Решение №б/н Реклама признана ненадлежащей, без выдачи предписания от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

……. – председателя Комиссии, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;       

……... - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

……... - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в отсутствии ответчиков:

- ИП извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

- С.Л. извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке осуществления государственного контроля, в целях проверки соблюдения требований, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – Закон                    о рекламе),   на  основании  статьи  33  ФЗ  «О рекламе»  сотрудниками  Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 15.12.2021г.  проведена проверка распространяемой рекламы на территории г. Оренбурга на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки установлено, что в газете «Рекламный гид Оренбуржья» №82 (928) от 24.11.2021г. на первой странице размещается следующая информация: «ПОКУПАЕМ АВТОМОБИЛИ в любом состоянии целые битые в залоге в

ограничении Деньги под залог АВТО бесплатный выезд эксперта-оценщика выплата всей суммы в день звонка выдача наличными или через банк автовыкуп56.рф ул. Макаренко, 40 +7…….».

В ходе правового анализа по факту распространения указанной рекламной информации установлено, что реклама распространяется в интересах физического лица С.Л., не осуществляющего профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургским УФАС России Определением исх. №2213 от 21.03.2022г. в отношении С.Л. и ИП возбуждено дело №056/05/28-242/2022 по признакам нарушения ч. 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Определением исх. №3540 от 22.04.2022г. рассмотрение дела было отложено на 18.05.2022г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

18.05.2022г. в 14 ч. 30 мин. состоялось рассмотрение настоящего дела. Ответчики на заседание не явились, однако представили запрошенные антимонопольным органом документы и пояснения.

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

В газете «Рекламный гид Оренбуржья» №82 (928) от 24.11.2021г. на первой странице размещается следующая информация: «ПОКУПАЕМ АВТОМОБИЛИ в любом состоянии целые битые в залоге в ограничении Деньги под залог АВТО бесплатный выезд эксперта-оценщика выплата всей суммы в день звонка выдача наличными или через банк автовыкуп56.рф ул. Макаренко, 40 +7……».

Комиссией определено, что вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услуге по предоставлению займов под залог движимого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 Комиссией установлено, что реклама, распространяемая в газете «Рекламный гид Оренбуржья» №82 (928), является рекламой финансовых услуг.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Статьей 28 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

 

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)» №353-ФЗ, не допускается.

Согласно статье 4 Федерального закона  от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Наряду с кредитными организациями осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007г. №196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Комиссией установлено, что спорная реклама размещалась в выпуске №82 (928) от 24.11.2021г газете «Рекламный гид Оренбуржья» (учредителем является ИП) по заказу физического лица. При этом договор и документы, подтверждающие оплату размещения рекламы у редакции газеты «Рекламный гид Оренбуржья» отсутствуют. Согласование макета рекламы и условий размещения происходило посредством переписки в мессенджере «Viber» и по номеру телефона +7…….

Согласно информации, представленной по запросу антимонопольного органа оператором связи ПАО «ВымпелКом», указанный в рекламе номер телефона принадлежит физическому лицу – С.Л. на основании договора на оказание услуг связи №467179914.

В письменных пояснениях С.Л. факт размещения спорной рекламы в выпуске №82 (928) от 24.11.2021г. газеты «Рекламный гид Оренбуржья» не отрицает и указывает, что занимается выкупом автомобилей как физическое лицо в личных целях, займов населению не выдает. Текст рекламы был скопирован с аналогичных объявлений, размещенных в сети Интернет, формулировка «…Деньги под залог…» не была удалена перед отправкой макета рекламы в редакцию.

Комиссией установлено, что сведений подтверждающих, правомерность С.Л. выдавать деньги под залог движимого имущества не имеется. Проверка данной информации, перед размещением рекламных материалов в газете «Рекламный гид Оренбуржья» ИП и сотрудниками редакции не проводилась, обратного не представлено.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что распространение спорной рекламы осуществляется в нарушение требований, установленных ч. 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 13 ст. 28 Закона, несут и рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем является С.Л., а рекламораспространителем ИП.

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено, ИП в антимонопольный орган представлен оригинал выпуска №9(941) от 16 марта 2022г., согласно которому ненадлежащая реклама больше не размещается в печатном издании «Рекламный Гид Оренбуржья» г. Орск, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

                 РЕШИЛА:

 

          1. Признать рекламу по выдаче займов под залог авто, распространяемую в газете «Рекламный гид Оренбуржья» №82 (928) от 24.11.2021г. ненадлежащей и нарушающей ч. 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

          2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

          3. Передать материалы дела № 056/05/28-242/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ИП и С.Л. производства по делу об административном правонарушении.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны