Решение №б/н Жалоба признана обоснованной от 10 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей <…>, членов Комиссии: начальника отдела контроля органов власти <…>., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти <…>.;

в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

<…>,

представителя Организатора торгов – департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга <…>. (доверенность от 25.01.2023 г. № 7),

представителей ООО «<…>» - <…> (доверенность № 21 от 26.01.2023 г.), <…>. (доверенность № 65 от 01.12.2022 г.),

представителя ООО «<…>» - <…>. (доверенность № 26 от 26.01.2023 г.),

рассмотрев жалобу <…>. (вх. № 461 от 17.01.2023) на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 21000031860000000015, лот №23/01),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России 17 января 2023 года в порядке ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» поступила жалоба <…> (далее – Заявитель, <…>) (вх. № 461 от 17.01.2023) на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 21000031860000000015, лот №23/01).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных данной статьей.

В связи с поступившей жалобой, на основании ч. 11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению Заявителю, Организатору торгов (исх. № 480, № 481 от 20.01.2023). Рассмотрение жалобы назначено на 26 января 2023 г. в 16 часов 30 минут. В связи с необходимостью получения дополнительных документов в рассмотрении жалобы объявлялись перерывы до 03.02.2023 г. и до 06.02.2023 г.

Согласно доводам жалобы, 06.12.2022 г. на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 21000031860000000015 по лоту № 23/01 (на официальном сайте Российской Федерации лот 1) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:1633.

В извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка отсутствуют сведения об ограничениях и обременениях земельного участка с кадастровым номером № 56:44:0103001:1633, а именно отсутствует информация о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, а именно санитарно-защитная зона для объекта: «Мусоросортировочный завод и полигон ТКО ООО «<…>», ввиду чего, Заявитель считает, что требования, указанные в подпункте 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона не выполнены.

Кроме того, указанные в извещении основные параметры застройки земельного участка: площадь застройки от 5929 кв. м, до 17787 кв. м., этажность - 1-2 этажа ограничивают число участников аукциона, так как строительство ОКН с подобной минимальной площадью посильно лишь крупным организациям и, соответственно, малому кругу участников.

Исходя из вышеизложенного, Заявитель просит признать в действиях Организатора аукциона нарушение пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, приостановить проведение аукциона до рассмотрения жалобы по существу, отменить данный аукцион в виду выявленных нарушений.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной ввиду следующего.

В извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка имеются сведения о том, что земельный участок расположен в границах санитарно - защитной зоны производственных, коммунальных и прочих объектов. Отсутствие наименования санитарно-защитной зоны не указывает на отсутствие информации о самом факте существования такой зоны. Более того, в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 сведения о наименовании санитарно-защитной зоны не указаны.

Минимальное и максимальное значение коэффициента застройки определено равным от 20 до 60 % от площади земельного участка в соответствии с нормами технического регулирования, то есть департаментом указано усредненное значение допустимых параметров разрешенного строительства, установленных в иных территориальных зонах правил землепользования и застройки, что само по себе не противоречит законодательству Российской Федерации, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург, утвержденным  приказом министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10.08.2021 № 36/70-од.

В градостроительном заключении о функциональном назначении земельного участка от 19.09.2022, подготовленном департаментом, указано, что согласно схеме зон с особыми условиями использования территории земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны от ООО «<…>», утвержденной решением Роспотребнадзора от 17.03.2022 № 203 РСЗ. Земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 никем не используется. Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Оренбург (собственность 56:44:0103001:1633-56/001/2018-1).

Данный земельный участок находится полностью в санитарно-защитной зоне. Ограничения использования земельного участка в связи с наличием санитарно-защитной зоны указаны в пункте 5 градостроительного плана земельного участка № РУ-56-3-01-0-00-2022-0462.

В целях участия в аукционе было подано 6 заявок. При этом никто из заявителей не обращался в департамент за дополнительными разъяснениями, что также указывает на тот факт, что указанная в извещении информация является достаточной для принятия решения о возможности участия в аукционе.

В материалы дела Организатором торгов представлены Градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Автомобилистов от 19.09.2022 г., Градостроительный план земельного участка № РУ-56-3-01-0-00-2022-0462 от 22.11.2022 г., а также спутниковый снимок земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:1633.

Представитель ООО «<…>» доводы жалобы поддержал, просил признать ее обоснованной, указал, что извещение не содержит сведений об ограничениях прав на земельный участок, предельные параметры разрешенного строительства установлены необоснованно. В материалы дела от ООО «<…>» поступили письменные пояснения (вх. № 1188 от 31.01.2023), а также письмо ООО «<…>» в адрес ООО «<…>» № 17 от 30.01.2023 г., согласно которому по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 ООО «<…>» оборудован проезд, регистрация данного обременения на земельном участке не производилась, право на созданную автомобильную дорогу в установленном порядке не оформлялось. Указанное обстоятельство не позволит обществу как победителю аукциона в полной мере исполнить условия договора аренды.

Представитель ООО «<…>» также доводы жалобы поддержал, указал, что извещение хотя формально и содержит сведения о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства, но определены они с нарушением норм действующего законодательства и являются произвольными, а также извещение не содержит четких характеристик санитарно-защитных зон.

Исследовав материалы дела, при рассмотрении жалобы Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Приказом департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 02.12.2022 № 85-п принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:1633, находящегося в муниципальной собственности, площадью 29645 кв. м., расположенного в территориальной зоне полигонов ТКО, очистных сооружений – «СН.3». Местоположение: Российская федерация, Оренбургская область, город Оренбург, улица Автомобилистов, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:44:0103001. Разрешенное использование: строительство мусоросортировочного комплекса (код 12.2 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 5 приложения 10 к постановлению администрации города Оренбурга от 29.11.2016 № 3698-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования «город Оренбург»). Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

06.12.2022 г. на официальном сайте www.torgi.gov.ru, 07.12.2022 г. в газете «Вечерний Оренбург» № 93 опубликовано извещение (№ 21000031860000000015) по лоту № 23/01 (на официальном сайте www.torgi.gov.ru лот № 1) о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.

В соответствии с извещением, размещенном на официальном сайте www.torgi.gov.ru, земельный участок расположен в границах санитарно - защитной зоны производственных, коммунальных и прочих объектов.

Строительство мусоросортировочного комплекса возможно при соблюдении следующих условий:

– соблюдение действующих градостроительных, санитарных и противопожарных норм и правил;

– основные параметры застройки земельного участка: площадь застройки от 5929 кв. м. до 17787 кв. м., этажность – 1-2 этажа.

С полной информацией об аукционе и порядке его проведения можно ознакомиться на официальном сайте муниципального образования «город Оренбург» в сети Интернет в разделе «Муниципальная собственность и имущество/Аренда и продажа земельных участков/Торги по продаже права аренды земельных участков» http:// www.orenburg.ru/, и на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru.

Согласно протоколу № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по лоту 23/01 от 17.01.2023 г., на участие в аукционе поступило 6 заявок: от ООО «<…>», <…>., <…>., ООО «<…>», <…>., <…>. Допущено к участию в аукционе 5 заявок: ООО «<…>», <…>, ООО «<…>», <…>, <…>.

В соответствии с протоколом № 1 заседания комиссии по проведению аукциона и результатом аукциона по лоту № 23/01 от 20.01.2023 г., участие в аукционе приняли ООО «<…>», ООО «<…>», победителем определено ООО «<…>» с ежегодным размером арендной платы в сумме 1 621 220,00 рублей.

Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом РФ.

Согласно пп. 4 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Частью 1.1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

Приказом Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10.08.2021 № 36/70-од утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее – ПЗЗ).

Согласно статье 41 ПЗЗ, зоны специального назначения предназначены для размещения объектов, использование которых несовместимо с территориальными зонами другого назначения (кладбищ, крематориев, скотомогильников, полигонов твердых бытовых отходов, очистных сооружений канализации и иных объектов ограниченного доступа городского хозяйства).

К зонам специального назначения отнесены также территории водозаборов хозяйственно-питьевого назначения, зоны военных и других объектов ограниченного доступа, в отношении которых устанавливается особый режим территорий.

Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зонах СН.1, СН.2, СН.3 устанавливаются в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.

Пунктом 3 статьи 41 ПЗЗ определено, что предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренные частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, для зоны полигонов ТКО, очистных сооружений «СН.3» не установлены.

Вместе с тем, в пункте 10 Градостроительного заключения определены основные параметры строительства земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:1633:

-        площадь застройки – 20-60 % от площади земельного участка;

-        этажность застройки – 1-2 этажа.

В том числе пунктом 2.3 Градостроительного плана земельного участка, для земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 установлены следующие предельные параметры разрешенного строительства:

-        площадь застройки от 5929 кв. м. до 17787 кв. м.;

-        этажность застройки 1-2 этажа.

Учитывая вышеизложенное, указанные в извещении предельные параметры разрешенного строительства не противоречат действующим нормативно-правовым актам. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того, что установление минимальной площади застройки земельного участка ограничило количество участников аукциона.

Пунктами 1-3 статьи 56 Земельного кодекса РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 18 ст. 105 Земельного кодекса РФ, могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитная зона.

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 56:44:0103001:739 и 56:44:0103001:1418, ограничений прав и обременений объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 не зарегистрировано.

Вместе с тем, согласно градостроительному заключению, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0103001:1633 ограничен с севера и востока земельным участком с кадастровым номером 56:44:0103001:379, с юга и северо-запада – земельным участком с кадастровым номером 56:44:0103001:1311, с юго-запада – земельным участком с кадастровым номером 56:44:0103001:739, с запада – земельными участками с кадастровыми номерами 56:44:0103001:1298, 56:44:0103001:1660.

В градостроительном заключении также указано, что согласно акту обследования земельного участка, проведенного муниципальным земельным контролем департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, от 01.09.2022 № 084/113 на момент осмотра в границах земельного участка осуществляется стоянка грузового автотранспорта, хранение нестационарных контейнеров. Участок частично огражден.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Градостроительного заключения, согласно Генеральному плану города Оренбурга земельный участок находится на территории производственных и коммунально-складских объектов, частично в зоне расширения магистрали общегородского значения (регулируемого движения).

Согласно схеме зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» земельный участков расположен в границах санитарно-защитной зоны от ООО «<…>» (ул. Автомобилистов, 23, корп. 1), утвержденной решением Роспотребнадзора № 203-РСЗ от 17.03.2022.

Согласно решению заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.03.2022 г. № 203-РС33, в границах указанной санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях:

2.1. размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;

2.2. размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

Местоположение санитарно-защитной зоны: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Автомобилистов, дом 23/1 на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0103001:739 и 56:44:0103001:1418.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что вышеуказанная информация, содержащаяся в градостроительном заключении, градостроительном плане не является доступной для участников, что исключает возможность узнать об имеющихся ограничениях прав на земельный участок.

Отсутствие в извещении подробной информации об ограничениях прав на земельный участок, впоследствии может повлиять в том числе на возможность исполнения в полном объеме договора аренды победителем аукциона, в связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

Учитывая обстоятельства дела, соблюдая баланс интересов сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов - департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и аннулировании аукциона (извещение № 21000031860000000015, лот №23/01).

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <…> (вх. № 461 от 17.01.2023) на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 21000031860000000015, лот №23/01) обоснованной.
  2. Организатору торгов – департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выдать предписание об отмене протоколов № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по лоту № 23/01 от 17.01.2023 г., № 1 заседания комиссии по проведению аукциона и результатам аукциона по лоту № 23/01 от 20.01.2023 г., аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 21000031860000000015, лот №23/01).

Связанные организации

Связанные организации не указаны