Определение б/н Определение о назначении к рассмотрению от 6 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 056/01/11-940/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«06» сентября 2021 года                                                                                                          г. Оренбург

 

Председатель комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на основании приказа от 26.08.2021 № 99 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №056/01/11-940/2021 по признакам нарушения ООО «Лидерком», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Попутный ветер», ИП Мысик «…» п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), выразившегося в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок,

УСТАНОВИЛ:

27.05.2021 вх. № 5330 в отдел контроля финансовых рынков, информации и анализа Оренбургского УФАС России поступили материалы обращения Администрации г.Оренбурга от 27.05.2021 № 01-01/3090, содержащее информацию о повышении тарифа на проезд в автобусах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 57, 45 до 32,00руб.

31.05.2021 вх. № 5422 в отдел контроля финансовых рынков, информации и анализа Оренбургского УФАС России поступило обращение Беребина «..» содержащее информацию о повышении тарифа на проезд в автобусах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок № 57, 45, 52 до 32,00руб.

В рамках рассмотрения поступивших материалов на соответствие действий участников рынка пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» административным органом запрошены пояснения у хозяйствующих субъектов, непосредственно допустивших повышение тарифа до 32,00руб. (запросы о представлении информации от 23.07.2021, от 01.06.2021).

По результатам исследования представленных документов и информации установлено следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 Закона №220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы устанавливают муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ч.2 ст. 17 Закона №220-ФЗ).

П. 18 ст.3 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В силу п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты при наличии документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, вправе устанавливать любую стоимость проезда и провоза багажа при условии, что такая стоимость будет иметь правовые, экономические, технологические и иные обоснования, в том числе учитывая фактические расходы хозяйствующего субъекта и необходимую норму прибыли.

Как следует из текста поступивших обращений, а также информации, размещенной в СМИ, в общественном транспорте г. Оренбурга по регулярным перевозкам пассажиров по нерегулируемым тарифам повысился тариф за проезд, в частности:

№ маршрута

 

Применяемые тарифы

 

Примечание

45

С 27руб. до 32руб. - 26.05.2021

30руб. с  30.06.2021

 

57

С 28 руб. до 32руб. - 26.05.2021

30руб. с 01.07.2021

Маршрут закрыт с 18.08.2021

40

С 28 руб. до 32руб. -  29.05.2021

30руб. с 01.07.2021

 

52

С 28 руб. до 32руб. - 29.05.2021

30руб.  с 01.07.2021

 

36

С 28 руб. до 32руб - 04.06.2021

30руб.  с 01.07.2021

 

В обоснование изменения тарифа субъекты указывают, что перевозки пассажиров осуществляются по тарифу, размер которого ниже экономически обоснованного тарифа, что повлияло на невозможность осуществлять деятельность по ранее установленным тарифам, выплачивать заработную плату и оплачивать иные расходы. В качестве причин роста стоимости проезда указываются разные основания, в том, числе, затраты на энергоресурсы, запасные части, обновление подвижного состава, увеличение МРОТ, снижение пассажиропотока и т.д.

Таким образом, следует заключить, что в процессе осуществления своей деятельности перевозчики фактически несут разные расходы по составу и содержанию.

Согласно данным реестра муниципальных автобусных маршрутов г.Оренбурга рассматриваемую деятельность по нерегулируемым тарифам указанных маршрутов осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

Наименование хозяйствующего  субъекта

№ маршрута, протяженность (на основании Реестра) 

Наименование улиц, дорог, по которым проходит маршрут

Виды ТС, классы ТС

Примечание

ООО «Орентрансгрупп»

№ 57-32км

Тихая улица

Загородное шоссе

Волгоградская улица

Салмышская улица

Родимцева улица

Театральная улица

Победы проспект

Транспортная

Автомобилистов

8 Марта улица

Володарского улица

Советская улица

Фадеева улица

Парковый проспект

Автобус, малый класс 20ед.

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 28

ООО «Попутный ветер»

№ 36-48,6км

Шарлыкское шоссе улица

Театральная улица

Волгоградская улица

Салмышская улица

улица Гаранькина

проезд Автоматики

пр-т Победы

Володарского улица

Пролетарская улица

Ленинская улица

8 Марта улица

Чкалова улица

60 лет Октября улица

Автобус, малый класс 29ед.

 

ИП Мысик

№ 45-40,3км

Шарлыкское шоссе улица

Волгоградская  улица

Салмышская улица

Пр-т Дзержинского Театральная  улица

Пр-т Победы

8 Марта  улица

Кирова  улица Пролетарская улица

Ленинская  улица

Чкалова улица

Пр-т Гагарина Загородное шоссе

Автобус, малый класс 48 ед.

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 59

ООО «Лидерком»

№ 40-36,4км

Монтажников улица

Гаранькина улица

Салмышская улица

Джангильдина улица

Просторная улица

Родимцева улица

Театральная улица

Пр-т Победы

8 Марта улица

Володарского улица

Б. Хмельницкого улица

Маршала Жукова улица

Чкалова улица

Пр-т Гагарина

60 лет Октября улица

пр. Знаменский

Восточная улица

Автобус, не менее малого класса 44 ед.

 

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 39

№52-36,6км

Монтажников улица

Гаранькина улица

Салмышская улица

Джангильдина улица

Просторная улица

Родимцева улица

Брестская улица

Пр-т Дзержинского

Театральная улица

пр-т Победы

8 Марта улица

Володарского улица

Советская улица

Фадеева улица

Пр-т Парковый

Орлова улица

пр.  Коммунаров

Гусева улица

Возрождение улица

пер.  Госпитальный

Автобус, не менее малого класса 44 ед.

С учетом вышеприведенных сведений можно сделать вывод, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по нерегулируемым тарифам разных маршрутов различной протяженности, класса, количества единиц ТС. 

Учитывая, что затраты на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров по нерегулируемым тарифам указанных субъектов различны, кроме того, различны протяженность обслуживаемых маршрутов, количество используемых транспортных средств, их техническое состояние, количество задействованного персонала, а также расходы и доходы, финансовые результаты, полученные ООО «Лидерком», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Попутный ветер», ИП Мысик вследствие осуществления рассматриваемого вида деятельности, повышение тарифа на проезд на одну и ту же величину (на 4 руб. – с 28 руб. до 32 руб.) в последних числах мая - начале июня 2021 года, что соответственно привело к установлению тарифа в одинаковом размере, не может быть обоснованным для рассматриваемых хозяйствующих субъектов.

Стоит обратить внимание, что ключевым доводом повышения тарифа каждого из участников, рассматриваемого рынка, назван рост цен на топливо.

Однако, согласно данным еженедельного мониторинга, проводимого территориальным ведомством, динамика изменения цены на нефтепродукты и СУГ на территории Оренбургской области за период с 01.04.2021 по 01.07.2021 не подвергалась каким-либо существенным изменениям.

Более того, установлено, в начале июля 2021года указанные субъекты снизили ранее установленный тариф до предела в 30руб. т.е. на одну и ту же величину 2руб. (с 32руб. до 30руб.). Обоснованием данного обстоятельства, в частности, у ООО «Лидерком», ИП Мысик являются неоднократные пожелания пассажиров о снижении тарифа и снижение пассажиропотока.

П. 1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»  под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу положений ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в ч. 1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции»

Запрещенные конкретным пунктом ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» картели, подпадают под категорию безусловных запретов, то есть запретов, для выявления которых не требуется доказательств фактического негативного влияния на конкуренцию конкретного вида нарушения антимонопольного законодательства, а требуется только подтверждение факта заключения двумя и более хозяйствующими субъектами определенного антиконкурентного соглашения как такового, в отношении которого уже действует неопровержимая презумпция ограничения конкуренции.

В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении.

Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, хозяйствующие субъекты ООО «Лидерком», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Попутный ветер», ИП Мысик, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам № 36, 40, 45, 57, 52 при различных условиях осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, совершили действия по единовременному изменению стоимости проезда пассажиров на одну и ту же величину в короткий промежуток времени (май-июль 2021).

При осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам перевозчики вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда, и, как следствие, принимать решения об изменении стоимости проезда (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). При этом в данных условиях (осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, дублирование маршрутов) должна обеспечиваться ценовая конкуренция между хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки.

Увеличение тарифа за проезд на рассматриваемых маршрутах в единый временной интервал на одну величину, а также снижение рассматриваемых тарифов в аналогичном порядке в отсутствие соответствующего экономического обоснования свидетельствует об отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, направлено на создание благоприятных условий осуществления деятельности путем отказа от конкуренции, что приводит в конечном итоге к нанесению ущерба потребителям, пользующимся данной услугой.  

Совершение хозяйствующими субъектами ООО «Лидерком», ИП Мысик, ООО «Орентрансгрупп», ООО «Попутный ветер» синхронных и последовательных действий, свидетельствуют о скоординированном и активном поведении, и могут содержать  в себе признаки нарушения п. 1 ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении и реализации соглашения, которое привело к повышению в единый период времени стоимости регулярных перевозок пассажиров по маршрутам № 36, 40, 45, 57, 52 в одинаковом размере в отсутствие на то экономического обоснования.

Руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 056/01/11-940/2021 к рассмотрению на « 23 » сентября 2021 года на «11» часов «00» минут  по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 22,  каб. 608.

Учитывая неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию по распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании п. 2.1 ст.45 Закона о защите конкуренции рассмотрение настоящего дела будет проходить посредством видео-конференц-связи (см. Примечание).

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 056/01/11-940/2021:
    1. в качестве заявителей:
  • администрацию г.Оренбурга, e-mail:
  • Беребина «…», e-mail:
    1. в качестве ответчиков:
  • общество с ограниченной ответственностью «Лидерком» ИНН «…»;
  • ИП Мысик ИНН «…»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Орентрансгрупп» ИНН «…»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Попутный ветер» ИНН «…».

 

  1. Администрации г. Оренбурга надлежит предоставить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/11-940/2021 в срок до «21» сентября 2021 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. копии документов, касающихся проведения конкурса (конкурсов), по результатам которых перевозчикам - ответчикам по настоящему делу выданы свидетельства об осуществлении перевозок по рассматриваемым муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов;
    2. сведения об отмене/срывах рейсов по рассматриваемым маршрутам перевозчиками-ответчиками по настоящему делу (с документальным подтверждением при наличии данных фактов);
    3. письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

 

  1. Ответчикам, каждому в отдельности, представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/11-940/2021 в срок до «21» сентября 2021 года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. сведения об осуществлении регулярных перевозок пассажиров по иным маршрутам г. Оренбурга, за исключением обозначенных по тексту настоящего определения, указать маршрут с приложением свидетельств и карт маршрутов; сведения о тарифах, действующих на таких маршрутах с 01.01.2021 по настоящее время (информацию представить с документальным подтверждением изложенных сведений);
    2. данные о составе и техническом состоянии подвижного состава ТС, используемого для осуществления перевозок по рассматриваемым маршрутам (марка/модель, год выпуска, пробег ТС, вместимость, класс ТС и т.д.), дополнительно указав основания принадлежности ТС;
    3. штатное расписание с указанием ФИО и должностей, действующее на 01.01.2021 и в настоящее время, а также сведения о привлечении специалистов на основании заключения с ними гражданско-правовых договоров за период с 01.01.2021 по настоящее время (при наличии предоставить копии таких контрактов);
    4. письменные пояснения относительно установления стоимости проезда по рассматриваемым маршрутам в конце мая-начале июня в размере 32руб. и 30руб. в начале июля текущего года, почему именно в вышеуказанный период времени, в вышеуказанных размерах;
    5. в обязательном порядке представить перечень лиц, входящих в одну группу лиц с юридическим лицом по состоянию 01.01.2021, в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о защите конкуренции, согласно форме предоставления перечня лиц, входящих в одну группу лиц (Приказ ФАС России от 20.11.2006 № 293);
    6. письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих изложенную позицию, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

 

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, а также обладают иными правами, предусмотренными ст.43 Закона о защите конкуренции.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации)  в соответствии с частью 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административных штрафов на юридических, должностных лиц.     

 

 

   

Председатель Комиссии                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Оренбургское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (образец расписки о согласии прилагается), а также принять одно из следующих решений:

- обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время с учетом сложившейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации;

- направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

- уведомление Оренбургского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредствам сети «Интернет».

О принятом решении надлежит сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения. Ответ просим также направить по электронной почте: to56@fas.gov.ru (с отметкой для «…»).

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Оренбургского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

Для возможности дистанционного участия необходимо за 1 рабочий день до заседания направить в адрес Оренбургского УФАС России (по e-mail: to56@fas.gov.ru) ходатайство с указанием данных IT-специалиста вашей организации: номер телефона, адрес электронной почты, наименование участника, а также приложить документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении заседания Комиссии.

Обращаем внимание, что ходатайство о дистанционном участии подается участником процесса на каждое заседание отдельно.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны