Решение б/н Решение от 23 апреля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №056/07/3.2-585/2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии –«…»; членов Комиссии: «…», «…»,

в присутствии представителя ООО «Структура момента» - «…» действующего на основании доверенности от 20.04.2020,

в отсутствии представителя ГАУЗ «Областной аптечный склад», извещены надлежащим образом о времени и рассмотрении дела,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Структура момента» (вх. №3244 от 14.04.2020) на действия ГАУЗ «Областной аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме на поставку сканеров (Извещение 32009068441),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Структура момента» (вх. №3244 от 14.04.2020) на действия ГАУЗ «Областной аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме на поставку сканеров (Извещение 32009068441).

Заявитель участником данного аукциона не являлся. Дата и время окончания приема заявок спорных торгов установлена 20.04.2020, жалоба подана 14.04.2020. Следовательно, срок подачи жалобы заявителем не нарушен.

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 17.04.2020 исх. № 3759, Организатору закупки от 17.04.2020 исх. № 3760.

Рассмотрение жалобы было назначено на 22.04.2020 в 14 час. 30 мин. В заседании комиссии был объявлен перерыв до 23.04.2020 до 14 час. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы, следует, что заказчиком в документации неправомерно установлен порядок оценки заявок по критерию «Цена договора», предусматривающий сравнение предложений участников закупки по цене без учета НДС.

Представитель ответчика не согласился с доводами жалобы, представил письменные пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

09.04.2020 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее – сайт zakupki.gov.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сканеров (№ 32009068441).

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках ГАУЗ «Областной аптечный склад» утверждено протоколом состава наблюдательного совета «ГАУЗ «Областной аптечный склад» № 60 от 30.12.2019.

Документация для проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку сканеров утверждена заместителем директора ГАУЗ «Областной аптечный склад» «…» 09.04.2020.

Данная документация состоит из извещения, информационной карты, технического задания и проекта договора на поставку сканеров.

Пунктом 4 Извещения предусмотрен предмет договора - поставка сканеров, код ОКПД2 26.20.16.150 (количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, подробные характеристики поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг указаны в разделе 2 Технического задания).

В соответствии с п. 6 Извещения начальная максимальная цена закупки 994 333,34 руб., в том числе НДС 20 % - 165 722,22 руб.

Согласно данного Извещения дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме – 10.04.2020 (п. 8), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме – 20.04.2020, 07.00 (время московское).

Согласно п. 14.1 Положения аукцион в электронной форме - это форма торгов, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В пункте 9.6 Положения предусмотрено, что в случае, если участники закупки применяют различные системы налогообложения (являются плательщиками НДС или применяют упрощенную систему налогообложения), то при сравнении ценовых предложений всех участников закупки, Цена договора и (или) цена за единицу товара, работы, услуги применяется без  учета НДС. При этом, договор заключается по цене участника закупки, признанного победителем на условиях применяемой им системы налогообложения. В случае, если участник не является плательщиком НДС, то цена заявки не должна превышать начальную (максимальную) цену договора без учета НДС.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 14 Извещения и пунктом 22 Информационной карты определен порядок подведения итогов аукциона, согласно которого «В случае, если участники закупки применяют различные системы налогообложения (являются плательщиками НДС или применяют упрощенную систему налогообложения), то при сравнении ценовых предложений всех участников закупки, Цена договора и (или) цена за единицу товара, работы, услуги применяется без учета НДС. При этом, договор заключается по цене участника закупки, признанного победителем на условиях применяемой им системы налогообложения. В случае, если участник не является плательщиком НДС, то цена заявки не должна превышать начальную (максимальную) цену договора без учета НДС. Заявке на участие в аукционе в электронной форме, в которой содержится наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких таких заявках содержатся одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок. Победителем аукциона в электронной форме признается участник аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену договора, и заявка на участие в аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям настоящей документации об аукционе в электронной форме».

Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласно требованиям, указанным в п. 14 Извещения и п. 22 Информационной карты, оценка заявок участников Закупки по критерию «Цена договора» осуществляется по цене без НДС, а не по цене договора, предложенной таким участником в заявке, вследствие чего при оценке заявок участников, находящихся на разных системах налогообложения (являющихся плательщиками НДС и не являющихся плательщиками НДС), предложивших при этом одинаковую цену договора, победителем выступит участник, который является плательщиком НДС, так как из цены договора, предложенной таким участником, сумма НДС будет вычтена.

Комиссия полагает, что указанный порядок сравнения ценовых предложений участников без учета НДС, установленный в Документации, является незаконным и ненадлежащим, так как ставит участников закупки, находящихся на разных системах налогообложения, в неравные условия, приводит к нарушению прав потенциальных участников Закупки, не являющихся плательщиками НДС, и необоснованно обязывает таких участников обеспечивать снижение стоимости предложения при учете равных условий исполнения договора.

Согласно представленного в материалы дела итогового протокола от 22.04.2020 к сроку окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме подано 8 заявок из них: 6 участников приняли участие в аукционе, 2 участника не принимали участие.

Комиссией установлено, что из 6 участников аукциона 5 являются плательщиками НДС и один участник осуществляет деятельность по упрощенной системе налогообложения.

Победителем аукциона признан участник, являющийся плательщиком НДС предложивший без учета НДС цену 584 560,88 руб. и 701 473,06 руб. с учетом НДС, а участник, который не является плательщиком НДС предложил цену в размере 800 000 руб.

Комиссия, проанализировав указанный протокол, пришла к выводу, что в независимости от порядка сравнения ценовых предложений победителем аукциона был бы признан участник, являющийся плательщиком НДС и предложивший цену 701 473,06 руб. с учетом НДС.

Учитывая обстоятельства дела, комиссия усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации ненадлежащего и дискриминационного по отношению к потенциальным участникам закупки, не являющимся плательщиками НДС, порядка сравнения ценовых предложений без НДС, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона о закупках, допущенное при организации и проведении процедуры закупки.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Так как комиссия пришла к выводу, что нарушение Организатором торгов порядка сравнения ценовых предложений, не повлияла на итоги аукциона, основания для аннулирования торгов отсутствуют.

Однако, учитывая наличие выявленного нарушения, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ГАУЗ «Областной аптечный склад» предписания о внесении изменения в Положение о закупке в части оценки участников по критерию «Цена договора» без учета НДС.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Структура момента» (вх. №3244 от 14.04.2020) на действия ГАУЗ «Областной аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме на поставку сканеров (Извещение 32009068441) обоснованной.

2. ГАУЗ «Областной аптечный склад» выдать предписание внести изменения в Положение о закупке в части оценки участников по критерию «Цена договора» без учета НДС.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                         «…»

 

Члены Комиссии                                                                               «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны