Решение №б/н Жалоба признана частично обоснованной. Принято решение о выд... от 6 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 106 от 26.08.2020 г.), в составе:

(…)

рассмотрев жалобу ООО «АТОМ» (вх. № 1978 от 17.02.2023) на действия Государственного автономного учреждения Оренбургской области «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право на заключение договора подряда на капитальный ремонт спального корпуса, кадастровый номер 56:44:0000000:3614 расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, микрорайон «Зона отдыха «Дубки», 2 (2 корпус) (1 этап) (извещение № 32312084845),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «АТОМ» (вх. № 1978 от 17.02.2023) на действия Государственного автономного учреждения Оренбургской области «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право на заключение договора подряда на капитальный ремонт спального корпуса, кадастровый номер 56:44:0000000:3614 расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, микрорайон «Зона отдыха «Дубки», 2 (2 корпус) (1 этап) (извещение № 32312084845).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о рассмотрении жалобы Заявителю – от 22.02.2023 исх. № 1626, Заказчику - от 22.02.2023 исх. № 1627.

В ходе рассмотрения жалобы в связи с необходимостью запроса дополнительных документов, Комиссией Оренбургского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, о чем направлены соответствующие уведомления Заявителю – от 28.02.2023 исх. № 1723, Заказчику – от 28.02.2023 исх. № 1722.

Рассмотрение жалобы после перерыва было назначено на 01 марта 2023 г. 16 ч. 40 мин.

В своей жалобе Заявитель просит проверить законность допуска заявки победителя запроса предложений ООО «ЭлектроСтрой» и оценку указанной заявки по критерию «Наличие трудовых ресурсов».

Считает в этой части действия Заказчика являются неправомерными, нарушающими нормы Положения о закупке и документации.

Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком завышены требования относительно объекта закупки.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился. В Комиссию от Заказчика поступили письменные пояснения (вх. № 2283 от 27.02.2023) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. Представитель Заказчика пояснил, Заявка участника ООО «ЭлектроСтрой» № 673819 подана 10.02.2023г. в 08 час. 58 мин. Заявка участника являлась коллективной заявкой, совместно на стороне одного участника приняли участие в закупке ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Компания «ЭнергоМаш» и АО «ГрадИндустрия». Лидером Коллективного участника для взаимодействия с Заказчиком от имени и в интересах всех сторон Коллективного участника, в том числе для подачи заявки являлось ООО «ЭлектроСтрой» (к заявке приложено соглашение о коллективном участии № 5 от 07.02.2023г.).

Каждым из участников коллективной заявки была заполнена и представлена Форма 8 с приложением документов согласно документации.

Относительно требования к участнику о наличии членства в СРО Заказчик пояснил, что Заказчик в документации не предъявлял требования о наличии СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства. Однако в составе заявки поступившей от Коллективного участника в лице лидера ООО «ЭлектроСтрой» была представлена выписка из реестра членов СРО у участника коллективной заявки ООО «Компания «ЭнергоМаш».

Относительно критериев оценки Заказчик пояснил, что критерии оценки предусмотрены Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг. В техническом задании Заказчик устанавливает требование к наличию квалифицированных специалистов для выполнения работ в установленные сроки (не более 55 календарных дней с даты заключения договора). Участник самостоятельно определяет количество специалистов для выполнения работ в предложенный им срок. При установлении не стоимостных критериев оценки Заказчик преследует цель выявления лучших условия исполнения контракта. Представитель Заказчика считает, что Заказчик действовал в строгом соответствии с требованиями законодательства, просил признать жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные документы и доводы сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

02 февраля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещены извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме.

Согласно Извещению о проведении закупки дата начала срока подачи заявок: 02.02.2023.

Дата окончания срока подачи заявок: 14.02.2023 12:00.

Дата подведения итогов: 15.02.2023.

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для государственных бюджетных учреждений, государственных автономных учреждений и государственных унитарных предприятий Оренбургской области (далее – Положение) является Приложением к приказу от 20.12.2019 г. № 180 в редакции приказа от 22.11.2022 № 207 от 14.12.2022 № 235 и размещено Заказчиком в ЕИС 28.12.2022.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

На основании п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках  для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам процедуры.

Согласно п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 18.1 Положения запрос предложений в электронной форме - это форма торгов, при которой победителем запроса предложений в электронной форме признается участник закупки, заявка на участие в запросе предложений в электронной форме которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п. 18.3.9 Положения Комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в запросе предложений в электронной форме на предмет соответствия их требованиям, установленным документацией о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в Разделе 7 Положения установлены требования к участникам закупки.

В соответствии с п. 7.5 Положения при проведении конкурентной закупки требования к участникам закупки указываются Заказчиком в извещении и (или) документации о закупке.

Согласно п. 7.7 Положения в случае, если несколько юридических лиц либо несколько физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки (коллективный участник закупки), требования, установленные Заказчиком в документации о закупке в соответствии с подпунктом 1 пункта 7.2 и подпунктом 1 пункта 7.3 Положения о закупке, предъявляются в совокупности к такому участнику закупки (достаточно соответствие указанным требованиям хотя бы одного из выступающих на стороне участника закупки лиц). Иные требования предъявляются к каждому из лиц, выступающих на стороне участника закупки.

В соответствии с разделом 9 Положения о закупке Заказчиком установлены требования к заявке на участие в конкурентной закупке в электронной форме.

В силу п. 9.7 раздела 9 Положения первая и вторая часть заявки на участие в конкурентной закупке должны содержать информацию и документы, предусмотренные извещением и (или) документацией о закупке.

Кроме того, Положение содержит Приложение № 2 «Примерный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, запросе предложений», который может быть использован Заказчиками для проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.

Так, для оценки заявок могут быть использованы стоимостные и нестоимостные критерии оценки, которые составляют не более 70 %, такие как квалификация участника, качество товара (работ, услуг), срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Для проведения оценки по критерию в документации о закупке необходимо установить конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ), формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника) и требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки).

В соответствии с п. 2 Приложения № 2 к Положению «Примерный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, запросе предложений» для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в документацию о закупке конкретные критерии, конкретизировать предмет оценки и сопоставления по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки и сопоставления по каждому критерию, установить значимость критериев.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в п. 3.2.1 документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок. Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по степени выгодности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Цена закупки

20 %

2

Срок выполнения работ (оказания услуг)

20%

3

Наличие техники и оборудования

10 %

4

Наличие трудовых ресурсов

10 %

5

Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в натуральном и денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения о закупке

40 %

 

В соответствии с п. 3.2.1.1 документации оценка по критерию «Наличие трудовых ресурсов» происходит по формуле:

R4i = (Li/ Lmax) х 100, где:

R4i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Наличие трудовых ресурсов»;

Lmax – максимальное среди всех заявок Участников количество трудовых ресурсов Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;

Li – количество трудовых ресурсов i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору.

В соответствии с п. 3.3.2.4 документации Заказчиком для предоставления участником сведений о кадровых ресурсах утверждена Форма 8, в которой заполняются следующие сведения: ФИО; специализация/разряд, образование, квалификация, аттестаты, сертификаты, ученая степень, награды, участие в международных проектах и др.; стаж работы в данной или аналогичной должности.

В качестве подтверждения сведений, указанных в форме 8, участником к форме 8 прикладываются:

а) подлинник выписки из штатного расписания организации Участника, которая должна быть скреплена печатью и заверена подписью руководителя организации Участника;

б) документы о профессиональном образовании привлекаемых специалистов, которые в полной мере должны подтверждать их достаточное профессиональное образование и квалификацию по виду оказываемых ими работ.

в) электронный образ трудового договора или заверенной участником трудовой книжки с отметкой о работе по настоящее время, подтверждающей опыт работы и факт принятия каждого сотрудника на работу в организацию.

г) иные гражданско-правовые договоры в случае привлечения Участником специалистов к выполнению работ/оказанию услуг, являющихся предметом закупки, на основании гражданско-правовых договоров.

В случае предоставления неполного пакета документов в отношении специалиста, несоответствия сведений в предоставляемых документах, отсутствия информации и/или документов, предусмотренных документацией, закупочная комиссия не засчитывает наличие такого специалиста у участника.

Установлено, что в коллективной заявке (…) , поданной ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Компания «ЭнергоМаш», АО «ГрадИндустрия» в форме № 8 содержатся сведения о 25 сотрудниках.

Согласно выпискам из штатного расписания и представленным договорам, данные сотрудники являются работниками ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Компания «ЭнергоМаш», АО «ГрадИндустрия».

Вместе с тем, в составе коллективной заявки в части подтверждения формы № 8 приложены документы о профессиональном образовании лишь пяти привлекаемых специалистов из двадцати пяти.

В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений № 32312084845 от 14.02.2023 г. комиссией произведена оценка по критерию «Наличие трудовых ресурсов» следующим образом:

R4 1 = (25 / 25) х 100 = 100, то есть комиссией по рассмотрению дана оценка двадцати пяти сотрудникам, вместо подтвержденных пяти.

Учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком заявка победителя по критерию «Наличие трудовых ресурсов» оценена в нарушение п. 3.3.2.4 документации.

Согласно Положению о закупках запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке.

Устанавливая в документации критерии оценки и необходимый перечень документов, подтверждающий наличие у заявленных специалистов специализации/разряда, образования, квалификации, при выбранном способе осуществления закупки, Заказчик определяет наиболее подходящие для него условия выполнения работ/оказания услуг.

Указанные критерии относятся и должны применяться ко всем участникам закупки в равной степени.

На основании изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что при оценке заявок комиссией предоставлено преимущество победителю запроса предложений, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, жалоба в данной части признается обоснованной.

Относительно требования к участнику о наличии членства в СРО Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в Техническом задании документации не установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении объектов капитального строительства.

В составе заявки коллективного участника ООО «Электрострой» представлена выписка из реестра членов СРО у участника коллективной заявки ООО «Компания «ЭнергоМаш».

Таким образом, данный довод Заявителя несостоятелен.

В части довода Заявителя о завышенных требованиях относительно объекта закупки Комиссия Оренбургского УФАС России оставляет жалобу ООО «АТОМ» без рассмотрения ввиду следующего.

Частью 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений.

Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями, должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Дата и время окончания подачи заявок для участия в запросе предложений: 14.02.2023.

Жалоба ООО «АТОМ» поступила в Оренбургское УФАС России 17.02.2023 г., соответственно подана после окончания срока подачи заявок.

На основании вышеизложенного, Оренбургское УФАС России оставляет указанный довод жалобы ООО «АТОМ» без рассмотрения.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АТОМ» (вх. № 1978 от 17.02.2023) на действия Государственного автономного учреждения Оренбургской области «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право на заключение договора подряда на капитальный ремонт спального корпуса, кадастровый номер 56:44:0000000:3614 расположенного по адресу: Оренбургская область, город Оренбург, микрорайон «Зона отдыха «Дубки», 2 (2 корпус) (1 этап) (извещение № 32312084845), частично обоснованной.

2. Государственному автономному учреждению Оренбургской области «Региональное агентство молодёжных программ и проектов» выдать предписание об устранении нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны