Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-22/2013 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии:  <…>

в присутствии  представителя Главы муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области <…> (доверенность <…>);

в присутствии  представителя ООО «Память» -  Исполняющей обязанности директора ООО «Память» <…>  (выписка из протокола № 9 заседания президиума от 15.09.2011г. Сакмарского ВОИ)

рассмотрев дело № 06-05-22/2013 по признакам нарушения Главой муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области ч.1, ч.3 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,  выразившегося в  наделении хозяйствующего субъекта – ООО «Память» функциями и правами органов местного самоуправления, в создании для него преимущественных условий, которые могут привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции  на рынке ритуальных услуг – Постановление Главы м/о Сакмарский район Оренбургской области № 118-п от 21.11.2007г. «О погребении и похоронном деле», руководствуясь ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

По итогам проведенной  Оренбургским УФАС России выездной проверки актов и действий Администрации муниципального образования  Сакмарский район Оренбургской области установлено следующее.

21.11.2007г. Главой м/о Сакмарский район Оренбургской области принято Постановление  № 118-п «О погребении и похоронном деле».  Настоящее Постановление на период проверки не было отменено.

Согласно п.1 указанного постановления предусмотрено поручить администрации района заключить соглашение с ОО «Память» (учредитель районное общество ВОИ) об оказании услуг по погребению граждан, с возложением на ООО «Память» обязанностей специализированной службы района по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 Постановления Главы м/о Сакмарский район Оренбургской области 10.04.2007г. №118-п  предусмотрено ООО «Память» осуществлять гарантированный перечень услуг по погребению в соответствии с Законом Оренбургской области от 06 сентября 2004г. № 1421/223-111-ОЗ.

Пунктом 5 вышеназванного Постановления предусмотрено начальнику УСЗН поручить выплату социального пособия на погребение безродных, невостребованных и неопознанных  умерших путем перечисления в ООО «Память».

В ходе  анализа    Постановления Главы м/о Сакмарский район Оренбургской области  № 118-п от 21.11.2007г.  «О погребении и похоронном деле» были усмотрены  признаки нарушения ч.1,ч.3 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов местного самоуправления, в создании для него преимущественных условий, которые могут привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции  на рынке ритуальных услуг.

Приказом Оренбургского УФАС России № 91 от 06.05.2013г.  в отношении  Главы муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области  возбуждено дело № 06-05-22/2013. Приказом Оренбургского УФАС России № 123  от     04.06.2013г. Председателем Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  № 06-05-22/2013 назначается Шлычков А.А. Определением Председателя Комиссии рассмотрение дела назначено на 13 мая 2013г. на 12 ч.00 мин.  13 мая 2013г. рассмотрение дела отложено в связи с ненадлежащим уведомлением заинтересованного лица, необходимостью получения дополнительных документов. Рассмотрение дела назначено на 04 июня 2013г.

В ходе рассмотрения дела Представитель ответчика нарушение признал и пояснил следующее.

Наделение ООО «Память» статусом специализированной службы было ошибкой, на то момент было необходимостью. Постановление Главы м/о Сакмарский район Оренбургской области  № 118-п от 21.11.2007г.  «О погребении и похоронном деле» отменено путем издания Постановления № 5/1 от  01.02.2013г. Положение о погребении и похоронном деле Администрацией м/о Сакмарский район не принималось.

Представитель ООО «Память» пояснила, что в 2013 г. захоронений не осуществляли.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия пришла к следующему.

21.11.2007г. Главой м/о Сакмарский район Оренбургской области принято Постановление  № 118-п «О погребении и похоронном деле».  Настоящее Постановление на период проверки не было отменено.

Согласно п.1 указанного постановления предусмотрено поручить администрации района заключить соглашение с ООО «Память» (учредитель районное общество ВОИ) об оказании услуг по погребению граждан, с возложением на ООО «Память» обязанностей специализированной службы района по вопросам похоронного дела.

Пунктом 3 Постановления Администрации м/о Сакмарский район Оренбургской области 10.04.2007г. №118-п  предусмотрено ООО «Память» осуществляет гарантированный перечень услуг по погребению в соответствии с Законом Оренбургской области от 06 сентября 2004г. № 1421/223-111-ОЗ.

Пунктом 5 вышеназванного Постановления предусмотрено начальнику УСЗН поручить выплату социального пособия на погребение безродных, невостребованных и неопознанных  умерших путем перечисления в ООО «Память».

Согласно п.22.ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,  организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

Указанные положения закреплены в п.16 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования  Сакмарский район   Оренбургской области.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают муниципальные предприятия  и учреждения, финансируют муниципальные учреждения, формируют и размещают муниципальные заказы, а также устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и учреждениями, правовое положение которых определяются Гражданским кодексом (ст. 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской Федерации»).

Статья ч.4 ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйствующих обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 2 ст.25  Федерального закона  от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  организация похоронного дела  осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

На основании ст.29  Федерального закона  от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с  данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В соответствии с ч.2 ст.14  Закона Оренбургской области  № 1421/223-Ш –ОЗ от 06.09.2009 г. «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области» организация похоронного дела в Оренбургской области осуществляется органами местного самоуправления путем создания специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Органы местного самоуправления  не наделены правом присвоения  статуса  специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»  не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела – хозяйствующий субъект, созданный по решению органов местного самоуправления в установленной гражданским законодательством организационно-правовой форме в целях оказания ритуальных услуг (ст.2 Закона Оренбургской области «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области»).

Между тем, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Наряду с этим, в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Кроме того, согласно ст.13 Закона Оренбургской области от 06.09.2004г. № 1421/223-III-ОЗ «О погребении и похоронном деле на территории Оренбургской области» услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших включают в себя оформление документов, необходимых для погребения, облачение тела, предоставление гроба, перевозку умершего на кладбище (в крематорий), погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона.

Также,  статьей  49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливается право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код по ОКВЭД 93.03) внесена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, и ее осуществление законодательством не ограничено,

Согласно ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью «Память» зарегистрировано 19 октября 2014г., ОГРН 1045615328330 (свидетельство о государственной регистрации серия <...>   001060148), ИНН 5642008732. Основным видом деятельности  ООО «Память» является розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями  (код по ОКВЭД 52.48.34) Специализированная служба Общество с ограниченной ответственностью «Память»  осуществляет деятельность на рынке ритуальных услуг. Деятельность по оказанию ритуальных услуг осуществляется на конкурентном рынке.

 За оказание гарантированного перечня услуг, услуг по погребению умерших (погибших) личность которых не установлена обществу с ограниченной ответственностью «Память» возмещается за счет бюджетных средств муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области.

Помимо ООО «Память» на территории м/о Сакмарский район Оренбургской  области действуют и другие хозяйствующие субъекты, в том числе,  ООО «Сакмарская мемориальная компания», ИП Путина.

В целях обеспечения конкуренции наделение органами местного самоуправления статусом специализированной службы хозяйствующих субъектов должно производится на конкурсной основе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006  г.  «О защите конкуренции»  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно  ч.3 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ  от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»    запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

В соответствии со ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Согласно ч.1 ст.20  Устава муниципального образования Сакмаркий район  Оренбургской области структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов  Сакмарского  района, Глава муниципального образования - Глава Самарского района; исполнительно-распорядительный орган муниципального района – администрация Сакмарского района; контрольный орган муниципального района – контрольно-счетная палата Сакмарского района.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона  № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

  За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ст.7).

С учетом изложенного, факт  нарушения ч.1, ч.3 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях Главы муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области, выразившийся  в  наделении хозяйствующего субъекта – ООО «Память» функциями и правами органов местного самоуправления, в создании для него преимущественных условий, которые могут повлечь  ограничение конкуренции на рынке  ритуальных услуг, путем издания Постановления № 118-п от 21.11.2007г. «О погребении и похоронном деле»  Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Главой муниципального образования Сакмарский район Оренбургской  области принято Постановление № 5/1-п от 01.02.2013г. «Об отмене постановления главы муниципального образования Сакмарский район № 118-п от 21.11.2007г.». Согласно п.2 Постановления № 5/1- п от 01.02.2013г. постановление вступает в силу с момента его подписания.

Таким образом, нарушение  ч.1, ч.3 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» устранено Главой муниципального образования Сакмарский район Оренбургской  области в добровольном порядке.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона «О защите конкуренции» «целями  настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

Согласно ст.22 названного закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение  и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

1.                Признать Главу муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области нарушившим  ч.1, ч.3 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2.                Дело № 06-05-22/2013 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3.                 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                                 <…>

 

 

 

 

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке. Невыполнение в установленный срок  законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны