Решение б/н Решение от 13 июля 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

Адрес места нахождения: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

  • «Родник»
  1. г. Оренбург, Северный проезд, д. 16/1, кв. 78

rodnik_2009@mail.ru

 

 

ГАУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка

 

ул. Утембаева, 19 г. Новотроицк, Оренбургской области, 462354

zakupki1@bsmpn.ru

 

ГКУ “Центр организации закупок”

ул. 9 Января, д. 64, г. Оренбург

ktb@mail.orb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                 

 

                                                                 

Рассмотрение жалобы состоялось 08 июля 2020 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 13 июля 2020 г.                             г. Оренбург 

                                                                                                            

Решение по делу №056/07/3.2-1032/2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей…….;

членов Комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей …., специалиста-эксперта отдела контроля органов власти …..

в присутствии представителя ООО «Родник» …… действующего по доверенности от 22.05.2020 г. б/н;

в присутствии представителя государственного автономного учреждения здравоохранения “Больница скорой медицинской помощи” г. Новотроицка ….. действующей по доверенности № 2 от 03.07.2020г.

в присутствии представителя заинтересованной стороны ГКУ “ЦОЗ” …… действующего по доверенности

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Родник» (вх. №5930 от 26.06.2020) на действия ГАУЗ “Больница скорой медицинской помощи” г. Новотроицка при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по капитальному ремонту здания поликлиники № 2 ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка (извещение № 32009236725),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Родник» (вх. №5930 от 26.06.2020) на действия ГАУЗ “Больница скорой медицинской помощи” г. Новотроицка при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по капитальному ремонту здания поликлиники № 2 ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка (извещение № 32009236725).

Заявитель являлся участником данного аукциона. Дата подведения итогов, согласно документации, установлена 03.07.2020, жалоба подана в Оренбургское УФАС России 26.06.2020. Следовательно, жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 02.07.2020 исх. № 6559, Организатору закупки выставлено требование о приостановлении торгов в части заключения договора от 02.07.2020 исх. № 6541.

Рассмотрение жалобы было назначено на 06.07.2020 в 15 час. 30 мин.

В целях получения дополнительных сведений в заседании комиссии объявлялись перерывы до 07.07.2020 г. 16 часов 00 минут, до 08.07.2020 г. до 16 час. 00 минут.  

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из доводов жалобы, следует, что заказчиком излишне установлены обязательные требования по привлечению к участию в закупке среди субъектов МСП субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, заявитель указал на отсутствие в документации требования к качеству, техническим характеристикам выполняемых работ, к безопасности и к результатам выполнения работ.

Также в ходе заседания комиссии был заявлен дополнительный довод по порядку предоставления обеспечения заявки.

Представители ответчика на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, а также письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

12.06.2020 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее – сайт zakupki.gov.ru) и на сайте электронной площадки www.rts-tender.ru заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по капитальному ремонту здания поликлиники № 2 ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупках ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка утверждено решением наблюдательного совета 29.04.2020г. (далее – Положение).

Аукционная документация утверждена главным врачом ГАУЗ “БСМП” ……..приказом № 253 от «11» июня 2020 г.

Согласно Аукционной документации предметом закупки является работа по капитальному ремонту здания поликлиники № 2 ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка.

Дата начала срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 13.06.2020 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 29.06.2020 года, 09 ч. 00 мин.  (время московское).

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме: 01.07.2020 года, 14 ч. 00 мин (время московское).

Дата подведения итогов аукциона в электронной форме: 03.07.2020 года, 09 ч. 00 мин. (время московское).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия, рассмотрев довод жалобы, в части установления требований к участникам закупки являющимися субъектами МСП по обязательному привлечению субподрядчиков из числа субъектов МСП признала его обоснованным ввиду следующего.

Так, в п. 7 Положения о закупке установлены общие требования к участникам закупки.

В п. 7.5. Положения указано, что при проведении конкурентной закупки требования к участникам закупки указываются Заказчиком в извещении и (или) документации о закупке.

Пунктом 7.6. Положения установлено, что в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства помимо требований к участникам закупки, Заказчик вправе предъявить требования, предусмотренные пунктами 7.2 - 7.4 Положения о закупке.

Комиссия установила, что в п. 7.2 установлены обязательные требования к участникам закупки, в п. 7.3. Положения указаны квалификационные требования к участникам закупки.

Согласно п. 7.4. Положения о закупке Заказчик вправе предъявить к участникам закупки дополнительные требования, в том числе:

1) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ;

2) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ;

3) отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения в единой информационной системе извещения о закупке;

4) сертификация систем менеджмента качества, и (или) систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, и (или) систем менеджмента безопасности пищевой продукции, и (или) систем экологического менеджмента, и (или) систем менеджмента информационной безопасности, и (или) систем менеджмента риска, и (или) иных систем управления (менеджмента) в зависимости от объекта закупки;

5) обладание участниками закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает такие права.

Указанный перечень дополнительных требований к участникам закупки является исчерпывающим.

Особенности участия субъектов МСП предусмотрен разделом 25 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 25.1 Положения закупки у субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке способов закупки:

    1. участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе субъекты МСП;
    2. участниками которых являются только субъекты МСП;
    3. в отношении участников которых Заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Представитель заказчика на заседании комиссии пояснила, что требование об обязательном привлечении субподряда из числа субъектов МСП было установлено в соответствии с пунктами 25.26, 25.27 Положения о закупке.

Пунктом 25.26. Положения, Заказчик вправе установить в извещении о закупке, документации о закупке и соответствующем проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Участники такой закупки должны представить в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. В состав заявки на участие в закупке участник закупки включает декларацию, подготовленную по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или сведения из единого реестра субъектов МСП в отношении каждого субподрядчика (соисполнителя), являющегося субъектом МСП.

Также в п. 25.27. Положения указано, что План привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП должен содержать следующие сведения:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для индивидуального предпринимателя), почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты субъекта МСП - субподрядчика (соисполнителя);
  2. предмет договора, заключаемого с субъектом МСП - субподрядчиком (соисполнителем), с указанием количества поставляемого им товара, объема выполняемых им работ, оказываемых им услуг;
  3. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги субъектом МСП - субподрядчиком (соисполнителем);
  4. цена договора, заключаемого с субъектом МСП - субподрядчиком (соисполнителем).

Однако Комиссия делает вывод, что требования пунктов 25.26, 25.27 Положения о закупках подпадают под особенности осуществления закупок у субъектов МСП, предусмотренных подпунктом 3 пункта 25.1 Положения о закупке.

Вместе с тем, участниками спорного аукциона в электронной форме являлись исключительно только субъекты МСП.

Кроме того, пункт 23 Документации обязывает привлечь к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса здание поликлиники не относится к опасным и технически сложным объектам, а также к объектам, связанным с использованием атомной энергии.

Как пояснил представитель Заказчика в ходе заседания комиссии, на объекте предполагаются работы по демонтажу и монтажу охранно-пожарной сигнализации, электрических сетей и т.д.

Привлечение субподрядчиков предполагается в процессе исполнения договора, заключаемого по результатам закупки и не является требованием, предъявляемым к участнику закупки.

Комиссия установила, что согласно п.15 раздела III Технического задания в ходе производства работ Подрядчик обязуется своими силами и за свой счет или с привлечением субподрядчика произвести демонтаж, монтаж и сохранность электрических, слаботочных сетей, систем СКС, охранно-пожарной сигнализации и систем пожаротушения (при необходимости). Следовательно, привлечение субподрядчика является правом, а не обязанностью подрядчика.

Установление дополнительных требований к участникам закупки, являющимися субъектами МСП по обязательному привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства не соответствует нормам Положения о закупке. Данные требования не характеризуют квалификационный уровень подрядчиков и не могут гарантировать надежность исполнения обязательств по договору.

В данной связи, установление указанных требований является нарушением п. 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Следовательно, довод жалобы является обоснованным.

2. В части довода заявителя с указанием на то, что в Документации отсутствуют требования к качеству, техническим характеристикам выполняемых работ, а также требования к безопасности работ и требования к результатам выполненных работ, хотя ссылка на них установлена в п.1.1 «Проект договора» Комиссия отмечает следующе.

Согласно п. 20 Документации участник закупки описывает предлагаемые товары/работы/услуги в соответствии с требованиями к форме и оформлению, установленными в настоящей документации.

Участник закупочной процедуры представляет в составе заявки Техническое предложение (по форме Приложения №1 к Документации).

При этом, в Приложении №1 Технического предложения указана таблица, которая заполняется в случае закупки товара, а также в случае закупки работ, услуг при наличии в составе документации о закупке отдельного перечня товаров  (материалов), поставляемых (используемых) при выполнении работ, оказании услуг, по которым установлены требования к минимальным и (или) максимальным и (или) диапазонным значениям качественных, функциональных, эксплуатационных или технических характеристик товаров (материалов).

Заказчиком были даны разъяснения, что заполнение табличной формы, предусмотренной Приложением № 1 к документации не требуется, достаточно выразить согласие на выполнение работ в первой части заявки.

Следовательно, довод в данной части жалобы не обоснован.

3. В ходе заседания Комиссии, представитель ООО “Родник” заявил в качестве дополнительного довода жалобы о наличии в документации требования к обеспечению заявки. Однако заявитель не смог посредством функционала электронной площадки предоставить данное обеспечение, хотя документы, подтверждающие данный факт у него имелись.

Комиссия пришла к выводу, что согласно п. 7.3. Положения при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникам закупки следующие квалификационные требования:

 наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора.

 В п. 38 Документации содержится требование об обеспечении заявки на участие в закупке, которое может предоставляться участником закупки следующими способами:

1. Путем внесения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявки на участие, участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень банков, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

2. Путем предоставления безотзывной банковской гарантии.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки, должна быть выдана банком, имеющим право выдавать банковские гарантии в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 19 Документации Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы в том числе, безотзывную банковскую гарантию, в случае выбора участником обеспечения заявки на участие в закупке выбранным способом.

Таким образом, если участник закупки не может предоставить обеспечение заявки посредством функционала электронной торговой площадки, в Документации содержится условие предоставление документов, подтверждающих обеспечения заявки. Следовательно, данный довод не нашел своего подтверждения.

Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, с учетом действующего законодательства, комиссия приходит к выводу о признании жалобы ООО «Родник» на действия ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка частично обоснованной.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что для участия в закупке было подано 6 заявок, 5 участников допущены к участию в аукционе. В аукционе приняли участие 4 участника. В результате рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона в электронной форме заявки 4-х участников были признаны несоответствующими требованиям, установленным Документацией. Одним из оснований отклонения всех 4-х участников явилось не предоставление документов и информации, предусмотренных документацией о закупке (п. 21 информационной карты) – отсутствует план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Аукцион в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства признан несостоявшимся.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о наличии оснований к выдаче ГАУЗ «БСМП» г. Новотроицка предписания об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также соблюдая баланс интересов сторон, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Родник» (вх. №5930 от 26.06.2020) на действия ГАУЗ “Больница скорой медицинской помощи” г. Новотроицка при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по капитальному ремонту здания поликлиники № 2 ГАУЗ “БСМП” г. Новотроицка (извещение № 32009236725), частично обоснованной.

2.      Выдать Закупочной комиссии ГАУЗ “Больница скорой медицинской помощи” г. Новотроицка предписание об отмене протокола рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов от 03.07.2020 № 002-32009236725, уведомления участников закупки об отмене указанного протокола и осуществления повторной процедуры рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов без учета п. 23 документации в качестве обязательного.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         ……

 

Члены ……

 

                                                                                                                       ….

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны