Решение б/н Решение от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

ООО «Оренбург Водоканал»

 

 

460001, г. Оренбург, ул. Потехина, д.41

 

(………………..)

 

ООО «НПО «Квантовые технологии»

 

119019, г. Москва, а/я 232

 

e-mail: (………………..)

 

 

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

 

 

 

Решение принято 14 апреля 2022 г.  

В полном объеме изготовлено 19 апреля 2022 г.                                                     г. Оренбург

                   

 

Решение по делу № 056/07/3-294/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (………………..), членов Комиссии:

(………………..);

(………………..);

в присутствии представителей ООО «Оренбург Водоканал» (………………..) (на основании доверенностей) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

в присутствии представителя ООО «НПО «Квантовые технологии» (………………..) (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи.

рассмотрев жалобу (вх. № 3608 от 06.04.2022) ООО «НПО «Квантовые технологии» на действия заказчика ООО «Оренбург Водоканал» при проведении конкурентного отбора на поставку раствора Тиазон для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (Извещение: № 32211265928),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 3608 от 06.04.2022) ООО «НПО «Квантовые технологии» на действия заказчика ООО «Оренбург Водоканал» при проведении конкурентного отбора на поставку раствора Тиазон для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (Извещение: № 32211265928).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 08.04.2022 исх. № 2971, заказчику закупки от 08.04.2022 исх. № 2970.

Рассмотрение жалобы было назначено на 14.04.2022 в 12 ч. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что ООО «Оренбург Водоканал» на сайте www.zakupki.gov.ru была опубликована закупка (Извещение № 32211265928 от 29.03.2020). При публикации данного извещения в наименовании предмета закупки (лота), в отношении которого проводится процедура, заказчиком указан препарат «Реагент «Тиазон». В предмете самой закупки речь идет не о действующем веществе, а именно о товаре (товарном знаке/ знаке обслуживания, фирменном наименований, патенте, полезной модели, промышленном образце). При этом документацией не предусмотрена возможность предоставления эквивалента. Следовательно, у потенциальных участников закупки отсутствует возможность подачи альтернативного предложения в части состава (действующего вещества) предлагаемого к поставке реагента (препарата). Данные действия заказчика, по мнению заявителя, нарушают положения действующего законодательства Российской Федерации о закупках.

Кроме того, в подпункте 5.3. пункта 5 «Дополнительные требования» на предлагаемый к поставке реагент (препарат) Приложение № 1.1 «Опросный лист» документации Заказчика указано, что предлагаемый участником препарат должен быть рекомендован к использованию (одобрен) действующими нормативными документами в соответствии с назначением.  В подпункте 3.2. Приложения № 1 к закупочной документации установлено обязательное требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения, обязательного для данного вида продукции и иных документов, подтверждающих качество продукции, оформленных в соответствии с действующим законодательством РФ.

В подпункте 6.4. пункта 6 Опросного листа Приложения № 1.1. к документации о закупке указан конкретный документ - санитарно-эпидемиологическое заключение. В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 29.06.2010 № 01/9646-0-32 «О вступлении в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам» с 01.07.2010 были отменены санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, которую намерен приобрести Заказчик. Данное требование заказчика, по мнению заявителя, является избыточным. В настоящее время выдаются свидетельства о государственной регистрации. При этом Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.06.2010 г. № 299 был утвержден перечень продукции, подлежащей государственной регистрации.

В Комиссию от ООО «Оренбург Водоканал» поступили пояснения в которых они не согласились с доводами жалобы, указав нижеследующее.

«Тиазон (он же Милон, Дазомет) не является товарным знаком конкретного производителя. Данное наименование относится скорее к Тривиальной номенклатуре химических соединений. Препарат Тиазон имеет продолжительный опыт применения на территории бывшего СССР. В Методических указаниях по хроматографическому измерению концентраций тиазона в воздухе рабочей зоны выпущенных Министерством здравоохранения СССР в 1985 г. указывается, что Тиазон фазомет) — кристаллическое вещество слабо растворимое в воде. Данная характеристика и обуславливает требование к содержанию действующего вещества в поставляемом реагенте и наличие в составе эмульгатора.

В ходе проведения закупочной процедуры был получен запрос за разъяснениями положений документации, на который был дан соответствующий  ответ о том, что в случае отсутствия у потенциального поставщика Санитарно-эпидемиологического заключения по объективным причинам, подтвержденным поставщиком, заказчиком в рамках проведения закупочной процедуры принимаются к рассмотрению все документы, подтверждающие качество предлагаемой продукции, оформленные в соответствии с законодательством РФ, в том числе свидетельства о государственной регистрации.»

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

29.03.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурентного отбора на поставку раствора Тиазон для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (Извещение: № 32211265928).

Дата начала срока подачи заявок 29.03.2022 г.

Дата окончания срока подачи заявок 08.04.2022 г. в 16:30 (мск +2).

Дата подведения итогов 22.04.2022 г.

ООО «НПО «Квантовые технологии» не являлось участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (06.04.2022 г.).

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (далее - Положение), утверждено 06.08.2021 г.  и размещено в ЕИС.

Документация о закупке конкурентный отбор в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на поставку раствора Тиазон для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (далее – Документация) размещена в ЕИС.

Рассматривая доводы жалобы о том, что в предмете самой закупки речь идет не о действующем веществе, а именно о товаре (товарном знаке/ знаке обслуживания, фирменном наименований, патенте, полезной модели, промышленном образце), Комиссия пришла к следующему.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1)в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2)в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3)в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а)несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б)закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в)закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г)закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Комиссия, изучив представленные в материалы дела документы и пояснения, не нашла подтверждение информации о том, что раствор Тиазон является зарегистрированным товарным знаком, либо о том, что это знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезная модель или промышленный образец. Доказательств свидетельствующих об обратном, заявителем не представлено.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Также, заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В материалы дела представлены заказчиком две поданные заявки для участия в данных торгах, что свидетельствует о наличии возможности для формирования предложения по указанному предмету.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в данных действиях заказчика нарушений положений Закона о закупках. Довод жалобы необоснованный.

В своей жалобе заявитель, также сообщает об избыточности установленного требования в Документации. Комиссия рассмотрев данный довод пришла к следующему.

Согласно п. 3 Технического задания Документации, продукция по качеству должна полностью соответствовать опросному листу, являющимся неотъемлемой частью настоящего технического задания. Продукция должна иметь:

-паспорт качества;

-паспорт безопасности;

-сертификаты соответствия;

-санитарно-эпидемиологическое заключение, обязательное для данного вида продукции и иные документы, подтверждающие качество продукции, оформленными в соответствии с действующим законодательством РФ.

          В п. 6 Опросного листа Документации установлены требования к сопроводительным документам:

          -сертификат качества предоставлять на каждую партию хим. реагента;

          -паспорт безопасности вещества;

          -сертификат соответствия;

          -санитарно-эпидемиологическое заключение.

          Согласно доводам заявителя, требование о предоставлении санитарно-эпидемиологическое заключение является избыточным т.к. письмом Роспотребнадзора № 01/9646-0-32 были отменены санитарно-эпидемиологические заключения.

          Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

       В материалы дела представлен запрос на разъяснение положений документации извещения о закупке № 32211265928 от 29.03.2022 г. заявителя, а также ответ на данный запрос заказчиком.

          В указанном запросе, заявитель, в том числе, просил разъяснить обоснованность требования о предоставлении санитарно-эпидемиологическое заключение в связи с его отменой письмом Роспотребнадзора № 01/9646-0-32 и в связи с тем, что в настоящее время выдаются свидетельства о государственной регистрации.

          В своем ответе на запрос заявителя, заказчик указал: «Заказчиком в рамках проведения закупочной процедуры принимаются к рассмотрению все документы, подтверждающие качество предлагаемой продукции, оформленные в соответствии с законодательством РФ, в том числе Свидетельства о государственной регистрации».

          Указанный ответ размещен в ЕИС и является общедоступным для всех потенциальных участников закупки.

          На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Оренбург Водоканал» были даны исчерпывающие разъяснения заявителю, касательно рассматриваемого требования Документации, позволяющих ООО «НПО «Квантовые технологии» формировать и подавать заявку, в данной части. Иного в материалы дела не представлено. Довод жалобы необоснованный.

          Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу вх. № 3608 от 06.04.2022) ООО «НПО «Квантовые технологии» на действия заказчика ООО «Оренбург Водоканал» при проведении конкурентного отбора на поставку раствора Тиазон для нужд ООО «Оренбург Водоканал» (Извещение: № 32211265928), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение: № 32211265928) уведомлением Оренбургского УФАС России от 08.04.2022 исх. № 2970.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                               (………………..)

 

Члены Комиссии                                                                                    

             (………………..)

 

(………………..)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны