Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-14/2013 о нарушении антимонопольно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 Председателя Комиссии – <…>

Членов Комиссии:  <…>

в присутствии представителя ответчика - Администрации м/о г.Оренбург – <…> (доверенность <…>), 

в присутствии представителя заинтересованного лица - Оренбургского городского Совета <…> (доверенность <…>),

в отсутствии представителя заинтересованного лица Муниципальное казенное предприятие «Общепит» муниципального образования г.Оренбург (надлежаще уведомлен 14.05.2013г.),

рассмотрев дело № 06-05-14/2013 по признакам нарушения Администрацией м/о г. Оренбург   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося  в  совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем принятия муниципального правового акта - Постановления Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России обратилась прокуратура г. Оренбурга Оренбургской области  (исх. № 7-11-2013 от 19.02.2013г.) о проведении проверки Оренбургским УФАС России на соответствие требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Постановления Администрации г. Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания».

В ходе анализа указанного постановления № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» установлено, что пунктом 1 Постановления Администрации г. Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. утвержден Порядок предоставления муниципальному казенному предприятию общественного питания.

Анализ Постановления Администрации г. Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» свидетельствует о том,  что данные нормы устанавливают не категории,  а конкретного получателя субсидии из бюджета м/о г. Оренбург – муниципальное казенное предприятие общественного питания. На территории м/о г.Оренбург (по сведениям прокуратуры) МКП «Общепит» является единственным муниципальным казенным предприятием общественного питания, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории города, которое получает преимущество для осуществления деятельности.

В связи с изложенным, в Постановлении Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» усматриваются  признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции», выразившиеся в создании преимущественных условий хозяйствующему субъекту муниципальному казенному предприятию общественного питания МКП «Общепит» м/о г.Оренбург.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением  предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Приказом Оренбургского УФАС России № 39 от 20.03.2013г. возбуждено дело № 06-05-14/2013. Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 2081 от 20.03.2013г.) рассмотрение дела № 06-05-14/2013 назначено на 08 апреля  2013 г. на 15 ч. 00 мин. Определением № 06-05-14/2013 (исх.№2881 от 08.04.2013г.) рассмотрение дела отложено на основании п.2 ч.1 ст.47 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», назначено на 14.05.2013г.  на 14 ч.30 мин.

В ходе рассмотрения дела представитель администрации м/о г. Оренбург нарушение не признала, пояснила следующее.

В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 10 Устава города Оренбурга, принятого постановлением Оренбургского городского Совета от 27.04.2006 № 44 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Оренбурга обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» казенное предприя­тие может быть создано, в том числе, в случае если преобладающая или значитель­ная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг пред­назначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Фе­дерации или муниципального образования.

Основной целью создания Муниципального казенного предприятия «Обще­пит» муниципального образования «город Оренбург» (далее - МКП) является ока­зание услуг по организации и обслуживанию приемов, торжественных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления (пункт 2.1 Устава).

Таким образом, МКП создано в пределах полномочий предоставленных орга­нам местного самоуправления федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами.

В силу ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Решениями Оренбургского городского Совета в бюджете города Орен­бурга на соответствующий финансовый год и плановый периоды от 27.12.2011 № 309 (п. 1.17 приложение № 6 к решению Оренбургского городского Совета) и от 25.12.2012 № 555 (п. 1.16 приложение № 6 к решению Оренбургского городского Совета) предусмотрена субсидия муниципальному казенному предприятию.

Таким образом, Постановление Администрации г. Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» принято админи­страцией города Оренбурга в пределах компетенции органа местного самоуправле­ния, определенной бюджетным законодательством, в том числе с учетом принципа самостоятельности бюджета (ст. 31 БК РФ), который предусматривает право орга­нов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Порядок предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания содержит все требования, изложенные ч. 3 ст.18 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве категории отбора юридического лица, которому предоставля­ется субсидия, определена организационно - правовая форма.

Какие конкретно категории и критерии отбора должны быть отражены в пра­вовом акте законодатель не указывает, следовательно, это право разработчика дан­ного акта.

Учитывая, что субсидии, предоставляемые МКП из бюджета города Оренбур­га, выделялись на основании федерального законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации), денежные средства в соответствии со статьей 128 Граждан­ского кодекса Российской Федерации являются объектом гражданских прав, со стороны администрации города Оренбурга нарушения антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 15 Федерального закона) отсутствуют.

Представитель Оренбургского городского Совета пояснил следующее.

 В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывается, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 1 статьи 27 Устава города Оренбурга утверждение бюджета города и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Оренбургского городского Совета.

На основании вышеназванных норм федерального законодательства и муниципального права были приняты решения Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 № 309 «О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и от 25.12.2012 № 555 «О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

В соответствии со статьей 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К бюджетным ассигнованиям согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные субсидии предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В соответствии с данной нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 1 ст.17.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 № 309 и пункте 1.16.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 № 555 были предусмотрены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

По аналогии со статьей 7 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и статьей 7 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», статьей 20 Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и статьей 19 Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в пункте 19 решения Оренбургского городского Совета от 27.12.2011 № 309 и пункте 21 решения Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 № 555 установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке, установленном администрацией города Оренбурга

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Положения о правовых актах Оренбургского городского Совета, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 23.04.2007 № 243, все проекты решений Совета за 20 дней до очередного заседания Совета направляются аппаратом Главы города и городского Совета в прокуратуру города Оренбурга, в том числе для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с нормами Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проекты решений Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и «О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в установленном порядке направлялись аппаратом Главы города и городского Совета в прокуратуру города Оренбурга.

Протестов прокуратуры города Оренбурга по указанным проектам решений в Оренбургский городской Совет не поступало.

Более того, согласно выписке из протокола двадцать первого (очередного) заседания Оренбургского городского Совета по вопросу № 2 повестки заседания «О бюджете города Оренбурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» нарушений законодательства нет и у прокуратуры города Оренбурга замечаний к бюджету города Оренбурга не имеется.

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Финансовый год, согласно статье 12 Бюджетного кодекса РФ, соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, срок действия решения Оренбургского городского Совета от 23.04.2007 г. № 309 «О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» истек 31.12.2012.

Представитель муниципального казенного предприятия «Общепит» м/о г.Оренбург пояснил следующее.

За оказание услуг  для получения субсидии на возмещение недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий МКП «Общепит» м/о г. Оренбург  представляет в комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации г.Оренбурга заявку с приложением документов, подтверждающих расходы на проведение мероприятия.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения Представителей сторон,  Комиссия пришла к следующему.

Пунктом 1 Постановления Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. утвержден Порядок предоставления муниципальному казенному предприятию общественного питания.

Согласно п.1 настоящего Порядка Порядок определяет механизм предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию (далее Предприятие), оказывающему услуги населению в сфере общественного питания на территории города Оренбурга.

Согласно п.2 Субсидии предоставляются  Предприятию в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и плановый период администрации г.Оренбурга в целях возмещения: недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий (в части организации питания, буфетного обслуживания брифингов и совещаний);

- затрат на приобретение основных средств.

Согласно п.3 право на получение субсидий имеет муниципальное казенное предприятие, отвечающее следующим требованиям:

1)                Оказывает услуги населению в сфере общественного питания района на территории г.Оренбурга;

2)                Имеет утвержденный план (программу финансово-хозяйственной деятельности  предприятия на  соответствующий  финансовый год;

3)                Имеет утвержденную смету доходов и расходов предприятия на соответствующий финансовый год.

Согласно статье 69  Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998  № 145-ФЗ (далее – БК РФ)  предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям),  индивидуальным предпринимателям,  физическим лицам – производителям товаров,  работ,  услуг (далее – производители)  относятся к бюджетным ассигнованиям.

Пунктом 1  статьи 78  БК РФ предусмотрено,  что субсидии,  предоставляемые производителям,  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)  товаров,  выполнением работ,  оказанием услуг. 

Согласно п.3 ч.2, ч.3  статьи 78  БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке,  предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.  При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пункте 1.17.1 приложения 6 решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011г. № 309 и пункте 1.16.1 приложения 6 к решению Оренбургского городского совета от 25 декабря 2012 г. № 555 были предусмотрены субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Субсидии муниципальному казенному предприятию общественного питания предусмотрены п.1.17 приложения 6 решению Оренбургского городского Совета от 27.12.2011г. № 309 и пункте 1.16 приложения 6 к решению Оренбургского городского совета от 25 декабря 2012 г. № 555.

Пунктом 1 Порядка предоставления субсидии муниципальному казенному предприятию общественного питания (утв. Постановлением от 12 апреля 2012г. № 708-п) (далее Порядок) в качестве категории отбора определена организационно-правовая форма – муниципальное казенное предприятие, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории города Оренбурга.

Пунктом 2 Порядка предусмотрены цели  предоставления субсидии –возмещение недополученных доходов от оказания услуг по проведению городских мероприятий (в части организации питания, буфетного обслуживания брифингов и совещаний); затрат на приобретение основных средств.

Пунктом 3 Порядка определены условия, согласно которым право на получение субсидии имеет муниципальное казенное предприятие, отвечающее следующим требованиям:

1)                оказывает услуги населению в сфере общественного питания на территории г.Оренбурга

2)                имеет утвержденный план  (программу) финансово-хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год;

3)                 имеет утвержденную смету доходов и расходов предприятия на соответствующий финансовый год.

Пунктами 4-11 Порядка установлен порядок  предоставления субсидии.

Порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении,  предусмотрен п.13-14 Порядка.

В Постановлении Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» не указано конкретное наименование юридического лица, а установлена только категория юридических лиц- организационно-правовая форма–муниципальное казенное предприятие, оказывающее услуги населению в сфере общественного питания на территории г.Оренбурга, что не противоречит требованиям ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Постановление Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания»  принято в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

С учетом изложенного, признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации м/о г.Оренбург, выразившиеся в принятии муниципального правового акта - Постановления Администрации г.Оренбурга № 708-п от 12 апреля 2012г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий муниципальному казенному предприятию общественного питания» не нашли своего подтверждения.

Согласно ч. 2. ст.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.               

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, п.2 ч.1 ст.48, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                 Дело № 06-05-14/2013 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

    

Члены Комиссии                                                                                              <…>

 

 

         Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

         Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны