Решение №б/н Жалоба признана обоснованной от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Управления

членов Комиссии:– специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

- специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

при участии представителя ПАО БАНК «ТРАСТ» - (на основании доверенности от 08.06.2021) – дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи,

при участии конкурсного управляющего ООО «НПО «Южный Урал»» – дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ПАО БАНК «ТРАСТ» (вх. № 3494 от 23.03.2023) на действия организатора торгов конкурсного управляющего ООО «НПО Южный Урал» при проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения по лоту: имущество ООО «НПО Южный Урал» территориальное подразделение: с. Черный Отрог, Никитино, Изяк-Никитино, с. Федоровка, с. Первая Федоровка, с. Советское Саракташского района Оренбургской области согласно Приложению № 21 (лот № 21,номер торгов 960000238437),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ПАО БАНК «ТРАСТ» (вх. № 3494 от 23.03.2023) (далее – Заявитель) на действия организатора торгов конкурсного управляющего ООО «НПО Южный Урал» при проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения по лоту: имущество ООО «НПО Южный Урал» территориальное подразделение: с. Черный Отрог, Никитино, Изяк-Никитино, с. Федоровка, с. Первая Федоровка, с. Советское Саракташского района Оренбургской области согласно Приложению № 21 (лот № 21, номер торгов 960000238437),

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Заявителю направлено уведомление (исх. № 2617 от 28.03.2023) о принятии жалобы к рассмотрению.

В порядке ч.11 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», организатору торгов выставлено требование (исх. № 2618 от 28.03.2023) о приостановлении торгов до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы было назначено на 30.03.2023 г. в 10 часов 30 минут.

В ходе рассмотрения жалобы, в связи с необходимостью запроса дополнительных документов от организатора торгов, Комиссией Оренбургского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, о чем направлены соответствующие уведомления заявителю – от 30.03.2023 исх. № 2742, организатору торгов – от 30.03.2023 исх. № 2757.

Рассмотрение жалобы после перерыва было назначено на 31.03.2023 г. 11 ч. 30 мин.

Согласно пояснениям представителя Заявителя и, исходя из доводов жалобы, следует, что в сообщении в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве указано, что размер задатка для участия в торгах составляет 10 % от цены продажи имущества в период снижения. Однако, на сайте площадки указано, что размер задатка на всех этапах снижения цены остается неизменным (16 195 874,9 руб.).

На рассмотрение Комиссии от организатора торгов –поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых он не согласился с доводами жалобы, указав, что в сообщении № 10888997 от 28.02.2023г., размещенном на сайте www.fedresurs.ru (Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве) (далее – ЕФРСБ), размер задатка для участия в торгах составляет 10 % от цены продажи имущества в периоде снижения. На электронной торговой площадке Российский аукционный дом также размещено сообщение о торгах, где указано, что размер задатка для участия в торгах составляет 10 % от цены продажи имущества в периоде снижения. ПАО БАНК «ТРАСТ» перечислил задаток в размере 10 % от цены реализации в периоде, что подтверждается платежным поручением № 667752 от 24.03.2023.

Между тем, пояснил, что на сайте ЭТП действительно была допущена техническая ошибка при указании суммы задатка по периодам снижения цены, но к настоящему моменту данная ошибка исправлена, и информация относительно размера задатка указана верно.

 Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Согласно подпункту «а» пункта 3.1, пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В силу положений статей 110, 139 Закона о банкротстве, проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным. В правовых позициях, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 № 17974/13 по делу № А39-3314/2012, пункте 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, указано, что рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

По смыслу положений Закона о банкротстве, задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что, в конечном счете, подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры – получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствии конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом, иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2016 г. (резолютивная часть объявлена 27.10.2016 г.) по делу №А47-2861/2014 Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Южный Урал» (ОГРН 1055609004318; ИНН 5609044638; 462114, Оренбургская область, Саракташский район, с. Черный Отрог, ул. Пионерская) признано банкротом, введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Определением Арбитражного суда Оренбургской области по данному делу от 19.12.2016 г. (резолютивная часть объявлена 29.11.2016 г.) конкурсным управляющим ООО «НПО «Южный Урал» утвержден

На сайте www.fedresurs.ru (Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве) 28.02.2023 г. организатором торгов опубликовано сообщение N10888997 о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника ООО «НПО» Южный Урал»», аналогичное сообщение опубликовано на электронной торговой площадке Российский аукционный дом.

На торги конкурсным управляющим выставлены одним единым лотом имущество ООО «НПО Южный Урал» территориальное подразделение: С. Черный Отрог, Никитино, Изяк-Никитино, с. Федоровка, с. Первая Федоровка, с. Советское Саракташского района Оренбургской области согласно Приложению № 21.

Дата начала срока подачи заявок 06.03.2023 12:00;

Дата окончания срока подачи заявок 20.05.2023 12:00.

Начальная стоимость лота № 21 – 161 958 749 рублей.

Шаг снижения (величина снижения) устанавливается в размере 5 %.

В соответствии с ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должен содержаться размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Согласно ч. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

В сообщение о продаже имущества указано, что для участия в торгах необходимо внести сумму задатка в размере 10 % от цены продажи имущества в периоде снижения.

Между тем, Заявителем в материалы дела представлено сообщение с ЭТП «РАД», датированное 23.03.2023 г., где сумма задатка указана в размере 16 195 874,90 рублей для всех периодов снижения цены.

Также данная информация подтверждается пояснениями конкурсного управляющего, что действительно на ЭТП «РАД» была выявлена техническая ошибка при указании сведений о торгах.

Данное обстоятельство могло ввести в заблуждение потенциальных покупателей, помешав им внести задаток в установленном размере, и принять участие в торгах по реализации имущества.

Таким образом, исчисление размера задатка на участие в торгах на сайте ЭТП «РАД», датированное 23.03.2023 г., осуществлено, исходя из цены продажи первого этапа публичного предложения, то есть начальной цены продажи, в нарушение требований, установленных конкурсным управляющим, что противоречит требованиям ч. 8 ст. 110 Закона о банкротстве.

При этом, законодательное ограничение размера задатка направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организатора торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка, и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.

Однако, помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательств, его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.

Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкурентной цене предложения, что обеспечивает максимальное полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.

Следовательно, для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной ценой на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки потенциальных покупателей.

Расчет задатка, исходя из начальной продажной цены торгов или предшествующих этапов публичного предложения, фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 01.07.2016 г N 305-ЭС16-3457.

Кроме того, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара, и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае, при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов в части указания фиксированной суммы задатка в размере 16 195 874,90 рублей без учета снижения начальной цены продажи на отдельном этапе, неправомерны.

Таким образом, довод жалобы Заявителя является обоснованным.

Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что на момент принятия решения, конкурсный управляющий внес изменения в сообщение N 153104, размещенное на ЭТП «РАД», согласно которым, размер задатка исчисляется исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения. Учитывая обстоятельства дела, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ПАО БАНК «ТРАСТ» (вх. № 3494 от 23.03.2023) на действия организатора торгов конкурсного управляющего ООО «НПО Южный Урал» при проведении торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения по лоту: имущество ООО «НПО Южный Урал» территориальное подразделение: с. Черный Отрог, Никитино, Изяк-Никитино, с. Федоровка, с. Первая Федоровка, с. Советское Саракташского района Оренбургской области согласно Приложению № 21 (лот № 21, номер торгов 960000238437), обоснованной.

2. Предписание об устранении допущенных нарушений организатору торгов не выдавать.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением Оренбургского УФАС России от 28.03.2023 исх. № 2618.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны