Решение б/н Решение от 5 февраля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Контрольно-ревизионное управление администрации г.Оренбурга

(заявитель)

<…>

Директору МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <…>»

<…>  (ответчик)

 

Директору общества с ограниченной ответственностью <…>

<…>  (ответчик)

 

МКУ  «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений»

<…>

Управление образования

администрации города Оренбурга

(заинтересованное лицо)

<…>

Резолютивная часть решения

оглашена  05.02.2019г.

 

Решение по делу № 056/01/16-1297/2019

                                                                                                                                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <…>; членов Комиссии – <…>

в отсутствии представителя контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга (извещены о времени и месте рассмотрения дела заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие); в присутствии представителя ООО <…>.,  (доверенность в деле), в отсутствие   представителей Управления образования администрации г. Оренбург,  МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <…>»,  МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» (извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва посредством электронной почты),

 рассмотрев дело № 056/01/16-1297/2019 по признакам нарушения  муниципальным образовательным бюджетным учреждением ««Средняя общеобразовательная школа <…>» и ООО «<…>» ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившемся в заключении соглашения, которое направлено на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на недопущение конкуренции  на рынке по производству  специализированных строительных  работ в границах МО г. Оренбург,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.06.2019 (вх. № 5140) в Оренбургское УФАС России от контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга поступил акт проверки в отношении Муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <…>» (далее – МОБУ СОШ «<…>») по факту заключения на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ МОБУ СОШ <…> заключено 8 договоров подряда с ООО «<…>» на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки в МОБУ СОШ «<…>», а именно:

1) Договор подряда № 51 от 10.05.2018 на выполнение работ устройство летней спортивной площадки (устройство резинового покрытия беговых дорожек) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 248 317 руб., срок выполнения работ до 21.05.2018;

2) Договор подряда № 53 от 22.05.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (разметка, устройство резинового покрытия дорожки для бега по прямой) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 296 707 руб., срок выполнения работ до 04.06.2018;

3) Договор подряда № 61 от 05.06.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (полоса препятствий) МОБУ СОШ <…>. Цена договора 394 575 руб., срок выполнения работ до 18.06.2018;

4) Договор подряда № 64 от 19.06.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (установка МАФ, устройство ограждения площадки) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 363 806 руб., срок выполнения работ до 04.07.2018;

5) Договор подряда № 74 от 05.07.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (ограждение универсального пола) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 393 130 руб., срок выполнения работ до 16.07.2018;

6) Договор подряда № 78 от 17.07.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (установка столбов ограждения, калиток) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 303 465 руб., срок выполнения работ до 31.07.2018.

7) Договор подряда № 102 от 08.10.2018 на выполнение работ по устройству летней спортивной площадки (устройство резинового покрытия универсального пола) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 338 923 руб., срок выполнения работ до 22.10.2018;

8) Договор подряда № 110 от 23.10.2018 на выполнение работ по устройству летней площадки (резиновое покрытие) МОБУ СОШ «<…>». Цена договора 225 443 руб., срок выполнения работ до 31.10.2018.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 23.09.2019 № 152 возбуждено дело по признакам нарушения муниципальным образовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <…>» и ООО «<…>» ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,  создана  комиссия по рассмотрению дела.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. 9372 от 23.09.2019) рассмотрение дела назначено на 15.10.2019 в 11 ч. 00 мин. Определением (исх. 10320 от 18.10.2019) рассмотрение дела отложено на 12.11.2019 в 11.00 ч.  Определением   (исх. 11393 от 15.11.2019) рассмотрение дела отложено на 02.12.2019 в 14.00 ч. Определением   (исх. 12369 от 09.12.2019) рассмотрение дела отложено на 23.12.2019 в 14.00 ч..

23.12.2019  принято заключение об обстоятельствах дела, определением   (исх. 13157 от 26.12.2019) срок рассмотрения дела продлен,  рассмотрение дела отложено на 27.01.2020г.. 27.01.2020г.  по ходатайству ООО «<…>» в рассмотрении дела объявлен перерыв до 05.02.2020г. до 11-00.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель МОБУ «<…>» нарушение не признала, пояснила,  что при заключении договоров подряда она руководствовалась ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Когда стало известно о выделении денег на ремонт летней спортивной площадки директор вместе с завхозом обзванивали организации и искали более выгодное предложение. В 2017 году наиболее низкие цены предложила организация ООО «<…>» в 2018 году ООО «<…>». Все договоры были заключены только после согласования с МКУ «<…>». Предварительно совместно с Управлением образования была составлена дефектная ведомость.   В опровержение доводов заявителя о том, что «из предмета договоров следовало, что каждый из них предполагал выполнение работ по устройству летней спортивной площадки» необходимо указать на то, что договоры заключались на конкретизированный вид работ, локально-сметный расчет к каждому договору состоит из выполнения различного вида работ.Лишь после исполнения предыдущего договора (подписания акта выполненных работ) заключался последующий. Договоры заключались в различные сроки, о чем свидетельствует дата заключения договора и срок выполнения работ. Таким образом, заключение МОБУ «СОШ <…>» договоров не привело к вынужденному отказу других хозяйствующих субъектов от участия в его заключении и исполнении, равно как и доказательств того, что на момент заключения договора существовали иные хозяйствующие субъекты, которые исходя из своих предложений могли исполнить обязательства по этому договору на его условиях в части цены, предмета, сроков, но не смогли это сделать по причине незаконного заключения договора с обществом.

 

Представитель ООО «<…>» нарушение не признал, пояснил следующее. До момента запроса предложений от МБОУ «СОШ <…>» ООО «<…>» не располагало сведениями о намерениях заключить соответствующие договоры на выполнение работ по обустройству спортивной площадки. После получения соответствующего запроса Заказчика были подготовлены предложения, в соответствии с которыми ООО «<…>» готово было выполнить данные виды работ. Общество не являлось единственным, в чей адрес Заказчиком направлялись такие запросы, и предложило наиболее выгодные условия. Факт заключения договоров в один и тот же временной промежуток, и направленных на удовлетворение одних и тех же потребностей Заказчика не указывают напрямую на наличие умышленных действий ООО «<…>», направленных на ограничение конкуренции на указанном рынке услуг.

Представитель Управления образования нарушение не признала, пояснила следующее. В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона о контрактной системе «заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки». Школа является бюджетным учреждением, следовательно, приобретает права и обязанности как заказчик в рамках закона о контрактной системе, в том числе при заключении контрактов и договоров на выполнение ремонтных работ. Заказчик - образовательная организация вправе осуществлять закупки у единственного поставщика подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае соблюдения им указанных, установленных этим же Федеральным законом, ограничений для таких закупок. При этом, кроме указанных ограничений, Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо иных ограничений, в частности, относительно количества таких закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании данного положения, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же работ в течение какого-либо иного календарного периода времени, кроме финансового года, - квартала, месяца, дня.

Представитель МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» не признала, пояснила следующее. МОБУ «СОШ <…>» не может иметь и не имеет функции органов государственной власти, не может их реализовывать, что само по себе исключает возможность признания учреждения нарушившим запрет, установленный статьей 16 Закона о защите конкуренции.  В целях своевременного освоения денежных средств выделенных на ремонт учреждению были направлены    письма в подрядные     организации, по итогам предложенных цен за выполнение работ с ООО «<…>» были заключены договоры по причине того, что предлагали за выполнение работ наименьшую цену.  Договоры заключались не одновременно, а поэтапно.

 

 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,     Комиссия  по рассмотрению дела 056/01/16-1297/2019   пришла к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

МОБУ СОШ «<…>» является некоммерческой организацией (п. 1.1 Устава утвержденного распоряжением Управления образования администрации г. Оренбурга от 05.09.2013 № 489, с изменениями по состоянию на 22.12.2017), обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово – экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.1 Устава.)

 Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно п. 6.5 Устава, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих установленных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с п. 6.3 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется   в виде субсидий из соответствующего бюджета, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания  осуществляется с учетом расходов  на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.  Источниками формирования имущества учреждения в денежной, иных формах является: субсидий в соответствии с утвержденным заданием; регулярные и единовременные поступления от учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования и т.д. (п.6.10 Устава).

 

Между управлением образования администрации города Оренбурга и МОБУ «СОШ <…>» заключено соглашение № 1-17/142С от 09 января 2018 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение) с дополнительными соглашениями № 1, 2, 3, 4, 5 за 2018 год..

Согласно приложению 1 к Соглашению, графиком предоставления субсидий, на 2018 год предусмотрено, в том числе предоставление субсидий:

- «Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (0) подраздел 2.7» в сумме 2 000 000 руб. 00 коп . (дополнительным соглашением № 4 от 24.09.2018г. сумма субсидии изменена – 2 440 000 руб.).

Согласно приложению 2 Соглашения, к субсидиям на иные цели относятся, субсидия  на устройство спортивной площадки, в том числе проектные, экспертные, ремонтные монтажные работы, благоустройство территории, приобретение основных средств, оборудования и материалов.

Согласно п. 2.3.1. Соглашения № 1-17/142С учреждение обязуется расходовать полученные субсидии по целевому назначению.

С учетом изложенного, в данных обстоятельствах при реализации Соглашения № № 1-17/142С  (с изменениями) с Управлением образования администрации города Оренбурга муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <…>»  выступает как организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества, на которую распространяются положения  Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и ограничения, установленные ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

ООО «<…>» зарегистрировано в качестве юридического лица <…>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц  основным видом деятельности ООО <…> является строительство жилых  и нежилых зданий (<…>).

 К числу дополнительных видов деятельности ООО <…> относится производство прочих изделий из стекла, не включенных в другие группировки (<…>), строительство жилых и нежилых зданий (<…>),   работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (<…>) и др.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.    

 

Правовые основания для заключения между ООО «<…>» и МОБУ «СОШ <…> » в рамках одной сделки нескольких договоров на выполнение работ по  устройству летней спортивной площадки  ( № 51 от 10.05.2018, № 53 от 22.05.2018, № 61 от 05.06.2018,  № 64 от 19.06.2018, № 74 от 05.07.2018, № 78 от 17.07.2018, № 102 от 08.10.2018, № 110 от 23.10.2018)   в порядке п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствовали, исходя из следующего.

Содержание имущества муниципальных образовательных учреждений, находящегося в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, в связи с чем организация работ по устройству летней спортивной площадки  в МОБУ «СОШ <…>» является муниципальной нуждой, реализация которой осуществляется в процедурах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод, что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению, оплата которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов (договоров) на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлен факт достижения между МОБУ «СОШ <…>» и ООО <…> соглашения (договоренности) о выполнении работ по устройству летней спортивной площадки   в МОБУ «СОШ <…>» путем «дробления» сделки на заключение нескольких договоров. В ходе соглашения стороны пришли к договоренности по всем существенным условиям сделки (количество договоров, сумма, стороны), это подтверждается следующим.

   В период с мая по октябрь 2018 г. между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <…>» обществом с ограниченной ответственностью <…> был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по устройству летней спортивной площадки   в МОБУ «СОШ <…>».

Договоры  заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>, их заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – устройство летней спортивной площадки.   Указанные договоры заключены с одним и тем же лицом – ООО <…>.

Таким образом, фактически работы по исследуемым договорам подряда выполнены ООО <…> на общую сумму   более 2, 5 млн. рублей,  в связи с чем, в случае заключения единого контракта подлежали бы применению установленные Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентные процедуры.

 Распоряжением управления образования Администрации г. Оренбурга от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга» утвержден Регламент проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования (далее - Регламент).

В соответствии с п. 1.3 Регламента, правовой и экономической экспертизе подлежат проекты договоров, дополнительных соглашений к ним, при осуществлении закупки у единственного поставщика, подготовленные  бюджетными организациями, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга и обслуживаемыми МКУ <…>.

Согласно материалам дела между муниципальным казенным учреждением «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <…>» заключен договор  на бухгалтерское обслуживание от 11.01.2016г., согласно которому муниципальное казенное учреждение «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» осуществляет предварительный контроль за соответствием заключаемых Учреждением договоров (контрактов) объемом ассигнований и лимитам бюджетных обязательств в сроки установленные регламентов от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга».

Согласно п. 1.6 Регламента бюджетные организации предоставляют проекты договоров (контрактов) для правовой и экономической экспертизы до подписания этих проектов руководителями организаций (учреждений).

Пунктом 2.6 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствие замечаний и соответствия представленных на правовую экспертизу проектов договоров (контрактов) действующему законодательству Российской Федерации, нормативно правовым актам Оренбургской области и города Оренбурга, проект договора (контракта) удостоверяется путем визирования на каждой странице штампом согласования, где сотрудник юридической группы МКУ <…> ставит свою роспись и дату согласования.

Заключение пяти договоров подряда (№ 51 от 10.05.2018,  № 53 от 22.05.2018 , № 64 от 19.06.2018, № 74 от 05.07.2018, № 78 от 17.07.2018) в рамках единой сделки подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов всех 5 договоров на юридическую экспертизу  в МКУ «<…>» (006.04.2018г.) были сформулированы все существенные условия (вид работ, цена, стороны)  этих  договоров, что подтверждается штампами МКУ «<…>» на каждом из  заключенных договоров.  Все договоры направлены на удовлетворение единой нужды заказчика – устройство спортивной площадки, в один временной период.

Представленные в материалы дела коммерческие предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов, не являются достаточными доказательствами предоставления возможности иным хозяйствующим субъектам участвовать в конкурентной борьбе за цену контракта, поскольку по каждому из видов работ коммерческие предложения поступили только от одних и тех же организаций (ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>»), ни одно коммерческое предложение не содержит ни даты его формирования, ни даты поступления заказчику. Кроме того, аналогичная ситуация «дробления» сделки в 2017 году установлена в рамках рассмотрения дела № 056/01/16-1453/2019 при заключении договоров подряда МОБУ «СОШ <…>» с ООО «<…>».

Умышленное «дробление» предметов договоров с целью формального соблюдения требований действующего законодательства и обхода императивно установленных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается. Такие действия имеют (могут иметь) своими последствиями недопущение, ограничение конкуренции, выражающееся в ограничении числа участников закупок в виду субъективного усмотрения заказчика относительно избрания контрагента в том случае, если договоры, предмет которых «раздроблен» заказчиком, заключены с одним лицом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для заключения соглашения (договора) по общему правилу необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В случае с устными сделками выражение воли сторон происходит в словесной форме.  

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Проанализировав предмет и содержание вышеперечисленных договоров,  Комиссия по рассмотрению дела  приходит к выводу, что данные договоры были направлены на удовлетворение одной потребности учреждения как заказчика, заключающейся в устройстве летней спортивной площадки. Объективных условий, препятствовавших учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо заключения нескольких договоров, не установлено. Фактически эти договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

 Обозначенные обстоятельства указывают на создание учреждением непосредственно для ООО «<…>»  преимущественных условий деятельности, что также свидетельствует о достижении между ними взаимной устной договоренности, соответствующей интересу каждой из сторон (у учреждения - путем исключения необходимости проведения отбора подрядчика на условиях конкурентной закупки; у ООО «<…>»  - путем гарантированного получения права на осуществление работ, отсутствия необходимости участия в конкурентном отборе подрядчика).

Образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по ремонту столовой в МОБУ «СОШ <…>», лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку.

МОБУ «СОШ <…>» в результате заключения договоров без проведения торгов  проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по строительным специализированным работам в географических границах Оренбургской области в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок).

Продуктовые границы – работы строительные специализированные, которые относятся к классификационной группе 43 Работы строительные специализированные.

Географические границы товарного рынка – административные границы Оренбургской области.  Услуги по выполнению строительных работ в границах Оренбургской области оказывают, в том числе следующие хозяйствующие субъекты ООО «<…>»; ООО «<…>» ООО «<…>» ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>» ООО «<…>», ООО «<…>» ООО «<…>» и др.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что рынок услуг про производству  строительных специализированных работ является конкурентным.

 Заключение в рамках единой сделки нескольких договоров, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному  законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения дела № 056/01/16-1297/2019 в действиях МБОУ «СОШ <…>» и ООО «<…>» установлено   нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку  на момент принятия решения по настоящему делу обязательства  по гражданско-правовым   договорам  между МБОУ «СОШ <…>» и ООО «<…>» сторонами исполнены,   Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований  для выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать    МБОУ «СОШ <…>» и ООО  «<…>»  нарушившими ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 056/01/16-1297/2019   уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

 

Члены Комиссии                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны