Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 11 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (…) , членов Комиссии:

. – начальника отдела контроля органов власти;

(…);

в присутствии представителей Государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее - ГУП «ОКЭС») (…) (на основании доверенности №14/272 от 22.12.2021) и (…) (на основании доверенности №14/271 от 22.12.2021) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в отсутствии представителя ООО «ГОССТРОЙ» извещенного надлежащим образом о времени, месте и видах участия при рассмотрении дела,

рассмотрев жалобу (вх. № 6202 от 29.06.2022) ООО «ГОССТРОЙ» на действия заказчика Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (Извещение: №32211495557),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 6202 от 29.06.2022 г.) ООО «ГОССТРОЙ» на действия заказчика ГУП «ОКЭС» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (Извещение: № 32211495557).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 01.07.2022 исх. № 5141, заказчику от 01.07.2022 исх. № 5140.

Рассмотрение жалобы было назначено на 05.07.2022 в 12 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 06.07.2022 г. 17 ч. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что установление заказчиком в п. 28 информационной карты дополнительных критериев оценки таких как  «Наличие СРО», «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия», является ограничением количества участников закупки и приводит к снижению конкуренции между ними, что противоречит нормам Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и положению о закупки заказчика.

По мнению заявителя, при участии в закупке с НМЦК равной 2150991,60 рублей и предполагающей снижение этой цены, участник такой закупки не обязан быть членом СРО.

Кроме того, критерий «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия», не позволяет Заявителю предоставить информацию о специалистах, оказывающих услуги на основании гражданско-правового договора. Таким образом установление дополнительных критериев оценки заявки не позволяет заявителю принять участие в конкурсе.

В Комиссию от ГУП «ОКЭС» поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.

Единой закупочной комиссией по осуществлению конкурентных закупок ГУП «ОКЭС» с 23.06.2022 по 01.07.2022 года на официальном сайте ЕИС (www/zakupki.gov.ru) были размещены извещение №32211495557 и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС». Источник финансирования закупки – собственные средства.

 Пунктом 28 Информационной карты документации о проведении конкурса заказчиком установлены критерии оценки и единый порядок оценки и сопоставления заявок участников. Критерии оценки, установленные в конкурсной документации, являются объективными и не относятся к требованиям, предъявляемым к участникам закупки, а позволяют сопоставить заявки участников, выявить лучшие условия исполнения договора и получить участникам максимальное количество балов.

На участие в конкурсе было подано 4 заявки. По итогам рассмотрения первых частей заявок участников все заявки были признаны советующими требованиям документации и допущены к участию в конкурсе.

Заявитель ООО «ГОССТРОЙ» заявку на участие в закупке не подавал.

Условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе. Критерии и порядок оценки заявок не препятствует участию в конкурсе, не создают преимущества конкретному лицу, и направлены на определение победителя конкурса – лица, наиболее советующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки и никак не ограничивают конкуренцию среди участников, а способствуют выбору добросовестных и надежных подрядчиков.

В адрес заказчика от заявителя не поступало ни одного запроса о разъяснении положений в связи с неясностью конкурсной документации.

В положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП «ОКЭС» подпунктом 5 пункта 20.42 установлен критерий оценки «Квалификация участника закупки» в рамках которого предусмотрена оценка потенциального участника в обеспеченности кадровыми ресурсами необходимыми для исполнения обязательств по договору.

На заседании Комиссии представители ГУП «ОКЭС» пояснили, что установление дополнительных критериев «Наличие СРО» и «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия» будет способствовать выявлению участника, который более надежный в своей деятельности, может более качественно и профессионально выполнить работы. На основании изложенного просят жалобу Заявителя признать необоснованной.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

23.06.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (Извещение ЕИС: №32211495557).

Дата начала срока подачи заявок 23.06.2022.

Дата окончания срока подачи заявок 01.07.2022 08:00.

Положение о закупках ГУП «ОКЭС» (далее – Положение) утверждено приказом № 195 от 16.06.2022 г. и размещено в ЕИС.

Документация конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (далее – Документация) размещена в ЕИС 23.06.2022 г.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в конкурсе №2429978, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 01.07.2022, было подано 4 заявки, советующей заявкой на участие в конкурсе в электронной форме требованиям документации о закупке, были признаны все 4 заявки.

ООО «ГОССТРОЙ» не являлось участником данных торгов, жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту Оренбургского УФАС России 29.06.2022 г).

Положение о закупках ГУП «ОКЭС» (далее – Положение) утверждено приказом №195 от 16.06.2022 г. и размещено в ЕИС.

Документация конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (далее – Документация) размещена в ЕИС 23.06.2022 г.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в конкурсе №2429978, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 01.07.2022 было подано 4 заявки. Соответствующей заявкой на участие в конкурсе в электронной форме требованиям документации о закупке были признаны все 4 заявки.

Рассматривая доводы жалобы Комиссия приходит к следующему.

Разделом 20 Положения о закупке предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок.

Пунктом 20.4 Положения предусмотрены ценовые и неценовые критерии оценки заявки.

Пунктом 20.4.2 Положения к неценовым критериям оценки относятся:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики объекта закупки (товара, работы, услуги);

2) качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг;

3) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

4) срок предоставления гарантии качества продукции;

5) квалификация участника закупки, в рамках которой оцениваются:

– обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема предмету закупки.

Пунктом 20.4.3 Положения установлено что, исходя из предмета закупки и обстоятельств ее осуществления в документации о закупке могут устанавливаться иные ценовые и (или) неценовые критерии.

            Пункт 28.2 конкурсной документации в качестве дополнительных критериев оценки заявки предусматривает: «Наличие СРО» (значимость критерия 20%), «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия» (значимость критерия 20%).

Оценка каждой Заявки по критерию «Наличие СРО» осуществляется при предоставлении документов, подтверждающих наличие СРО, а именно выписки из реестра членов СРО.

Комиссией установлено, что если НМЦК не превышает десяти миллионов рублей, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, не являясь членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем, Заказчик вправе при необходимости устанавливать дополнительные критерии оценки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования, удовлетворения потребностей заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельными лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Поскольку дополнительный критерий оценки заявки «Наличие СРО», не противоречит положениям Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу о недоказанности Заявителем невозможности подачи заявки и формирования своего предложения.

Пунктом 28.6 конкурсной документации установлено, что оценка каждой Заявки по критерию «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия» осуществляется Комиссией на основании сведений о среднесписочной численности, содержащихся в расчете по страховым взносам организации за 2021 год (форма по КНД 1151111).

Количество баллов, присуждаемых оцениваемой Заявке по критерию оценки Заявок «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия» (СОТi), определяется следующим образом:

- за каждого сотрудника, состоящего в штате предприятия, начисляется 2 балла.

При отсутствии в составе Заявки сведений о среднесписочной численности за 2021 год (форма по КНД 1151111), баллы не начисляются.

 По мнению заказчика, дополнительный критерий «Количество сотрудников, состоящих в штате предприятия», предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки обязательств по договору, выступит показателем качества и надежности исполнителя по договору.

Рассматривая наличие в документации данного дополнительного критерия Комиссия пришла к следующему.

В соответствии с п. 16 ст. 322 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Проанализировав положения договора на выполнение капитального ремонта, учитывая специфику выполнения работ и сопоставив их с требованиями заказчика Комиссия приходит к выводу, что никакого практического значения указанный критерий при реализации договора не имеет.

По смыслу признаков и требований Закона о закупках, условий договора, установление дополнительных требований в части общего количества сотрудников, в штате предприятия, не является объективно необходимым, т.к. в штате предприятия как правила не все сотрудники могут быть задействованы в выполнении капитального ремонта, и большая их часть может составлять административно-управленческий персонал.

Установление спорного требования само по себе не может гарантировать надлежащее исполнение обязательств по контракту, не характеризирует квалификационный уровень исполнителя услуг.

Вместе с тем, принимая во внимание наличие 4 участников закупки, отсутствие факта подачи Заявителем заявки, соблюдая баланс интересов сторон. Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 6202 от 29.06.2022 г.) ООО «ГОССТРОЙ» на действия заказчика Государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту зданий ТП филиала ГУП «ОКЭС» - Орские КЭС» (Извещение: № 32211495557) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение: № 32211495557) уведомлением Оренбургского УФАС России от 01.07.2022 исх. № 5140.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны