Решение №б/н Жалоба признана обоснованной от 16 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

Председателя Комиссии:., Членов комиссии:

рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» – (на основании доверенности),

индивидуальный предприниматель и его представители на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг (номер извещения № 0353100003022000031),   

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.12.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя (далее – Заявитель, ИП ...) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг (номер извещения № 0353100003022000031) (далее – Закупка, Аукцион).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы 1) приложения № 2 и № 3 не размещены в единой информационной системы в сфере закупок в составе аукционной документации. 2) Исполнитель должен предъявлять к приемке только фактически оказанные услуги, а значит сумма ежемесячных платежей будет разная исходя из погодных условий и времени года. Однако в проекте контракта и техническом задании отсутствует разбивка по стоимости за каждый вид услуги исходя единицы измерения, что не позволяет участникам размещения заказа сформировать объективное ценовое предложение, а при исполнении контракта сформировать сумму фактически оказанных услуг. 3) Заказчиком не сформировано и не размещено в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, что нарушает положения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Присутствующий на рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной, пояснив, что 1) приложение № 2 размещено в составе проекта контракта, однако ссылка на приложение № 3 является технической ошибкой. 2) Погодные условия или время года никак не могут повлиять на стоимость оказания клининговых услуг за месяц, как указывает в своей жалобе Заявитель, поскольку уборка будет осуществляться в закрытых помещениях, с конкретным объемом услуг. 3) неразмещение ответа на запрос связано с технической проблемой со стороны единой информационной системы в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.

02.12.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на оказание клининговых услуг (номер извещения № 0353100003022000031).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 400 000,00 рублей.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Также согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Заявитель в составе жалоб указывает на разночтения в извещении об осуществлении закупок и техническом задании, размещенном в составе извещений об осуществлении закупок, описывающим требования к гарантии качества товаров, работ, услуг, что вводит в заблуждение участников закупки и может повлечь за собой ограничение количества участников данных закупочных процедур.

Согласно требованиям п. 1.3 проекта контракта «Наименование, содержание, объем и характеристики Услуг, осуществляемых по Контракту, указаны в Техническом задании (Приложение №1), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта».

Согласно п. 7 технического задания «Помесячный расчет стоимости оказания услуг определяется в Приложении № 3 к контракту исходя из цены контракта».

В соответствии с п. 13.9 проекта контракта «Приложения являются неотъемлемой частью настоящего Контракта:

1)Приложение № 1 – Техническое задание;

2) Приложение № 2 – Реестр стоимости услуг».

Согласно доводу заявителя, приложения № 2 и № 3 не размещены в единой информационной системы в сфере закупок в составе аукционной документации

Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Приложение № 2 «Реестр стоимости услуг» размещено в составе проекта контракта, в то время как Приложение № 3, на которое в п. 7 технического задания имеется ссылка, отсутствует.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, приложение № 2 размещено в составе проекта контракта, однако ссылка на приложение № 3 является технической ошибкой. Кроме того, цена за месяц по результатам проведенного аукциона будет установлена в контракте (Приложение №2 к контракту) в виде фиксированной суммы, которую Исполнитель будет получать за оказанные надлежащим образом клининговые услуги в течение расчетного месяца, иного порядка формирования цены не предусмотрено условиями аукциона.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, проанализировав положения технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования положений ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.

В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Комиссия Оренбургского УФАС России, учитывая положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, полагает необходимым выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, обязав Заказчика привести положения технического задания и проекта контракта в строгом соответствии с законодательством о контрактной системе, для чего Заказчику необходимо направить проект контракта победителю, изменив в п. 7 технического задания ссылку с «в Приложении № 3» на «в Приложении № 2».

 

2. Согласно п. 2.4. проекта контракта «Оплата производится Заказчиком ежемесячно, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в настоящем Контракте, в течение 7 (семи) рабочих дней после подписания Сторонами акта сдачи-приемки услуг в единой информационной системе, на основании выставленного Исполнителем счета и (или) счета-фактуры».

Пунктами 4.1 – 4.2 проекта контракта установлено следующее:

«4.1. Прием-передача оказанных Услуг производится ежемесячно по документу о приемке, подписываемому Заказчиком и Исполнителем.

4.2. Проекта контракта.  Исполнитель ежемесячно, не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:

а) включенные в Контракт идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуг, информацию об Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ, единицу измерения оказанной услуги;

б) наименование Услуг;

в) информацию об объеме оказанных Услуг;

г) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу оказанной Услуги;

д) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ».

Кроме того, техническим заданием установлена общая убираемая площадь:

 

Итого

Общая площадь S= 57929,9кв.м.

Окна S= 6621,9кв.м.

 

Согласно доводу заявителя, указанные положения проекта контракта указывают на то, что Исполнитель должен предъявлять к приемке только фактически оказанные услуги, а значит сумма ежемесячных платежей будет разная исходя из погодных условий и времени года. Однако в Проекте контракта и Техническом задании отсутствует разбивка по стоимости за каждый вид услуги исходя единицы измерения, что не позволяет участникам размещения заказа сформировать объективное ценовое предложение, а при исполнении контракта сформировать сумму фактически оказанных услуг.

Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что погодные условия или время года никак не могут повлиять на стоимость оказания клининговых услуг за месяц, как указывает в своей жалобе Заявитель, поскольку уборка будет осуществляться в закрытых помещениях, с конкретным объемом услуг. Цена за месяц по результатам проведенного аукциона будет установлена в контракте (Приложение №2 к контракту) в виде фиксированной суммы, которую Исполнитель будет получать за оказанные надлежащим образом клининговые услуги в течение расчетного месяца, иного порядка формирования цены не предусмотрено условиями аукциона.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России находит убедительными доводы заказчика о том, что погодные условия или время года никак не могут повлиять на стоимость оказания клининговых услуг за месяц, поскольку уборка будет осуществляться в закрытых помещениях, с конкретным объемом услуг.

Кроме того, учитывая, что в техническом задании указана общая убираемая площадь, объем оказываемых услуг потенциальным участникам закупки известен. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.

 

3. Согласно доводу заявителя, заказчиком не сформировано и не размещено в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, что нарушает положения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно представленным материалам дела и доводу жалобы, 08.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок ИП ... в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки на оказание клининговых услуг (номер извещения № 0353100003022000031).

Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе в единой информационной системе не размещены.

Указанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.

Вместе с тем, Комиссией Оренбургского УФАС России также отмечается, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах

Вместе с тем, доводы и сведения, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с содержанием размещенной Заказчиком в единой информационной системе документации об аукционе, что не свидетельствует о нарушении заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки № 0353100003022000031 Заказчиком установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:

«3. 1 Требования в соответствии с позицией 36 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571

Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг».

Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства соответствия требованиям, установленным Заказчиком, следовательно, не доказана возможность участия индивидуального предпринимателя в закупке.

Кроме того, рассматривая вопрос о выдаче предписания, Комиссия Оренбургского УФАС России учитывает, что Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России принимает решение предписание об устранении выявленного нарушения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе не выдавать.

 

Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание факт, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0353100003022000031-2 от 13.12.2022 г. на участие в аукционе было подано 4 заявки - все заявки были допущены.

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0353100003022000031-2 от 13.12.2022 г. победителем электронного аукциона было признано ООО «КРАСНОУРАЛЬСКОЕ» с предложением о цене контракта 6 930 000,00 руб.

Таким образом, снижение на 17,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, а также количество участников электронного аукциона свидетельствует об эффективном расходовании бюджетных средств и создании равных условий для участников закупки, что и является целью электронного аукциона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный аграрный университет» при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг (номер извещения № 0353100003022000031) частично обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим положения ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 42  Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев

Связанные организации

Связанные организации не указаны