Решение №5955 Оренбургское УФАС России вынесло решение в отношении Оренбур... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УСТАНОВИЛА:

26 марта 2013 года в Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх.№2020 к от 26.03.2013 г.) страхового открытого акционерного общества «ВСК» Оренбургский филиал на действия котировочной комиссии заказчика в лице Государственного бюджетного учреждение по управлению транспортом «Автобаза министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области»  при проведении запроса котировок на право заключения контракта на   оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (идентификационный номер <...> -П) (далее – запрос котировок цен, запрос котировок ).                        

 Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом №84  от 18.04.2013 г. возбудило производство по делу №07-16-27/2013 в отношении закрытого акционерного общества «МАКС» в городе Оренбурге по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженных в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО владельцев транспортных ГБУ УТ «Автобаза министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области», которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.                                          

На заседании Комиссии Оренбургского УФАС России представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в жалобе, и письменные пояснения по делу №07-16-27/2013 исх. №489 от 06.06.2013 г.

Представитель заявителя, считает, что ЗАО «МАКС» совершило действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, которые нарушают часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».      

На заседании комиссии представитель заявителя указал, что участник закупки ЗАО "МАКС" предложил цену контракта - 329 182 (триста двадцать девять тысяч сто восемьдесят два) рубля 62 копейки. Предложенная цена контракта не соответствует экономически обоснованной цене контракта, т.к. не учитывает опубликованных сведений (сумм страховых премий и коэффициентов) по каждому автомобилю и расчёт произведен в нарушение норм Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40 (далее -  Закона об ОСАГО) и ФЗ «О защите конкуренции».     

Котировочная комиссия в составе членов заказчика и Уполномоченного органа - Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в соответствии с частью 3 Статьи 47 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов», согласно протоколу №0153200000213001 100-П от 13.03.2013, допустила участника с предложением необоснованно низкой цены финансовой услуги.

Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии и в своих письменных пояснениях вменяемые нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснил  следующее: 27.02.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru был объявлен запрос котировок на оказание услуг по ОСАГО владельцев ТС ГБУ УТ «Автобаза министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области» с начальной ценой контракта 340408, 07 руб. Указал, что при  расчёте цены контракта, при проверке обоснованной начальной (максимальной) цены контракта выяснилось, что при суммировании страховой премии по каждому транспортному средству начальная цена контракта составила 336777 (триста тридцать шесть тысяч семьсот семьдесят семь) рублей 16 копеек. Кроме того пояснил, что в обосновании начальной (максимальной) цены контракта транспортное средство LADA 21074 государственный регистрационный номер ТО82НА56, год выпуска 2011 указывается 2 раза (позиция №40 и №49). Поскольку ответственность по одному отдельному ТС может быть застрахована только по одному договору ОСАГО, соответственно из расчёта цены контракта ЗАО «МАКС» была удалена позиция  №49 на премию 7594 (семь тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 54 копейки. Таким образом, цена контракта, предлагаемая ЗАО «МАКС» составила 329 182 (триста двадцать тысяч сто восемьдесят два) рубля 62 копейки.  

Представитель заинтересованного лица – заказчик пояснил, что в техническом задании по запросу котировок (приложение №1 к извещению о проведении запроса котировочной цены)  допущены опечатки, информация была составлена некорректно. Ошибки в части расчёта размера страховой премии по 62 транспортным средствам в техническом задании  носили технический характер.

            Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ) среди дополнительных видов деятельности ЗАО «МАКС», значатся прочие виды страхования, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ и специальным разрешением (лицензией), получаемым в установленном законодательством РФ порядке. Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ ЗАО «МАКС» имеет филиал в городе Оренбурге. ЗАО «МАКС» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия С № 1427 77 на осуществление страхования, а также лицензия С № 1427 77 – 14 на вид страхования ОСАГО.

Согласно п.3.1 статьи 3 Устава СОАО «ВСК», утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» от 05.07.2012 г. (далее – Устав) основной целью Компании является получение прибыли за счёт проведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно статье 4 Устава СОАО «ВСК», предметом деятельности Компании является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства (п.4.1). Согласно разделу «Сведения о филиалах юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ Страховое открытое акционерное общество «ВСК» имеет филиал в г.Оренбурге.

Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия С №0621 77 на осуществление страхования, и лицензия С №0621 77-14   на вид страхования ОСАГО.

 Таким образом, ЗАО «МАКС» и СОАО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО, на территории города Оренбурга и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27 февраля 2013 года было опубликовано извещение №0153200000213001100 согласно которому, Государственному бюджетному учреждению по управлению транспортом «Автобаза министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области» требуется оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств.   

  В соответствии с извещением  предметом контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком автотранспорта, приведённом в таблице.  Одним из критериев оценки заявок на участие в указанном конкурсе являлась цена контракта, предлагаемая его участниками.

Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта 340 408 (триста сорок тысяч четыреста восемь) рублей 07 (семь) копеек. Заявки на участие в запросе котировок подали 7 следующих страховых компаний: ОАО СОАО «ВСК», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «БИН Страхование», ЗАО «МАКС», ЗАО «ГУТА-Страхование», ОАО «СОГАЗ», Представительство и филиал ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области.    

В заявках, представленных участниками размещения заказа цена контракта составила: ООО «БИН Страхование» - 340 408,07 руб., ОАО «АльфаСтрахование» - 340 408,07 руб., ЗАО «МАКС» - 329 189,62 руб., ОАО СОАО «ВСК» - 336 777,24 руб., ЗАО «ГУТА - Страхование» - 340 408,07 руб., Представительство и филиал общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Оренбургской области – 327 429,45 руб., ОАО «СОГАЗ» - 336 995,25 руб..

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок №0153200000213001100-П от 13.03.2013 Представительству и филиалу ООО «Росгосстрах» в Оренбургской области было отказано в допуске к участию в запросе котировок цен поскольку по причине не соответствия котировочной заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, поскольку филиал не является юридическим лицом. Остальные 6 страховых компаний были допущены к участию в запросе котировок.

Изучив представленные расчёты цены контракта, Комиссия установила, что расхождения в расчётах цены контракта заявителя и ответчика произошли по причине того, что участник закупки ЗАО "МАКС" предложив цену контракта - 329 182 руб. 62 коп., учитывал опубликованные заказчиком в техническом задании Приложения №1 к извещению о проведении запроса котировочной цены сведения (сумм страховых премий и коэффициентов) не по всем 62 транспортным средствам. ЗАО «МАКС» была удалена позиция  № 49 на премию 7594,54 (семь тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 54 копейки.

В технической части заказчиком опубликован расчёт, в котором указана сумма страховой премии и проведены необходимые расчёты по каждому из 62 транспортных средств. Как следует из устных пояснений заказчика в заседании Комиссии транспортное средство LADA 21074 государственный регистрационный номер ТО82НА56, год выпуска 2011 в техническом задании приложения №1 к извещению о проведении запроса котировок цены указывается заказчиком 2 раза (позиция №40 и №49). В результате указанной технической ошибки специалиста информация  была составлена некорректно, изменения в техническое задания не вносились. 

    ОАО СОАО «ВСК» так же произвёл  расчёт суммы страховой премии по каждому из 62 автомобилей  и цена контракта составила - 336 777, 24 рублей.

Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002г. №40-ФЗ (далее – Закон об ОСАГО) определены условия и порядок обязательного страхования. 

  Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Как следует из пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно п.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 расчёт страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщённых страхователем. Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчёт страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчёт.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением №739 – цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

Ответчик в своей заявке на участие в запросе котировок представил сведения о цене контракта не соответствующей требованиям  технического задания приложения №1 к извещению о проведении запроса котировок цены.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №94)  комиссия по запросу котировок рассматривает заявки на участие в запросе котировок на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок цен.

Ответчиком, вместе с тем при наличии указанной в техническом задании информации, был самостоятельно произведён расчёт страховой премии, была удалена позиция  №49 на премию 7594 (семь тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 54 копейки, в нарушение части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в результате чего произошло занижение цены контракта. Обоснований правомерности  расчёта размера страховой премии, при которой одна из позиций (№49), установленная заказчиком в техническом задании извещения была удалена ЗАО «МАКС», в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено.

По итогам проведения запроса котировок, согласно Приложению №4 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок №0153200000213001100-П от 13.03.2013 победителем признано ЗАО "МАКС" с ценой государственного контракта  329 182 руб.62 коп.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что  ЗАО "МАКС", рассчитав цену контракта в размере 329 182,62 руб., располагая информацией, размещённой в техническом задании,  необоснованно снизило размер страховой премии путём удаления позиция  №49 - LADA 21074 государственный регистрационный номер ТО82НА56, год выпуска 2011 на премию 7594 (семь тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля 54 копейки, и, тем самым незаконно получил преимущество перед другими участниками запроса котировок. 

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками запроса котировок цен действиями ЗАО "МАКС" в лице Оренбургского филиала, следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и ОАО СОАО «ВСК», которое в результате действий ЗАО «МАКС» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения запроса котировок.

 Таким образом, рассматриваемые действия ЗАО "МАКС" при участии в запросе котировок на право заключения контракта на   оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (идентификационный номер <...> -П) в соответствии со списком автотранспорта, приведённом в техническом задании приложения №1 к извещению о проведении запроса котировочной цены, содержат нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в недобросовестной конкуренции, а именно в  необоснованном занижении цены контракта при размещении заказа при подготовке заявок при размещении заказа на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (идентификационный номер <...> -П).

  Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                     

РЕШИЛА:

         1. Признать  закрытое акционерное общество "Московская акционерная страховая компания" (ЗАО "МАКС") в лице Оренбургского филиала  нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

         2. Выдать закрытому акционерному обществу "Московская акционерная страховая компания" в лице Оренбургского филиала предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно при подготовке заявок на размещение заказов на право заключения контрактов (договоров) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств производить расчёт цены контракта  применять ставки и (или) коэффициенты в соответствии с требованиями, установленным в извещении о запросе котировок, установленной Заказчиком и действующим законодательством.

         3. Материалы дела передать должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "Московская акционерная страховая компания"  в лице Оренбургского филиала в соответствии со статьёй 14.33 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                    

Члены Комиссии

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 «24» июня 2013 г.                                                                                             г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской       области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

<...> – председателя  Комиссии, заместителя руководителя Управления;

<...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

<...> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

<...> -  члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

         руководствуясь статьей 23, частью 1, статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» на основании своего решения от 21.06.2013 г. по делу № 07-16-27/2013 о нарушении ЗАО "МАКС" в лице Оренбургского филиала части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в недобросовестной конкуренции, путём занижения цены контракта при подготовке котировочной заявки при размещении заказа на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (идентификационный номер <...> -П),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ЗАО «МАКС» в лице Оренбургского филиала не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при подготовке котировочных заявок при размещении заказа на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применять ставки и (или) коэффициенты в соответствии с действующим законодательством и требованиями извещения о запросе котировок цен, установленными Заказчиком и действующим законодательством, для чего:

 - в срок до «01» августа 2013 года среди работников филиала ЗАО "МАКС" в городе Оренбурге, отвечающих за подготовку котировочных заявок при размещении заказа на оказание услуг при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, провести разъяснительную работу, направленную на соблюдение действующего законодательства и требованиям, установленным в извещении о запросе котировок, установленной Заказчиком и действующим законодательством,  довести до сведения сотрудников Оренбургского филиала  ЗАО "МАКС" содержание Решения от 24.06.2013 г. по делу № 07-16-27/2013 и данное Предписание.   

  2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области до 6 августа

2013 г.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

Члены Комиссии                                                                                      

                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны