Решение б/н Решение от 3 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул.Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

   

Ответчики:

Главе  администрации г.Орска

 <…>

 

Председателю Комитета

по управлению имуществом г.Орска

<…>

Директору МУП ПО «Реквием»

 

Директору ООО «Реквиемъ»

 

Заявитель:

Директору ООО «Вознесение»

 

Заинтересованные лица:

Начальнику отдела ЗАГСа

Администрации г.Орска

 

Директору

МКУ «Служба городских кладбищ»

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

03.07.2020                                                                                    г. Оренбург

 

Решение по делу   № 056/01/16-1457/2019

                                                                                                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы  по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – Заместителя руководителя Управления-начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей – <…>,

           в отсутствии  представителя заявителя ООО «Вознесение» - Иващенко Галины Александровны (доверенность в деле);

в присутствии представителя ответчика -  МУП ПО «Реквием» -  Т.Н.Карнаух (действует без доверенности);

в отсутствии представителя ответчика ООО «Реквиемъ» (ходатайство  о рассмотрении дела в отсутствии);

в присутствии  представителя ответчика КУИ г.Орска <…> в отсутствии представителя заинтересованного лица МКУ «Служба городских кладбищ» (ходатайство   о рассмотрении дела в отсутствии);

в отсутствии представителя отдела ЗАГСа администрации г.Орска (ходатайство  о рассмотрении дела в отсутствии);

 рассмотрев дело  № 056/01/16-1247/2019 по признакам нарушения ответчиками ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 июля 2019г. в адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение ООО «Вознесение», в котором содержится информация о том, что в действиях Комитета по управлению имуществом г.Орска в лице администрации г.Орска, МУП ПО «Реквием» и ООО «Реквием» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в согласованных действиях путем предоставления ООО «Реквием» преимущества на рынке и передачи МУП ПО «Реквием» в субаренду ООО «Реквием» части объекта недвижимости, являющегося муниципальной собственностью.

В действиях Администрации г. Орска, КУИ г.Орска, МУП ПО «Реквием» и ООО «Реквием» были усмотрены признаки нарушения ст.16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2016г. «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашений, осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г.Орска (размещение в одном помещении по  адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5 отдела ЗАГСа администрации г.Орска, ООО «Реквием», МУП ПО «Реквием»; создание ООО «Реквием» с наименованием, схожим до степени смешения с наименованием специализированной службы по вопросам похоронного дела – МУП ПО «Реквием» и видом деятельности, аналогичным МУП ПО «Реквием»; заключение договоров пользования помещением по  адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5).

22.10.2019 г.  издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  №169-п о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения КУИ г.Орска, ООО «Реквием», МУП ПО «Реквием»  ст. 16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Определением исх. №10598 от 25.10.2019г. рассмотрение дела №056/01/16-1457/2019 назначено на 11.11.2019г.

Определением Комиссии №11278 от 13.11.2019г. рассмотрение дела №056/01/16-1457/2019 отложено на 04.12.2019г., в качестве ответчика привлечена администрация г. Орска.

Определением Комиссии №12286 от 06.12.2019г. рассмотрение дела №056/01/16-1457/2019 отложено на 15.01.2020г.

Определением Комиссии от 14.02.2020г. рассмотрение дела №056/01/16-1457/2019 отложено на 17.03.2020г.

Определением Комиссии от 17.03.2020г. рассмотрение дела №056/01/16-1457 отложено на 20.04.2020г.

 Определением Комиссии от 20.04.2020г. исх. № 3838   с учетом   Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Поручения ФАС России № АЦ/27550/20 от 02.04.2020 года,  рассмотрение дела  отложено на 20.05.2020г.

В целях обеспечения права на участие в рассмотрении дела в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)  рассмотрение дела в последующем было организованно Оренбургским УФАС России в формате видеоконференцсвязи.

20.05.2020 определением исх. № 5166 от 25.05.2020г. рассмотрение дела было отложено на 22.06.2020. 22.06.2020г  Комиссией  Оренбургского УФАС России   на основании ст. 46 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» был объявлен перерыв в заседании комиссии до 26.06.2020 года.  

26.06.2020г. Комиссией  Оренбургского УФАС России  был объявлен перерыв в заседании комиссии до 03.07.2020 года.   

03.07.2020 года на заседании  Комиссии Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела   № 056/01/16-1457/2019 в формате ВКС ..

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Вознесение» доводы жалобы поддержала, заявила о подконтрольности МУП ПО «Реквием», ООО «Реквиемъ», МКУ «СГК» и отдела ЗАГС г.Орска администрации г.Орска, и как следствие, о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам - МУП ПО «Реквием», ООО «Реквиемъ» преимуществ на рынке похоронных услуг.  Также заявила о создании администрацией г.Орска МКУ «Служба городских кладбищ»  и размещении СГК в здании по адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5. Кроме того, представитель ООО «Вознесение» пояснила, что что потенциальные заказчики услуг получают свидетельство о смерти родственника на основании справки, полученной из бюро СМЭ. И после получения свидетельства, не выходя из здания по ул.   Вяземская, 16, обращаются в МКУ «СГК» за выделением земельного участка под захоронение и заключают договор оказания ритуальных услуг с ООО «Реквиемъ» либо МУП ПО «Реквием», находящимся в этом же помещении.  26.06.2020г. в ходе заседения комиссии в формате ВКС представителем ООО «Вознесение» были предоставлены фото и видеоматериалы о фактическом размещения ООО «Реквиемъ» в здании по адресу ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5.

Представители  Администрации г. Орска, Комитета по управлению имуществом г.Орска нарушение не признали. Пояснили, что органы местного самоуправления действовали в соответствии с действующим законодательством.

Представитель отдела ЗАГСа Администрации г.Орска пояснила, что собственником нежилого здания по адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5 является муниципальное образование – г.Орск, которое в свою очередь принял решение о передаче части помещения, площадью 12, 6 кв.м., в оперативное управление отделу ЗАГСа администрации г.Орска (постановление администрации г.Орска от 13.04.2017г. №2128-п «О передаче объекта недвижимости муниципальной собственности на праве оперативного управления отделу ЗАГСа администрации г.Орска»). По словам представителя ЗАГСа, отдел размещался в здании по адресу г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5 с 2009 года. Свидетельство о смерти можно получить только в этом отделении, в исключительных случаях, на ул. Ленина, 90. Захоронение осуществляется только на основании свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГСа.

Представитель МУП ПО «Реквием» нарушение не признала, пояснила, что МУП ПО «Реквием» выступает учредителем ООО «Реквием» (с согласия администрации г.Орска, выданного постановлением администрации г.Орска от 10.11.2016г. №6732-п). МУП ПО «Реквием», с согласия собственника, заключило с ООО «Реквиемъ» договор аренды №09/18 от 29.11.2018г. части помещения, площадью 13,5 кв.м. (помещение №15) и 6,5 кв.м. (помещение №3), расположенного в нежилом помещении, общей площадью 755,8 кв.м. по адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5. Данный договор заключен в рамках ст. 17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Представитель ООО «Реквиемъ» нарушение не признала, пояснила, что общество занимает помещение в соответствии с заключенным договором, договор продлевается ежегодно; в соответствии с решением учредителей общества, оформленным протоколом общего собрания участников от 15.08.2019г., наименование общества изменено на ООО «Реквиемъ».

От МКУ «Служба городских кладбищ» поступили пояснения следующего содержания. За период с 14.08.2019г. по 31.01.2020г. поступило 1445 обращений о выделении земельного участка под захоронение. Из них от физических лиц только 21 заявление, остальные 1424 – от агентов ритуальных организаций. Из изложенного следует вывод о том, что выделение земельных участков под захоронение осуществляется не сразу после получения свидетельства о смерти в отделе ЗАГСа, а уже после заключения договора с похоронными службами.  

 

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

  27.02.2004г.  распоряжением администрации г.Орска №821-р от создано МУП похоронного обслуживания «Реквием».

Согласно п. 2.1 Устава МУП ПО «Реквием», предприятие создано в целях выполнения работ, реализации товаров, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли в сфере погребения и похоронного дела.

Распоряжением главы г.Орска №4582 –р от 17.10.2008г. «О передаче объектов недвижимости в хозяйственное ведение МУП ПО «Реквием» Администрации г.Орска», предприятию переданы в хозяйственное ведение объекты недвижимости, являющиеся муниципальной собственностью:

- нежилое одноэтажное здание пристроя к жилому дому, общей площадью 755,8 кв.м., литер Б, расположенное по адресу: г.Орск, ул. Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5;

- административно-бытовое нежилое здание с подвалом, общей площадью 330,4 кв.м., литер Е, расположенное по адресу: г.Орск, в 700 м к юго-западу от развилки автодорог Орск-Аэропорт и Орск-Актюбинск.

25.10.2016г.  МУП ПО «Реквием» обратилось в администрацию г. Орска с письмом  о согласовании учредительства ООО «Реквием».

07.11.2016г. МУП ПО «Реквием» обратилось в администрацию г. Орска с письмом о согласовании мет юридического адреса создаваемого  ООО «Реквием» - г.Орск, ул. Вяземская д. 16.

08.11.2016г. Администрация г. Орска в лице – МУ    «Комитет по управлению имуществом города Орска», как собственник муниципального имущества г. Орска - нежилого здания, назначение: нежилое здание, 2-этажное, подземных этажей - 1, площадь 755,8 кв.м., адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск, ул. Вяземская/ул. Щорса, дом № 16/5, согласовывла данный объект в качестве юридического адреса регистрируемого общества с ограниченной ответственностью «Реквием».

10.11.2016.г. Принято постановление администрации г. Орска № 6737 «О разрешении МУП ПО «Реквием» выступить учредителем ООО «Реквием» с размером доли 9 900 рублей, что составляет 99% от УК общества.

15.11.2016г. согласно протоколу №1   общего собрания учредителей ООО «Реквием» учредителями - МУП ПО «Реквием» (владелец доли в размере 99%)  <…> (владелец доли в размере 1%)   создано ООО «Реквием».

Согласно разделу 2 Устава ООО «Реквием», предметом деятельности общества является выполнение работ, реализации товаров, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли в сфере погребения и похоронного дела.

ООО «Реквием» является хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции.

23.11.2016г. сведения о создании ООО «Реквием» внесены в ЕГРЮЛ.

15.12.2016г.   МУП ПО «Реквием» обратилось в администрацию г. Орска с письмом  о согласовании договора аренды помещения площадью 20 кв.м. в здании по адресу: г. Орск, ул. Вяземская/ул. Щорса, дом № 16/5 с ООО «Реквием».

27.11.2017г., 02.11.2018г.,  18.11.2019г. МУП ПО «Реквием» обращалось  в администрацию г. Орска с письмами о согласовании договора аренды с ООО «Реквием» по адресу: г. Орск, ул. Вяземская/ул. Щорса, дом № 16/5 на новый срок. В настоящее сремя срок действия договора аренды между МУП ПО «Реквием» и ООО «Реквием» - до 26.11.2020г..

24.06.2019г. администрацией г. Орска принято постановление № 2509-п «О создании  МКУ «Служба городских кладбищ», согласно п. 2 Постановления, основная цель МКУ «СГК» - исполнение функций и полномочий органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.

01.07.2019. создано МКУ «Служба городских кладбищ»

14.08.2019 г. между МУП ПО «Реквием» , с согласия  Администрации г. Орска и МКУ «СГК» заключен договор аренды нежилого недвижимого имущества по адресу:  г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5 общей площадью 35 квадратных метров.

15.08.2019г., наименование ООО «Реквием» изменено на ООО «Реквиемъ».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в здании по адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5 одновременно располагаются следующие учреждения и организации:

МУП ПО «Реквием», ООО «Реквиемъ»,  МКУ «СГК», также в этом помещении расположено рабочее место сотрудника Отдела ЗАГСа администрации г.Орска, который, в соответствии со своими должностными обязанностями, выдает свидетельства о смерти.

Помимо документального подтверждения, 26.06.2020г. Комиссии Оренбургского УФАС России посредством ВКС была предоставлена возможность обозрения и установления фактического расположения учреждений и организаций на 1 этаже здания по адресу: г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5.

 

Признаки нарушения ст.16 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2016г. «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашений, осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг г.Орска не нашли своего подтверждения, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 51 вышеуказанного федерального закона органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок распоряжения органом местного самоуправления принадлежащим муниципалитету имуществом регламентирован действующим законодательством: ГК РФ, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях",  Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» и тп., а также рядом подзаконных актов.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В рассматриваемом случае антимонопольный орган приходит к выводу, что создание и последующее размещение ООО «Реквиемъ» на объекте муниципальной собственности было осуществлено не по договоренности между органом власти (администрацией) и МУП ПО «Реквием», а  обусловлено соблюдением установленного действующим законодательством порядка  распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно материалам дела,  расположение ООО «Реквиемъ»  именно в помещении по адресу: г. Орск, ул. Вяземская/ул. Щорса, дом № 16/5 фактически не является приоритетным по сравнению с другими субъектами рынка,   поскольку, как следует из материалов дела, по данному адресу, а именно, в  ЗАГС администрации г. Орска, за получением свидетельства о смерти обращаются представители либо ритуальных служб по доверенности, либо родственники умерших, которые уже заключили договоры на организацию похорон с различными службами города.  Также, материалами дела подтверждается, что подавляющее большинство заявлений о предоставлении земельного участка подается в  МКУ «СГК» организациями, оказывающими ритуальные услуги.

С учетом изложенного, признаки нарушения ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.

 

Наряду с этим комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что, согласно договорам аренды, заключенным между МУП ПО «Реквием» (по согласованию с администрацией г. Орска) и ООО «Реквиемъ», площадь арендуемого имущества составляет 20 кв.м., в результате чего на данные отношения распространяется исключение  из общего принципа предоставления муниципального имущества на торгах, предусмотренное ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

  Между тем, фактически площадь используемого помещения значительно превышает 20 кв.м., что подтверждается фото- и видеоматериалами дела.

Как установлено, ООО «Реквиемъ» фактически использует не только помещение № 15 площадью 13.5 кв.м, и часть помещения  № 3  площадью 6,5 кв.м., но и часть помещения № 2 поэтажного плана -   фойе здания, принадлежащего на праве хозяйственного ведения МУП ПО «Реквием» для демонстрации товаров ритуального назначения. Имущество ООО «Реквиемъ», размещенное  в помещениях общего пользования территориально и визуально не разграничено. При этом, с учетом незначительных различий в написании наименований  МУП ПО «Реквием» и ООО «Реквиемъ»,  устоявшегося потребительского восприятия наименования «Реквием»  как предприятия муниципального, снижения объемов  реализации товаров ритуального назначения у МУП ПО «Реквием», Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о нарушении  ООО «Реквиемъ» заключенного договора аренды   и использовании данного нарушения для получения рыночных преимуществ. 

Мер, направленных на территориальное обособление имущества ООО «Реквиемъ» от МУП ПО «Реквием», а также на надлежащее соблюдение требований договора аренды, либо на  его приведение в соответствии с фактически используемой ООО «Реквиемъ» площадью собственником имущества не принято.

 По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», закона, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключения из данного правила предусмотрены в ч. 1 ст. 17 данного закона. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 17.1 упомянутого закона заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Материалами дела подтверждено, что общая площадь используемых ООО «Реквиемъ» помещений на протяжении длительного времени превышала ограничение, установленное в указанном пункте ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.  

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются  заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

 Согласно ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок  и цели предоставления преференций регламентирован главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

 Согласно ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Исходя из изложенного, Комиссия в ходе рассмотрения настоящего дела пришла к выводу о наличии в бездействии собственника муниципального  имущества по адресу:     г.Орск, ул.Вяземская/ул.Щорса, д. 16/5  признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-3 ст.41, ст. 45, п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Дело    № 056/01/16-1457/2019 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства. 

2. Передать материалы дела № 056/01/16-1457/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о выдаче предупреждения об устранении нарушения    

 

Председатель Комиссии                                                            <…>

 

Члены Комиссии                                                                                  <…> Примечание: порядок и сроки обжалования настоящего  решения установлены ст. 52 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны