конкретного заемщика определяется Ломбардом индивидуально в зависимости от ценности заложенного имущества. Оценка ювелирных изделий осуществляется бесплатно. Подробнее о займе под залог ювелирных изделий, ее условиях можно узнать на сайте https://www.lombard-troika.ru/ или по телефону 90-22-28».

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Оренбургским УФАС России установлено, что вышеуказанная информация подпадает под понятие рекламы в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Следовательно, на данную рекламную информацию распространяются требования указанного Закона.

Усмотрев признаки нарушения требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при распространении указанной рекламы, Оренбургское УФАС России 11 февраля 2021г. Определением исх. №1173 от 11.02.2021г. в отношении ООО «Ломбард Тройка» (ИНН 5609192428) и ООО «Рекламные решения» (ИНН 5612166499) (владельца рекламной конструкции)  возбудило дело №056/05/28-114/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», которое было назначено к рассмотрению на 02 марта 2021 года в 11 часов 00 минут. В адрес ответчиков были сделаны запросы необходимых документов и пояснений.

В связи с необходимостью получения в материалы дела дополнительных документов и сведений заседание комиссий Определением исх. №1766 от 03.03.2020г. было отложено и назначено на 30 марта 2021г. на 11 часов 00 минут.

30.03.2021г. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение дела №056/05/28-114/2021. На заседании Комиссии присутствовали представители ответчиков, которые дали ряд пояснений по существу возбужденного дела.

Исходя из пояснений представителя ООО «Ломбард Тройка» …. содержание спорной рекламы было предоставлено для разработки макета ООО «Рекламные решения» Обществом. ООО «Рекламные решения» разработало макет рекламы, который затем был утвержден директором ООО «Ломбард Тройка». По словам …., согласованный макет содержал всю необходимую информацию, в том числе – наименование финансовой организации.

Согласно пояснениям представителя ООО «Рекламные решения» Семиной О.Ю. макет рассматриваемой рекламы на оранжевом фоне был разработан и утвержден в рамках действия предыдущего дополнительного соглашения к Договору на размещение рекламы. Однако при подготовке стикеров для размещения в январе сторонами было принято решение изменить фон с оранжевого на зеленый, в результате чего, по причине недосмотра ответственного сотрудника, наименование организации слилось с фоном. В последующем данный дефект был устранен путем подклейки недостающей информации.

Проанализировав представленные материалы и письменные пояснения, а также действующее законодательство, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Ломбард Тройка» является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Следовательно, ООО «Ломбард Тройка» является финансовой организацией, оказывающей и рекламирующей финансовые услуги.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ-196 «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Исходя из указанных выше требований рассматриваемая реклама ООО «Ломбард Тройка» является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленным     ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ввиду отсутствия в ней информации о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, а именно – отсутствует указание на организационно-правовую форму данного лица.

Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение вышеуказанных требований несет и рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 5, п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Оренбургским УФАС России установлено, что спорная реклама распространялась в рамках Дополнительного соглашения №РР00-002004 от 28.12.2020г. к Договору №КЕ170 от 13.08.2019г. по выполнению работ и оказанию услуг по размещению рекламно-информационных материалов, заключенного между ООО «Ломбард Тройка» (Заказчик) и ООО «Рекламные решения» (Исполнитель).

Согласно п. 1 указанного Соглашения Исполнитель выполняет работы и оказывает услуги, а Заказчик принимает и оплачивает работы и услуги по изготовлению и размещению рекламно-информационных материалов: Реклама в лифтах (Пакет Гагарина/15, Пакет Звездный городок 1/15, Пакет Звездный городок 2/15, Пакет Победы/15, Пакет Южный/15) с периодом размещения с 01.01.2021г. по 31.01.2021г.

Адресная программа размещения рекламы (п. 7 Соглашения) предусматривает распространение спорной рекламы в лифтах домов по ряду адресов, в том числе – по адресу ул. 13 Линия, д. 2.

Комиссией установлено, что счет на оплату услуг по размещению спорной рекламы в лифтах МКД №2004 от 28.12.2020г. был выставлен Заказчику по Договору также посредством e-mail, и был оплачен ООО «Ломбард Тройка» 29.12.2020г. (о чем свидетельствует представленная в Комиссию копия платежного поручения №1146 от 29.12.2020г.).

Материалы дела содержат скриншот переписки между ООО «Ломбард Тройка» и менеджером по продажам ООО «Рекламные решения», посредством которой происходили разработка и согласование макета спорной рекламы. Макет был утвержден директором ООО «Ломбард Тройка» …. 29.12.2020 года и содержал информацию о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги.

Тем не менее реклама, распространяемая посредством стикера, размещенного на рекламной конструкции в лифте МКД по адресу: г. Оренбург, улица 13 линия, дом 2, не содержит указанную информацию, что позволяет сделать вывод о том, что нарушение произошло на этапе производства стикера.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно п. 3.1.3 Договора на оказание услуг №КЕ170, заключенного сторонами, Заказчик имеет право проверять в течение срока размещения рекламы соответствие качества услуг согласованным сторонами условиям и в случае выявления несоответствия составить в присутствии представителя Исполнителя Акт о выявленных нарушениях.

Как следует из пояснений представителя ООО «Ломбард Тройка» …. сотрудники Общества в течение января 2021 года выборочно проверяли размещение рекламы в лифтах, однако несоответствий выявлено не было, Акты о выявленных нарушениях не составлялись.

Исходя из изложенного, Комиссия управления приходит к выводу, что ООО «Ломбард Тройка» как рекламодатель рассматриваемой рекламы имело возможность осуществить контроль за соблюдением законодательства о рекламе и предотвратить распространение ненадлежащей рекламы, однако не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных законом «О рекламе» требований. Также как не осуществило надлежащий контроль и не предприняло указанных мер и ООО «Рекламные решения» как рекламораспространитель.

По результатам анализа материалов дела Оренбургским УФАС России рекламодателем спорной рекламы определено ООО «Ломбард Тройка» (ИНН 5609192428), а рекламораспространителем – ООО «Рекламные решения» (ИНН 5612166499).

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено ответчиками в добровольном порядке (в материалах дела имеется подтверждающая фотофиксация рассматриваемой рекламы) у Комиссии не имеется оснований для выдачи ответчикам предписаний о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг ООО «Ломбард Тройка» (ИНН 5609192428), распространяемую посредством стикера, размещенного на рекламной конструкции в лифте МКД по адресу: г. Оренбург, улица 13 линия, дом 2, поскольку при ее распространении нарушены требования, установленные ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Ломбард Тройка» и ООО «Рекламные решения» не выдавать.

3. Передать материалы дела №056/05/28-114/2021 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      …

 

Члены Комиссии                                                                                    …

….

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны