Решение №8878 РЕШЕНИЕ по делу № 07-17-23/2019 от 6 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<…>– председателя Комиссии, Врио руководителя Управления;
<…>– члена Комиссии, ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
<…>– члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;
в присутствии:
директора ООО ГК «Продвижение-Оренбург» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило обращение <…> (вх. №3397 от 25.04.2019г.).
Заявитель указывает, что маркет-бар «Легенда Ночи» в лифте МКД распространяет информацию о продаже алкогольной продукции с текстом: «У нас можно купить любые напитки с 22:00 до 10:00 г.Оренбург, пр.Северный,12 www.instagram.com.Marketbarlegenda nochi ЛЕГЕНДА НОЧИ» по адресу: г. Оренбург, ул. Джангильдина 1/1 подъезд 4,5.
По мнению заявителя, указанная реклама, является рекламой алкогольной продукции, т.к. «Легенда Ночи» является маркет-баром.
В рамках рассмотрения данного заявления сотрудниками Оренбургского УФАС России осуществлен выезд 29.04.2019г. в МКД по адресу Джангильдина 1/1 4,5 подъезд, с целью проверки наличия распространяемой информации. Проверкой установлено, что на рекламном стенде в лифте МКД распространяется информация следующего содержания: «У нас можно купить любые напитки с 22:00 до 10:00 г.Оренбург, пр.Северный,12 www.instagram.com.marketbarlegenda nochi ЛЕГЕНДА НОЧИ».
Так же сотрудниками антимонопольной службы осуществлен выезд в магазин «Легенда ночи» по адресу: г. Оренбург, пр. Северный, д. 12, с целью проверки реализации «напитков» данного маркета. Проверкой установлено, что основным видом реализуемой продукции маркет-бара «Легенда-Ночи» является алкогольная продукция. Маркет-баром «Легенда Ночи» осуществляется продажа крепких алкогольных напитков, а именно: вино, водка, коньяк, джин и т.д., что подтверждается товарным чеком на вино «Бастардо Крымское» с содержанием алкоголя 13%, а также фотофиксацией помещения маркет-бара «Легенда ночи» с реализуемой алкогольной продукцией.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Оренбургским УФАС России установлено, что информация, указанная в листовке, подпадает под понятие рекламы в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе. Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на данную рекламу.
На основании ГОСТ Межгосударственного стандарта № 31985-2013г, Услуг общественного питания (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст) Напиток-это жидкость или жидкий продукт, предназначенные для питья. Напитки бывают алкогольные, слабоалкогольные, безалкогольные, горячие (чай, кофе, какао и т.п.), молочные, соки и т.п.
Рекламораспространитель, используя словосочетание «любые напитки» на рекламном стенде, целенаправленно ориентирует потребителя на то, что существует потенциальная возможность приобрести в маркет-баре «Легенда Ночи» не только соки, воду (безалкогольные напитки), но и крепкие алкогольные напитки.
Исходя из требований части 7 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, медовуха.
Согласно части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
Из обращения гражданки <…> следует и подтверждается актом проверки антимонопольного органа, что рассматриваемая реклама алкогольной продукции размещалась на рекламном стенде ООО ГК «Продвижение-Оренбург» в лифте многоквартирного дома, что не является стационарным торговым объектом, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Следовательно, рассматриваемая реклама алкогольной продукции распространялась в лифте жилого дома с нарушением требований части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 2.1 статьи 21 закона несет рекламораспространитель.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно сведениям, размещенным на рекламном стенде, указанный стенд принадлежит ООО ГК «Продвижение-Оренбург» (ИНН 5611066290; КПП 561101001).
Учитывая изложенное в отношении ООО ГК «Продвижение» было возбуждено дело (исх.№6037 от 25.06.2019г.) по признакам нарушений части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе и назначено к рассмотрению на «12» июля 2019 года в 10 часов 30 минут.
Представитель Общества «Продвижение» <…> на заседании Комиссии сообщил, что между Обществом «Продвижение» и Обществом «Милкир» заключен договор №815 от 25.03.2019г. на предоставление рекламных услуг, где ООО «Продвижение» - исполнитель, а ООО «Милкир» выступает заказчиком.
Представитель Группы компаний «Продвижение» в устной форме пояснил, что рассматриваемая реклама распространялась в районе размещений «Степной 2» и в подтверждении своих слов предоставил заявку на размещение рекламных услуг в количестве 234 рекламных места, которая в свою очередь выдается заказчику (ООО «Милкир») и визируется сторонами, а также акт выполненных работ №172 от 30.04.209г., который выдается заказчику по исполнению заказа. <…> сообщил, что макет рекламы корректировался ООО ГК «Продвижение» в части внесения дополнения в правом нижнем углу текстовой информацией: «продажа безалкогольных напитков».
В ходе заседания Комиссии представитель ответчика пояснил, что перед направлением общего макета стенда с рекламной информацией в типографию - макет визируется директором ООО «Продвижение».
Заседание комиссии 23.08.2019г. проходило в присутствии директора ООО ГК «Продвижение-Оренбург» <…>. На заседании комиссии <…> представила общие макеты рекламы на апрель 2019 года, заверенные подписью директора, где отсутствует реклама «Легенда ночи». В устном порядке <…> сообщила, что ООО «Милкир» обратился к ним после утверждения общего макета на апрель. Однако, Общество в целях получения коммерческой выгоды, заключило с ООО «Милкир» договор на распространение рассматриваемой рекламы. В апреле ООО ГК «Продвижение» самостоятельно была напечатана наклейка рекламы ООО «Милкир».
По словам директора после изготовления общего макета, возможность размещения наклейки с рекламой есть только в месте, отведенном для собственной рекламы ГК «Продвижение».
Из представленных Обществом макетов на апрель 2019 года, Комиссия видит, что место под рекламу для самого Общества «Продвижение» находится в нижнем ряду. Слева от него располагается реклама «Ойл-сервис», справа- реклама «первой городской оптики», сверху размещается реклама ООО «Оренфуд» с рекламой «Комбо-наборов пицц».
Из представленной фотофиксации <…> и материалов проверки антимонопольного органа видно, что реклама ООО «Милкир», распространяемая по адресу: г.Оренбург, ул. Джангильдина 1/1 (подъезд №4,5) также размещается в нижнем ряду. Слева от нее располагается реклама «Ойл-сервис», справа- реклама «первой городской оптики», сверху над рассматриваемой рекламой размещается реклама ООО «Оренфуд» с рекламой «Комбо-наборов пицц».
Данные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что реклама: «У нас можно купить любые напитки с 22:00 до 10:00 г.Оренбург, пр.Северный,12 www.instagram.com. Marketbarlegenda nochi ЛЕГЕНДА НОЧИ», распространялась по адресу : г.Оренбург, ул. Джангильдина 1/1 (подъезд №4,5) без каких-либо корректировок, а в строгом соответствии с представленной ООО «Милкир» визиткой и распространялась ООО ГК «Продвижение-Оренбург».
Кроме того, в материалах дела Обществом представлен список адресов размещения рекламы ГК «Продвижение», в который входит адрес: г.Оренбург, ул. Джангильдина 1/1, подъезды №4,5. Указанный адрес относится к району размещений «Новый город 1».
В материалах дела имеется представленная ООО ГК «Продвижение» заявка, выданная ООО «Милкир» в рамках заключения договора от 23.05.2019г. вх. №4179 на 340 рекламных мест по размещению рекламы в районе «Новый город 1».
В материалах настоящего дела имеются письменные пояснения директора ООО ГК «Продвижение» от 07.06.2019г., согласно которым, исполнитель со своей стороны корректировок в макет не вносил.
С учетом изложенного, реклама «Легенда ночи» распространялась в нарушении требований части 2.1 статьи 21 Закона о рекламе и в соответствии с частью 4 статьи 3 является ненадлежащей.
Исходя из места размещения и представленных ООО ГК «Продвижение-Оренбург» документов, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО ГК «Продвижение» (ИНН: 5611066290; КПП: 561101001, юридический адрес: 460048, г. Оренбург, пр. Автоматики д.28а, оф.205).
Ввиду того, что на момент принятия решения, рассматриваемая реклама не распространяется, Комиссия решила предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО ГК «Продвижение» не выдавать.
Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу «У нас можно купить любые напитки с 22:00 до 10:00 г.Оренбург, пр.Северный,12 www.instagram.com. marketbarlegendanochi ЛЕГЕНДА НОЧИ», распространяемую ООО ГК «Продвижение-Оренбург» по адресу: г.Оренбург, ул. Джангильдина 1/1 подъезды №4,5, ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования части 2.1 статьи 21, Закона о рекламе.
2.Предписание ООО ГК «Продвижение Оренбург» о прекращении нарушения законодательства о рекламе, не выдавать.
3.Передать материалы дела № 07-17-23/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>