Решение б/н 056/10/18.1-942/2024 от 27 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу 056/10/18.1-942/2024

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2024 года                              г. Оренбург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

[…] — руководителя Управления;

членов Комиссии:

[…] — начальника отдела контроля органов власти;

[…] — главного государственного инспектора отдела контроля органов

власти;

[…] - специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;

в присутствии:

[…]  (далее — Заявитель), представителя Заявителя — […] — действующей на основании доверенности от 21.08.2024 № б/н,

представителей от министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области […], действующей на основании доверенности от 14.08.2024 №12-13/4656, […] - действующей на основании доверенности от 14.08.2024 №12-13/4656.

рассмотрев жалобу […] (вх. № 8445/24 от 08.08.2024) на действия организатора аукциона — министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее — Организатор торгов, Министерство) при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Карасу, расположенного на территории муниципального образования Беляевский район Оренбургской области, для геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород (извещение № 21000016300000000176, лот № 1) (далее — Аукцион),

УСТАНОВИЛА:

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба […]  (вх. № 8445/24 от 08.08.2024) на действия организатора аукциона — […]  на право пользования участком недр местного значения Карасу (извещение № 21000016300000000176, лот № 1).

В своей жалобе Заявитель указывает на то, что земельный участок, на котором сформирован участок недр Карасу находится в собственности у […], обжалует действия Организатора торгов, выразившиеся в незаконном по его мнению отказе в допуске к участию в вышеназванном аукционе, а также указывает, что начальник управления лицензирования и недропользования […] являлся директором и учредителем ООО «[…]» и еще нескольких фирм, занимающихся разработкой гравийных и песчаных карьеров.

Заявитель просит отменить решение комиссии, провести проверку по доводам жалобы, выдать организатору торгов (комиссии) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135- ФЗ) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомлением Оренбургского УФАС России (исх. № ИБ/5039/24 от 09.08.2024) о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения по существу, рассмотрение жалобы назначено на

15.08.2024.

Уведомлением № ИБ/5194/24 от 15.08.2024 рассмотрение жалобы отложено на

22.08.2024.

Заявитель, представитель Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, в письменных дополнениях (вх. №8825/24 от 19.08.2024) представленных в антимонопольный орган.

Представители Организатора торгов на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. № 8648-ЭП/24 от

  1. №8893-ЭП/24 от 21.08.2024), просят признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения Организатора торгов,

Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2499 «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения» (далее — Правила проведения аукциона).

Согласно п. 8 ст. 10.1 Закона о недрах, основанием предоставления права пользования участком недр местного значения, является решение создаваемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации аукционной комиссии о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а в случае, предусмотренном ч. 8 ст. 13.1 Закона о недрах, о предоставлении права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям Закона о недрах и условиям объявленного аукциона, или единственному участнику аукциона.

Подготовка, рассмотрение и согласование перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в отношении участка недр Карасу, осуществлялась Министерством в порядке, утвержденном приказом Роснедра от 06.10.2020 № 428 (далее - Порядок).

Решение о включении участка недр Карасу в перечень участков недр местного значения принято распоряжением Министерства от 18.04.2023 № 683-р.

В соответствии со ст. 13.1 Закона о недрах аукцион на право пользования участками недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения (далее - аукцион), проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правилами проведения аукциона.

Аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке Карасу […] объявлен на основании распоряжения Министерства от 07.06.2024 № 997-р (далее - Порядок проведения аукциона).

Этим же распоряжением утвержден состав аукционной комиссии, Решение о проведении аукциона на право пользования участком недр Карасу с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - Решение о проведении аукциона), Порядок и условия проведения аукциона на право пользования участком недр Карасу с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - Порядок и условия проведения аукциона), Регламент работы аукционной комиссии для проведения аукциона на право пользования участком недр Карасу с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - Регламент работы аукционной комиссии), Требования к содержанию заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке Карасу и прилагаемых к ней документов (далее- Требования к содержанию заявки).

Положения Порядка проведения аукциона соответствуют установленным Правилами проведения аукциона.

Из материалов дела следует, что 10.06.2024 информация о проведении торгов была опубликована Министерством в сети Интернет на сайте www.torgi.gov.ru (далее - ГИС торги) и на сайте электронной торговой площадки ГПБ www.etpgpb.ru (извещение № 21000016300000000176, лот № 1).

Дата и время начала подачи заявок: 11.06.2024 00:00 (МСК+2).

Дата и время окончания подачи заявок: 11.07.2024 23:59 (МСК+2).

Дата проведения торгов: 26.07.2024 11:00 (МСК+2).

Согласно протоколу аукционной комиссии от 23.07.2024 поступили три заявки 2024­6477 на участие в Аукционе от следующих заявителей: ООО «[…]», ООО «[…]», ООО «[…]».

Заявки ООО «[…]», ООО «[…]» отклонены в связи с выявленными нарушениями.

Торги признаны несостоявшимися, победителем является единственный участник аукциона - ООО «[…]».

На момент вынесения настоящего решения лицензия на предоставление права пользования участком недр Карасу Министерством не оформлялась.

Разрешая довод Заявителя относительно того, что земельный участок, на котором сформирован участок недр Карасу находится в собственности у […]., Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 18 Закона о недрах, участки недр местного значения предоставляются в пользование в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании указанной нормы, Министерством принято Распоряжение от 05.12.2022 года № 2627-р «Об утверждении порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Оренбургской области» (далее — Распоряжение № 2627-р).

Законом о недрах и Распоряжением № 2627-р правовых оснований для получения предварительного согласия собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора земельных участков, расположенных над участками недр, при формировании перечня участков недр местного значения и предоставления права пользования участками недр местного значения не предусмотрено.

Согласно ст. 7 Закона Оренбургской области, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относится к полномочиям уполномоченного органа в сфере регулирования отношений недропользования - Управление по недропользованию по Оренбургской области.

Таким образом, отсутствие в аукционной документации информации о получении предварительного согласия собственников земельных участков, не нарушает действующего законодательства РФ.

В связи с вышеизложенным, Организатор торгов при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Карасу не нарушил права и законные интересы Заявителя.

В материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие об обратном.

Относительно довода о незаконном отклонении заявки […] Оренбургским УФАС России установлено следующее.

Заявка на участие в Аукционе должна соответствовать положениям Порядка проведения аукциона, а именно пп. «а» - «и» п. 3 указанным в приложении № 3 «Требования к содержанию заявки на участие в аукционе на право пользования участком нед местного значения Карасу для геологического изучения, разведки и добычи полезных

ископаемых».

Согласно ст. 14 Закона о недрах, отказ в приеме заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона может последовать в следующих случаях:

  1. заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;
  2. заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
  3. заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами;
  4. если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
  5. заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр;
  6. наличие обстоятельства, предусмотренного частью второй статьи 14.1 настоящего

Закона.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.07.2024 №б/н (далее - Протокол), Организатор торгов отклонил заявку на участие в вышеназванном аукционе по причине наличия следующих замечаний к заявочным документам.

Заявка ООО «[…]» и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям статьи 13.1. Закона Российской Федерации «О недрах», Правилам проведения аукциона и Порядку проведения аукциона:

1) в нарушение требований подпунктов «з» и «и» пункта 3 приложения 3 Требований к содержанию заявки заявитель не представил справку с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр (далее - Справка), и перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности (далее — Перечень лицензий), необходимых для осуществления пользования участком недр в соответствии с планируемой технологией проведения работ и предусмотренных Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении заявителя, а также привлеченных им юридических и физических лиц.

2) в нарушение требований подпункта «ж» пункта 3 приложения 3 Требований к содержанию заявки заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами и техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами:

- заявитель не представил копии договоров с юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для осуществления пользования участком недр, в том числе заключенные под отлагательным условием в соответствии со статьей 157 Гражданского кодекса Российской Федерации. В заявочных документах отсутствуют договоры на выполнение маркшейдерских работ на участке недр и выполнение лабораторных исследований проб участка недр Карасу. Вместе с тем, в представленном заявителе перечне квалифицированных специалистов, привлекаемых для осуществления работ на участке недр Карасу указаны специалисты ООО «К» (главный маркшейдер Я и ООО «О» (начальник испытательной лаборатории А Е.Г., лаборант химического анализа З., инженер по метрологии Т., техник лаборант К Также перечень

технических средств, представленный заявителем, содержит сведения об оснащенности ООО «Оренбургская многопрофильная компания» средствами измерений, необходимыми для выполнения лабораторных исследований проб участка недр;

  • заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами. В представленном заявителем перечне квалифицированных специалистов указаны 2 специалиста машиниста экскаватора погрузчика ООО «М» (Б и Т) а в штатном расписании ООО «М» от 01.01.2024 указана одна штатная единица машиниста экскаватора погрузчика;
  • заявитель не представил доказательств того, что обладает или будет обладать техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. Представленный договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.02.2022 между ООО «БашВодГео» и ООО «ПремьерПлюс» заключен на срок до 31.12.2022 (пункт 9.3. договора). Согласно пункта 9.4. договора по окончании срока действия данного договора он автоматически пролонгируется на 12 месяцев, если ни одна из сторон письменно не заявит о его расторжении. Дополнительных документов о продлении данного договора заявителем не представлено, в связи с чем, на момент подачи […] заявочных документов (04.07.2024) данный договор считается не действующим.

Относительно отклонения Заявки по доводам, указанным в п.1 Протокола, Оренбургским УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. «з» и «и» п. 3 приложения 3 к Порядку проведения аукциона, к Заявке прилагаются справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр, перечень лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

В ходе заседания Комиссии со стороны Заявителя представлена справка с описанием технологии проведения работ, которые будут осуществляться на участке недр и лицензия ООО «Камея» на производство маркшейдерских работ, договор №45/2024 от 16.06.2024 на выполнение лабораторных исследований проб участка недр Карасу.

Однако наличие данных документов в составе заявки не подтверждено.

Отсутствие указанных документов в составе заявки […] подтверждается перечнем документов, представленным Оператором электронной площадки «Газпромбанк» (далее — ЭТП «ГПБ») исх. №ИБ/5194/24 от 15.08.2024.

Соответственно, отклонение заявки по п.1 Протокола правомерно.

Рассматривая основания для отклонения заявки по пп.1 п.2 Протокола Оренбургским УФАС России установлено следующее.

Согласно Перечня квалифицированных специалистов, представленного участником Аукциона, для осуществления работ на участке недр Карасу планируется привлечение специалистов ООО «К», ООО «О», ООО «М», ООО «ПС», однако договоры заключенные с ООО «О», ООО «ПС», ООО «М» в составе заявки отсутствуют.

Представлен лишь договор заключенный с ООО «К».

Соответственно, отказ в допуске на участие в Аукционе […] по пп. 1 п. 2 Протокола правомерен.

Относительно отклонения Заявки по основаниям указанным в пп. 2 п. 2 Протокола, Оренбургским УФАС России установлено следующее.

Согласно Протоколу, в представленном заявителем перечне квалифицированных специалистов указаны 2 специалиста машиниста экскаватора погрузчика ООО «Минерал» (Б. и Т.), а в штатном расписании ООО «М» от 01.01.2024 указана одна штатная единица машиниста экскаватора погрузчика.

В соответствии с абз. 1 п. «ж» приложения № 3 к Порядку проведения аукциона для подтверждения того, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования недрами к заявке должен быть приложен перечень квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками заявителя, а также квалифицированных специалистов юридических и физических лиц, привлекаемых для осуществления пользования участком недр (в случае если осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием участком недр, планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением штатных расписаний заявителя и (или) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых для осуществления пользования участком недр, подтверждающих наличие квалифицированных специалистов, необходимых для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр. В перечне квалифицированных специалистов указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, квалификация каждого специалиста, реквизиты трудового или гражданско-правового договора, заключенного со специалистом, и информация о том, является ли специалист сотрудником заявителя или сотрудником юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого для осуществления пользования участком недр (далее - Перечень).

Оренбургским УФАС России, в ходе анализа представленной ЭТП «ГПБ» информации, установлено, что […] к заявке был приложен вышеназванный перечень квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями установленными абз. 1 п. «ж» приложения № 3 к Порядку проведения аукциона, в том числе с указанием реквизитов приказов и трудовых договоров привлекаемых работников.

К заявке также было приложено штатное расписание ООО «М».

Требования абз. 1 п. «ж» приложения 3 к Порядку проведения аукциона не устанавливают обязанность Заявителя помимо Перечня квалифицированных специалистов (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности, квалификации, реквизитов трудового или гражданско-правового договора) предоставлять копию трудового договора с квалифицированным специалистом.

Таким образом, предоставленный […] Перечень соответствует требованиям, установленным абз. 4 п. «ж» приложения №3 к Порядку проведения аукциона. Отказ в допуске к участию в Аукционе, по основанию, указанному в пп. 2 п.2 Протокола неправомерен.

Относительно отклонения Заявки по основаниям указанным в пп. 3 п. 2 Протокола, Оренбургским УФАС России установлено следующее.

Согласно Протоколу, одним из оснований отклонения заявки […] явился факт не представления доказательств того, что Заявитель обладает или будет обладать техническими средствами, необходимыми для эффективного и безопасного осуществления пользования участком недр.

Представленный договор аренды транспортного средства без экипажа от 01.02.2022 между ООО «Б» и ООО «ПС» заключен на срок до 31.12.2022 (пункт 9.3. договора) (далее - Договор).

Согласно пункта 9.4. договора по окончании срока действия данного договора он автоматически пролонгируется на 12 месяцев, если ни одна из сторон письменно не заявит

о его расторжении.

Дополнительных документов о продлении данного договора заявителем не представлено, в связи с чем, на момент подачи […] заявочных документов (04.07.2024) данный договор считается не действующим.

Согласно письменных пояснений (вх. № 8648-ЭП/24 от 14.08.2024) Организатора торгов договором может быть предусмотрена как однократная пролонгация, так и неограниченное их число.

Как правило, в таких случаях договором устанавливается также определенный срок, в который допускается отказ от продления договора.

Анализ судебной практики (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 № 11АП-4679/20, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 № 18АП-6933/19, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 № 17АП20394/16, Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 № 01АП7669/22) свидетельствует о том, что в ситуации, когда стороны намерены продлевать договор неограниченное количество раз, в условия о сроке включаются следующие формулировки:

  • автоматическое продление договора каждый раз на один год;
  • пролонгация договора может осуществляться ежегодно;
  • договор ежегодно считается продленным на следующий год;
  • прямое указание на то, что договор может автоматически продлеваться неограниченное количество раз.

В связи с отсутствием подобных формулировок в договоре аренды транспортного средства без экипажа от 01.02.2022 между ООО «Б» и ООО «ПС» следует считать его продленным на срок, указанный в договоре - на 12 месяцев, то есть до 31.12.2023 года.

Оренбургским УФАС России установлено, что из буквального толкования п.9.3. Договора следует, что по окончании срока действия договор продлевается автоматически на 12 (двенадцать) месяцев, если ни одна сторона письменно не заявит о его расторжении не менее, чем за 1 (один) месяц до окончания его срока действия.

Из содержания данного пункта, прямо следует автоматическое продление на 12 месяцев по окончании срока действия указанного договора. Дополнительных формулировок для ежегодной пролонгации не требуется, поскольку формулировка «по окончании срока действия» подразумевает окончание срока действия пролонгированного договора в том числе.

Таким образом, предоставленный Заявителем Договор между ООО «Б» и ООО «ПС» соответствует требованиям, установленным абз. 4 п. «ж» приложения № 3 к Порядку проведения аукциона. Отказ в допуске к участию в Аукционе, по основанию, указанному в пп. 3 п. 2 Протокола неправомерен.

Неправомерный отказ в допуске к участию в Аукционе по основаниям, указанным в пп. 2 п.2, пп. 3 п.2 Протокола не является основанием для признания жалобы обоснованной, поскольку не повлиял на окончательное решение аукционной комиссии.

В связи с вышеназванным, учитывая правомерный отказ в допуске на участие в Аукционе по основаниям указанным в п.1, пп. 1 п. 2 Протокола, и его соответствие ст. 14 Закона о недрах, жалоба признана необоснованной.

Довод Заявителя о том, что начальник управления лицензирования и недропользования […] являлся директором и учредителем ООО «С» и еще нескольких фирм занимающихся разработкой гравийных и песчаных карьеров.

Рассмотрение указанного довода по существу не входит в компетенцию антимонопольного органа, поскольку не составляет нарушение процедуры и порядка проведения торгов и не может быть предметом рассмотрения в порядке 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Оренбургское УФАС России данный довод оставляет без рассмотрения.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу директора […] (вх. № 8445/24 от 08.08.2024) на действия организатора аукциона — […] при проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения Карасу, расположенного на территории муниципального образования Беляевский район Оренбургской области, для геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород (извещение № 21000016300000000176, лот № 1) необоснованной.
  2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Оренбургского УФАС России исх. № ИБ/5039/24 от 09.08.2024.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в федеральную антимонопольную службу, арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны