Решение б/н Решение от 18 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул.Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

   

Заявитель:

Директору ООО «РемСтрой»

 

Заказчик:

И.о. начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа

 

Победитель:

Директору ООО «СПЕЦСЕРВИС»

 

 

     

18.10.2021

9153

 

 

 

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 056/06/54.3-1127/2021

 

18 октября 2021 года                                                                                             г. Оренбург

                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 октября 2021 года

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.

В присутствии представителя отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа –по доверенности,

представители ООО «РемСтрой» на рассмотрении не присутствовали, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «РемСтрой» на действия отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Сквера по ул. Коммунистическая в г. Гай Оренбургской области I этап 1 часть (номер извещения № 0353300011221000144),

УСТАНОВИЛА:

 

12.10.2021г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «РемСтрой» (далее - Заявитель) на действия отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Сквера по ул. Коммунистическая в г. Гай Оренбургской области I этап 1 часть (номер извещения № 0353300011221000144) (далее – Закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из содержания жалобы следует, что требования Заказчика о предоставлении исполненных контрактов без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта в качестве подтверждения опыта исполнения контракта является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.

Представитель Заказчика просил признать жалобу Заявителя необоснованной, уточнив, конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных доводов ООО «РемСтрой» Заявителем не представлено.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

21.09.2021г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация на проведение открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Сквера по ул. Коммунистическая в г. Гай Оренбургской области I этап 1 часть (номер извещения № 0353300011221000144).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 678 940,00 рублей.

Конкурсная документация утверждена Заказчиком.

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с п. 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:

1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;

2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;

3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).

Комиссией установлено, что конкурсная документация Заказчика закрепляет следующий порядок оценки по нестоимостному критерию:

 

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Значимость критерия оценки (%): 40.

Коэффициент значимости критерия оценки – 0,4.

Оценка конкурсных заявок по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого с предметом контракта характера и объема», производится по общему количеству исполненных в 2019-2021 годах государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и(или) гражданско-правовых договоров на выполнение работ по благоустройству и/или озеленению территории, работы по которым выполнены в полном объеме на день подачи заявки (при этом цена каждого представленного контракта (договора) должна быть не менее  15 % от начальной (максимального) цены настоящей закупки).

 

В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил (п. 28 Правил).

Критериями оценки, утвержденными Заказчиком, установлено, в том числе, следующее:

 

При оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю не учитываются:

-          в случае, если под предоставленными реестровыми номерами из реестра контрактов единой информационной системы либо номеров извещений либо в договоре (контракте) под указанным участником закупки, реестровым номером размещен/предоставлен контракт не принадлежащий участнику закупки и/или цена договора (контракта) не является сопоставимой по объему;

-          контракты (договоры) в отношении объектов, не являющихся объектами по благоустройству и/или озеленению территорий;

-          контракты (договоры), которые были расторгнуты по любым основаниям, в том числе и по соглашению сторон (кроме расторжения в части неисполненных обязательств, если такие обязательства не превышают 10% от цены расторгнутого контракта);

-          контракты (договоры), по которым имеется информация о применении штрафных санкций в отношении Исполнителя (участника закупки) (неустойки (штрафы, пени)).

В противном случае Конкурсная комиссия расценивает такие обстоятельства как непредставления участником закупки сведений по рассматриваемому показателю.

 

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении копий исполненных контрактов без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней).

Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что оспариваемые требования определены Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ, и не направлены на ограничение количества участников закупки, не предрешают исход торгов. Критерии и балльная система оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе являются едиными для всех участников конкурса и не свидетельствуют о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов. Указание о том, что при оценке заявок и присвоении баллов по настоящему показателю не учитываются контракты (договоры), по которым имеется информация о применении штрафных санкций в отношении Исполнителя (участника закупки) (неустойки (штрафы, пени)) установлено Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в выполнении конкретных работ. Ввиду того, что при прочих равных условиях (т.е. наличия равного опыта работ) при выявлении лучшего предложения из поступивших на закупку для заказчика приоритетным будет опыт выполнения работ без применения санкций к исполнителю со стороны заказчика (в отличие от опыта работ с санкциями) было установлено данное условие. Для заказчика при выявлении лучших условий выполнения контракта имеет значение не только сам факт завершения выполнения работ участником, но и качество данного опыта. В интересах заказчика не только сам факт выполнения работ, но и бесперебойное выполнение контракта.

Комиссия контрольного органа, проанализировав представленные пояснения Заказчика, конкурсную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Сквера по ул. Коммунистическая в г. Гай Оренбургской области I этап 1 часть (номер извещения № 0353300011221000144) приходит к следующим выводам:

Положения оспариваемой конкурсной документации не содержат такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы и (или) представление в качестве опыта - исполненного контракта с применением к исполнителю штрафных санкций не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.

Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. № 307-ЭС 19-21226 по делу № А44-6018/2018 «основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки».

Согласно пояснениям представителя Заказчика, а также представленным материалам дела Комиссией контрольного установлено, что Заявителем - ООО «Ремстрой» на участие в настоящем конкурсе заявка не подавалась. По результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на участие подано 2 заявки, обе допущены до участия в конкурсе. По результатам оценки вторых частей заявок и анализа ценовых предложений – победителем признано ООО «СПЕЦСЕРВИС» с предложением цены контракта - 15 365 361,20 рублей.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России считает довод заявителя в указанной части необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.

Кроме того, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Жалобу ООО «Ремстрой» на действия отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство Сквера по ул. Коммунистическая в г. Гай Оренбургской области I этап 1 часть (номер извещения № 0353300011221000144)признать необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

                                         

                                              

Члены комиссии:              

 

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны