Решение б/н Решение от 12 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения                                                                                                                                г. Оренбург оглашена 28 сентября 2020г.

В полном объеме решение

изготовлено 12 октября 2020г.

 

Решение № 056/01/16-1602/2019

                                                                                                                                           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – <…> членов Комиссии –<…>,

в отсутствии представителя контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга – извещены надлежащим образом;

в отсутствие заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № <…>» - извещены надлежащим образом;

в отсутствие директора ООО <…> - извещен надлежащим образом;

в отсутствие директора ООО <…> - извещен надлежащим образом;

в отсутствие индивидуального предпринимателя <…> – извещен надлежащим образом;

в отсутствии представителя муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» - извещены надлежащим образом;

в отсутствии представителя Управления образования администрации г. Оренбург – извещены надлежащим образом,

рассмотрев дело № 056/01/16-1602/2019 по признакам нарушения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № <…>», ООО <….>, ООО <…>, <…> по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившемся в заключении соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по производству общестроительных работ 

в 2017 году:

- договор подряда № 31 от 11.05.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (демонтажные работы, замена окон и дверей) по адресу <………………..>;

- договор подряда № 43 от 01.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (полы, входная группа) по адресу <………………..>;

- договор подряда №54 от 09.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (отделочные работы) по адресу <………………..>;

- договор подряда №62 от 26.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (сантехнические работы) по адресу <………………..>;

- договор подряда №183 от 22.06.2017 на выполнение работ по замене электрооборудования в пищеблоке, по адресу <………………..>;

- договор подряда №71 от 05.07.2017 на выполнение работ по замене щита распределительного в пищеблоке, по адресу <………………..>;  

в 2018 году:

- договор подряда № 60 от 01.06.2018 на выполнение работ по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе (общестроительные работы), по адресу <………………..>;

- договор подряда №68 от 26.06.2018 на выполнение ремонтных работ по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе (смена дверей, отопления) и подвод ГВС к душевым поддонам, по адресу <………………..>;

- договор подряда №96 от 07.09.2018 на выполнение ремонтных работ по ремонту кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подводка ГВС к душевым поддонам, по адресу <………………..>;

в 2019 году:

- договор подряда № 61 от 03.06.2019 на выполнение ремонтных работ по ремонту второго лестничного марша во 2 корпусе, по адресу <………………..>;

- договор подряда № 64 от 18.06.2019 на выполнение ремонтных работ по замене окон и дверей на втором лестничном марше во 2 корпусе, по адресу <………………..>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России от контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга поступил  акт № 01-29-03-02/27 от 21.08.2019 в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № <…>» (далее - МБДОУ «Детский сад № <…>») по факту заключения на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ договоров подряда с обществом с ограниченной ответственностью <….> (далее – ООО <…>), обществом с ограниченной ответственностью <….> (далее – ООО <…>), индивидуальным предприятиям <….> (далее – ИП <….>) на выполнение работ по ремонту пищеблока в здания МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту второго лестничного во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>».

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 185 от 18.11.2019 возбуждено дело № 056/01/16-1602/2019 по признакам нарушения антимонопольного законодательства муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № <…>» <…>, ООО <………………..>, <………………..>, создана комиссия по рассмотрению дела.

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 11524 от 19.11.2019) рассмотрение дела назначено на 18.12.2019г. в 14 ч. 30 мин.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 12922 от 20.12.2019) рассмотрение дела отложено на 21 января 2020г. в 12 ч. 00 мин.

23.01.2020 года в связи с принятием Комиссией Оренбургского УФАС России заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела № 056/01/16-1602/2019 отложено на 16.03.2020г. 11 ч. 00 мин. Срок рассмотрения дела продлен до 19 апреля 2020г.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 2555 от 18.03.2020) рассмотрение дела отложено на 08 апреля 2020г. в 10 ч. 30 ч.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 3380 от 08.04.2020) срок рассмотрения дела продлен до 19 июня 2020г. Рассмотрение дела отложено на 07.05.2020г. в 11 ч. 30 мин.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 4651 от 13.05.2020) рассмотрение дела отложено на 15.06.2020г. в 10 ч. 00 мин.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 5860 от 15.06.2020) срок рассмотрения дела продлен до 19 августа 2020г., рассмотрение дела отложено на 29.07.2020г. в 11 ч. 00 мин.

Определением Оренбургского УФАС России (исх. № 7805 от 31.07.2020) рассмотрение дела отложено на 28.09.2020г. в 11 ч. 00 мин.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Уставом МДОБУ «Детский сад № <…>, учреждение создано с целью образовательной деятельности, т.е. оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.6.1 Устава). Финансирование Учреждения осуществляется учредителем в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (п.6.13 Устава).

 09.01.2017 года между управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № <…>» заключено соглашение № <….> от 09 января 2017 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение).

Согласно приложению 1 к Соглашению, графиком предоставления субсидий на 2017 год предусмотрено, в том числе:

-        «Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (к) подраздел (1.6)» в сумме 1 900 000 руб. 00 коп.

Согласно приложению 2 Соглашения, к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (к) подраздел (1.6)» - 1 900 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 1 900 000 руб. 00 коп. - ремонт пищеблока.

Также между управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад № <…>» заключались дополнительные соглашения от 31.03.2017г., 23.05.2017г., 29.05.2017г., 15.06.2017г., 28.06.2017г., 10.07.2017г., 28.07.2017г., 23.08.2017г., 18.10.2017г. к соглашению № <….> от 09 января 2017 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно приложению 2 дополнительных соглашений к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского Совета (k) подраздел 1.6 – 1 900 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 1 900 000 руб. 00 коп. – ремонт пищеблока).

В 2018 году между управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад № <…>» заключено соглашение № <….> от 09 января 2018 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение).

Согласно приложению 1 к Соглашению, графиком предоставления субсидий на 2018 год предусмотрено, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (к) подраздел (1.6)» в сумме 1 250 000 руб. 00 коп.

Согласно приложению 2 Соглашения, к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (к) подраздел (1.6)» - 1 250 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 1 250 000 руб. 00 коп. - ремонт лестничных маршей во втором корпусе с 1 по 2 этаж (2 шт.), замена электропроводки, отопления, дверей; оборудование буфетной для старшей логопедической группы).

20.06.2018г., 16.07.2018г., 24.08.2018г., 20.09.2018г., 12.10.2018г. между управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад № <…>» заключены дополнительные соглашения к соглашению <….> от 09 января 2018 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно приложению № 2 дополнительных соглашений №№ 1,2,3,4,5 к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского Совета (k) подраздел 1.6 – 1 250 000 руб. 00коп. (в т.ч. 3222 811 руб. 62 коп. – ремонт буфетной комнаты для старшей группы, 295 778 руб. 41 коп. – ремонт лестничной клетки во 2 корпусе (общестроительные работы), 340 руб. 01 коп. – ремонт мягкой кровли над верандой, 173 927 руб. 81 коп. - ремонт лестничной клетки во 2 корпусе (смена дверей, отопления) и подвод ГВС к душевым поддонам, 116 758 руб. 15 коп. – ремонт кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подводка ГВС к душевым поддонам).

В 2019 году между управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад № <…>» заключено соглашение № <…> от 09 января 2019 г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение).

Согласно приложению 1 к Соглашению, графиком предоставления субсидий на 2019 год предусмотрено, в том числе:

- Субсидия на расходы образовательных организаций в рамках наказов избирателей Оренбургского городского Совета» в сумме 600 000 руб. 00 коп.

Согласно приложению 2 Соглашения, к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на расходы образовательных организаций в рамках наказов избирателей Оренбургского городского Совета» - 600 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 600 000 руб. 00 коп. - ремонт второго лестничного марша во 2 корпусе с заменой оконных блоков, дверей, ремонт электрики, в том числе проектные, экспертные, монтажные, ремонтные работы, благоустройство территории, приобретение основных средств и материалов).

Управлением образования администрации города Оренбурга и МБДОУ «Детский сад № <…>» 26.06.2019г., 25.07.2019г., 24.09.2019г. заключены дополнительные соглашения.

Согласно приложению № 2 дополнительных соглашений №№ 1,2,3,4,5 к субсидиям на иные цели относятся, в том числе:

- Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского Совета 600 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 330 000 руб. 00 коп. - ремонт второго лестничного марша во 2 корпусе, 270 000 руб. 00 коп. - замена окон и дверей, на втором лестничном марше).

Кроме того, согласно материалам дела, заведующей МБДОУ «Детский сад № <…>» направлялись письма в адрес заместителя начальника Управления образования администрации города Оренбурга:

-  исх. № 52 от 05.06.2017г. о необходимости составления локально-сметных расчетов на ремонт лестничных полетов 2 корпуса, проходной веранды, замены ограждения ДОУ и асфальтного покрытия МБДОУ «Детский сад № <….>» в 2018 году,

- исх. № 06 от 22.01.2018г. о необходимости составления локально-сметных расчетов на ремонт мягкой кровли проходной веранды между двумя корпусами детского сада, подводку горячего водоснабжения к умывальным раковинам и душевым поддонам в туалетные групповые ячейки в 2018 году,

- исх. 84 от 04.12.2018г. на ремонт лестничного марша во втором корпусе с заменой оконного блока, дверей, электропроводки на 2019 год.

Таким образом, при реализации предоставленной субсидии муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № <…>» выступает как организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества в целях организации дошкольного образования, на которую распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ограничения, установленные ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

В период с мая по июнь 2017 года между МБДОУ «Детский сад № <….>» и ООО <…> был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», а именно:

-        договор подряда № 31 от 11.05.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (демонтажные работы, замена окон и дверей) по адресу <…>. Цена договора 323 300 руб. 00 коп.;

-        договор подряда № 43 от 01.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (полы, входная группа) по адресу <…>. Цена договора 276 000 руб. 00 коп.;

-        договор подряда №54 от 09.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (отделочные работы) по адресу <…>. Цена договора 378 000 руб. 00 коп.;

-        договор подряда №62 от 26.06.2017 на выполнение работ по ремонту пищеблока (сантехнические работы) по адресу <…>. Цена договора 331 500 руб. 00 коп.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО <…> и утверждены МБДОУ «Детский сад № <…>». Суммарная стоимость договоров составляет 1 308 800 руб. 00 коп., что соответствует выделенным субсидиям в 2017г. МБДОУ «Детский сад № <…>» на иные цели.

В соответствии с актами о приемке выполненных работ (от 24.05.2017г., 07.06.2017г., 03.07.2017г., 12.07.2017г.) за 2017 год ООО <…> выполнены работы на сумму 1 289 280 (один миллион двести восемьдесят девять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.

В период с июня по июль 2017 года между МБДОУ «Детский сад № <…>» и ООО <…> был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», а именно:

- договор подряда № 183 от 22.06.2017 на выполнение работ по замене электрооборудования в пищеблоке, по адресу <…>. Цена договора 183 000 руб. 00 коп.;

-        договор подряда №71 от 05.07.2017 на выполнение работ по замене щита распределительного в пищеблоке, по адресу <…>. Цена договора 275 500 руб. 00 коп.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО <…> и утверждены МБДОУ «Детский сад № <….>». Суммарная стоимость договоров составляет 458 500 руб. 00 коп., что соответствует выделенным субсидиям в 2017г. МБДОУ «Детский сад № <…>» на иные цели.

В соответствии с актами о приемке выполненных работ (от 03.07.2017г., 10.07.2017г.) за 2017 год ООО <…> выполнены работы на сумму 458 500 (четыреста пятьдесят восемь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.

Договоры заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>, их заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>».  

В период с июня по сентябрь 2018 года между МБДОУ «Детский сад № <…>» и ООО <…> был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», а именно:

-        договор подряда №60 от 01.06.2018 на выполнение работ по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе (общестроительные работы), по адресу <…>. Цена договора 326 500 руб. 00 коп.;

-        договор подряда №68 от 26.06.2018 на выполнение ремонтных работ по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе (смена дверей, отопления) и подвод ГВС к душевым поддонам, по адресу <…>. Цена договора 242 900 руб. 00 коп.;

-        договор подряда №96 от 07.09.2018 на выполнение ремонтных работ по ремонту кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подводка ГВС к душевым поддонам, по адресу <…>. Цена договора 116 758 руб. 15 коп.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО <…> и утверждены МБДОУ «Детский сад № <…>». Суммарная стоимость договоров составляет 686 158 (шестьсот восемьдесят шесть тысяч сто пятьдесят восемь) руб., что соответствует выделенным субсидиям в 2018г. МБДОУ «Детский сад № <…>» на иные цели.

В соответствии с актами о приемке выполненных работ (от 18.06.2018г., 28.06.2018г.) за 2018 год ООО <…> выполнены работы на сумму 469 706 (четыреста шестьдесят девять тысяч семьсот четыре) руб.

Договоры заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>, их заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подводка ГВС к душевым поддонам в МБДОУ «Детский сад № <…>».  

В июне 2019 года между МБДОУ «Детский сад № <…>» и <…> был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту второго лестничного марша во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <….>», а именно:

-        договор подряда № 61 от 03.06.2019 на выполнение ремонтных работ по ремонту второго лестничного марша во 2 корпусе, по адресу <…>. Цена договора 330 000 руб. 00 коп.;

-        договор подряда № 64 от 18.06.2019 на выполнение ремонтных работ по замене окон и дверей на втором лестничном марше во 2 корпусе, по адресу <…>. Цена договора 270 000 руб. 00 коп.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы <…> и утверждены МБДОУ «Детский сад № <…>». Суммарная стоимость договоров составляет 600 000 руб. 00 коп., что соответствует выделенным субсидиям в 2019г. МБДОУ «Детский сад № <…>» на иные цели.

В соответствии с актами о приемке выполненных работ за 2019 год <…> выполнены работы на сумму 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Договоры заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>, их заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт второго лестничного марша во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>».

Правовые основания для заключения гражданско-правовых договоров на выполнение строительных работ № 31 от 11.05.2017; № 43 от 01.06.2017; №54 от 09.06.2017; № 62 от 26.06.2017; № 60 от 01.06.2018; №68 от 26.06.2018; № 96 от 07.09.2018; № 183 от 22.06.2017; № 71 от 05.07.2017; № 61 от 03.06.2019; № 64 от 18.06.2019 в порядке п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствовали, исходя из следующего.

Содержание имущества муниципальных образовательных учреждений, находящегося в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, в связи с чем организация работ по ремонту пищеблока в здании МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту второго лестничного во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>» является муниципальной нуждой, реализация которой осуществляется в процедурах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет сделать вывод, что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению, оплата которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов (договоров) на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее законодательство РФ не содержит.

ООО <…> зарегистрировано в качестве юридического лица <…>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО <…> является подготовка строительной площадки.

К числу дополнительных видов деятельности ООО <…> относится производство строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2), работы строительные отделочные (ОКВЭД 43.3), работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (ОКВЭД 43.99) и др.

Индивидуальный предприниматель <…> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11.03.2019г. (<…>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП <…> является строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2).

К числу дополнительных видов деятельности ООО <…> относится производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21), производство прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.29). производство штукатурных работ (ОКВЭД 43.31), работы столярные и плотничные (ОКВЭД 43.32) и др.

Также согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, директором ООО <…> является <…>.

Таким образом ООО <…> и ИП <…> оставляют группу лиц.

ООО <…> зарегистрировано в качестве юридического лица 19.01.2015г. (<…>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО <…> является строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2).

 К числу дополнительных видов деятельности ООО <…> относится производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21), производство прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.29) и др.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.   

Следовательно, ООО <…>, ИП <…>, ООО <…> являются хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлен факт достижения между МБДОУ «Детский сад № <…>» и ООО <…>, ООО <….>, <…> соглашения (договоренности) о выполнении работ по ремонту пищеблока в здания МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонту второго лестничного во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>» путем «дробления» сделки на заключение нескольких договоров. В ходе соглашения стороны пришли к договоренности по всем существенным условиям сделки (количество договоров, сумма, стороны), это подтверждается следующим.

Согласно материалам дела между муниципальным казенным учреждением «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» и МБДОУ «Детский сад № <…>» заключен договор  на бухгалтерское обслуживание, согласно которому муниципальное казенное учреждение «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» осуществляет предварительный контроль за соответствием заключаемых Учреждением договоров (контрактов) объемом ассигнований и лимитам бюджетных обязательств в сроки установленные регламентов от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга» (далее - Регламент).

В соответствии с п. 1.2 Регламента бюджетные организации (учреждения) представляют на экспертизу проекты договоров (контрактов).

Согласно п. 1.6 Регламента бюджетные организации предоставляют проекты договоров (контрактов) для правовой и экономической экспертизы до подписания этих проектов руководителями организаций (учреждений).

Пунктом 2.6 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствие замечаний и соответствия представленных на правовую экспертизу проектов договоров (контрактов) действующему законодательству Российской Федерации, нормативно правовым актам Оренбургской области и города Оренбурга, проект договора (контракта) удостоверяется путем визирования на каждой странице штампом согласования, где сотрудник юридической группы <…> ставит свою роспись и дату согласования.

Заведующей МБДОУ «Детский сад № <…>» были направлены в <…> проекты договоров на юридическую экспертизу
(№ 31 от 11.05.2017; № 43 от 01.06.2017; №54 от 09.06.2017; № 62 от 26.06.2017; № 60 от 01.06.2018; №68 от 26.06.2018; № 96 от 07.09.2018; № 183 от 22.06.2017; № 71 от 05.07.2017; № 61 от 03.06.2019; № 64 от 18.06.2019) для проведения правовой и экономической экспертизы.

Заключение договоров подряда в рамках единой сделки в 2017 году подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов договоров на юридическую экспертизу в <…> (11.05.2017) были сформулированы все существенные условия договоров № 31; № 43; № 62; № 54; (что подтверждается штампами <…> на каждом из заключенных договоров).

Заключение договоров подряда в рамках единой сделки в 2018 году подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов договоров на юридическую экспертизу в <…> (18.04.2018, 06.06.2018, 04.09.2018) были сформулированы все существенные условия договоров № 60; № 68; № 96 (что подтверждается штампами <…> на каждом из заключенных договоров).

Кроме того, согласно локально-сметному расчету (договор № 60 от 01.06.2018г.) на ремонт лестничной клетки во 2 корпусе (общестроительные работы) предусмотрен вид работы как устройство (демонтаж) металлических ограждений без поручней, в то время, как и в локально-сметном расчете на ремонт кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подвод ГВС к душевым поддонам (договор № 96 от 07.09.2018г.) предусмотрен комплекс работ на устройство (монтаж) металлических ограждений без поручней.

Также согласно локально-сметному расчету на ремонт лестничной клетки во 2-ом корпусе (смена дверей, отопление) и подвода ГВС к душевым поддонам (договор № 68 от 26.06.2018г.) предусмотрены демонтажные работы, например, как снятие смесителей, в то же время локально-сметный расчет на ремонт кровли, ограждения лестничной клетки во 2 корпусе и подвод ГВС к душевым поддонам (договор № 96 от 07.09.2018г.) предусматривает работы по установке смесителей.

Таким образом, группа договоров, заключенных в течении 2018г. была направлена на удовлетворение одной потребности учреждения как заказчика.

Заключение договоров подряда в рамках единой сделки в 2019 году подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов договоров на юридическую экспертизу в <…> (19.03.2019) были сформулированы все существенные условия договоров № 61; № 64 (что подтверждается штампами <…> на каждом из заключенных договоров).

Фактически работы в 2017 году по исследуемым договорам подряда выполнены ООО <…>, ООО <…> на общую сумму 1 747 780 (один миллион семьсот сорок семь семьсот восемьдесят) рублей 00 копеек; в 2018 году по исследуемым договорам подряда выполнены ООО <…> на общую сумму 586 464 (пятьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста шестьдесят четыре) рублей 37 копеек, в 2019 году по исследуемым договорам подряда выполнены <…> на общую сумму 600 000 (шестьсот тысяч) рублей в связи с чем, в случае заключения единого контракта подлежали бы применению установленные Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентные процедуры.

Представленные в материалы дела коммерческие предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов ООО <…>, ООО <…> не являются достаточными доказательствами предоставления возможности иным хозяйствующим субъектам участвовать в конкурентной борьбе за цену контракта.

Умышленное «дробление» предметов договоров с целью формального соблюдения требований действующего законодательства и обхода императивно установленных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается. Такие действия имеют (могут иметь) своими последствиями ограничение конкуренции, выражающееся в ограничении числа участников закупок в виду субъективного усмотрения заказчика относительно избрания контрагента в том случае, если договоры, предмет которых «раздроблен» заказчиком, заключены с одним лицом.

Договоренность между сторонами – МБДОУ «Детский сад № <…>» и ООО <…>, МДБОУ «Детский сад № <…>» и ООО <…>, МБДОУ Детский сад № <….>» и ИП <…> о «дроблении» подтверждается тем, что все сметы изготовлены не по мере поступления денежных средств и не по мере возникновения необходимости в проведении ремонтных работ, а единовременно, под определенные условия, что подтверждается сопроводительными письмами начальника муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства» о проведенной проверке предоставленных локально сметных расчетов:

- исх. № 1125 от 11.05.2017г. - локальная смета «ремонт пищеблока, демонтажные работы, замена окон и дверей в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>,

- исх. № 1126 от 11.05.2017г. – локальная смета «ремонт пищеблока, полы, входная группа в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>,

- исх. № 1121127 от 11.05.2017г. – локальная смета «ремонт пищеблока, отделочные работы в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>,

- исх. № 1128 от 11.05.2017г. – локальная смета «ремонт пищеблока, сантехнические работы в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>,

- исх. № 776 от 12.04.2018г. – локальная смета «ремонт лестничной клетки во 2-м корпусе (общестроительные работы) в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>,

- исх. № 776/1 от 12.04.2018г. – локальная смета «ремонт лестничной клетки во 2-м корпусе (смена дверей, отопление) и подвод ГВС к душевым поддонам в МБДОУ «Детский сад № <…>», расположенного по адресу: <…>.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для заключения соглашения (договора) по общему правилу необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В случае с устными сделками выражение воли сторон происходит в словесной форме.  

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Проанализировав предмет и содержание вышеперечисленных договоров, Комиссия по рассмотрению дела приходит к выводу, что каждая из групп договоров, заключенных в течении 2017г., 2018г., 2019г. была направлена на удовлетворение одной потребности учреждения как заказчика, заключающейся в ремонте пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонте лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонте второго лестничного во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>».

Объективных условий, препятствовавших учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо заключения нескольких договоров, не установлено. Фактически договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по строительным специализированным работам в географических границах Оренбургской области в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок).

Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования – период с даты заключения гражданско-правового договора – 11.05.2017г. (с даты заключения договора подряда № 31 от 11.05.2017г.) по 21.08.2019г. (согласно платежному поручению № 385676 оплата по договору подряда № 64 от 18.06.2019).

Продуктовые границы – работы строительные специализированные, которые относятся к классификационной группе 43 Работы строительные специализированные.

Географические границы товарного рынка – административные границы Оренбургской области. 

Услуги по выполнению строительных работ в границах Оренбургской области оказывают, в том числе следующие хозяйствующие субъекты ООО <…>; ООО <…> и другие субъекты в том числе включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций.

 С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что рынок услуг по производству строительных специализированных работ является конкурентным.

 В результате заключения указанных договоров образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем) на ремонт пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонт лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>», ремонт второго лестничного во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>»  ООО <…>, ООО <…>, ИП <…> получили доступ к выполнению работ без участия в состязательных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, что определяет его положение как преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг.

Иные хозяйствующие субъекты – потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по ремонту пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>» не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанного договора.

В свою очередь, образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по ремонту пищеблока в МБДОУ «Детский сад № <…>», по ремонту лестничной клетки во 2 корпусе МБДОУ «Детский сад № <…>».

Заключение в рамках единой сделки нескольких договоров, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения дела № 056/01/16-1602/2019 в действиях МБДОУ «Детский сад № <…>», ООО <…>, ООО <…>, ИП <…> установлены признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако, согласно ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Исходя из того, что договоры подряда между МБДОУ «Детский сад № <…>», ООО <…>, ООО <…> заключены в период с мая-июль 2017г., то с учётом ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 056/01/16-1602/2019 в данной части подлежит прекращению в связи с истечением срока давности.

В отношении остальных договоров, заключенных в 2018г., 2019г., Комиссия Оренбургского УФАС России считает доказанным нарушение антимонопольного законодательства.

По оценке Комиссии, при реализации соглашения общий доход участников в результате заключения государственных контрактов составляет: ООО <…> 469 706 руб., ИП <…> 600 000 руб.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку на момент принятия решения по настоящему делу обязательства по гражданско-правовым договорам между МБДОУ «Детский сад № <…>», ООО <…>, ООО <….>, <…> согласно платежным поручениям № 0185745 от 12.09.2017г., № 0185748 от 12.09.2017г., № 0204154 от 29.09.2017г., № 0185747 от 12.09.2017г., № 0192540 от 19.09.2017г., 0192539 от 19.09.2017г., № 0185746 от 12.09.2017г., № 0238187 от 29.10.2018г., № 0165659 от 31.07.2018г., № 0165661 от 31.07.2018г., № 385677 от 21.08.2019г., 385676 от 21.08.2019г. сторонами исполнены,   Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований  для выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № <…>» (   ), ООО <…> (    ), ИП <…> (                   ) нарушившими ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 056/01/16-1602/2019   уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                             <…>

                                                                                                                    <…>

                                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны