Определение №б/н "Лучшая плитка и керамогранит в городе" от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ………., рассмотрев, представленные материалы по признакам нарушения требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), содержащихся в рекламе распространяемой на заднем стекле маршрутного автобуса № 26 с государственным регистрационным номером Т561МО 56,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России 15.11.2022г. с вх. №10291 поступило обращение физ. лица, по факту распространения на заднем стекле маршрутного автобуса № 26 с государственным регистрационным номером …. рекламы следующего содержания: «Дом кафеля. Лучшая плитка и керамогранит в городе* по мнению владельца магазина. Пр. Автоматики 12 В2, 40-41-14». 

По мнению заявителя рекламная информация распространяется с признаками нарушения законодательства о рекламе, так как не указываются основания почему данный товар лучше других.

Данная информация по смыслу части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: она предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Объектом рекламирования в данном случае являются товары – плитка и керамогранит, реализуемые магазином «Дом кафеля».

Анализ представленных материалов и действующего законодательства показал следующее.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, может считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

В рассматриваемой рекламе используется утверждение: «Лучшая плитка и керамогранит в городе», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Имеющаяся в спорной рекламе сноска: «По мнению владельца магазина» не может признаваться объективным подтверждением, в связи с тем, что владелец магазина является заинтересованным лицом в продвижении своего товара.

Для утверждений о продавце и потребителях рекламируемого товара, как имеющих статус «лучшие» перед другими продавцами и потребителями, необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком превосходстве.

Представленными пояснениями не доказано, что рекламируемый товар (плитка и керамогранит) является лучшим в городе, отсутствует критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, ввиду чего в рекламе усматриваются признаки нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Исходя из содержания части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение указанных требований, несет рекламодатель.

Рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Оренбургским УФАС России установлено, что деятельность магазина «Дом кафеля» осуществляет ИП Т.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Т. является торговля розничная прочими строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах.

Кроме того, Оренбургскому УФАС России известно, что спорная реклама, распространяемая на заднем стекле маршрутного автобуса №26, размещалась в соответствии с Договором заключенным между ИП К. (исполнитель) и ИП Т. (заказчик) от 25.01.2018г. №… на размещение рекламно-информационных материалов.

Согласно предмету указанного Договора ИП Т. (заказчик) поручает, а ИП К. (исполнитель) принимает на себя обязанность по изготовлению собственными и (или) привлеченными силами и размещению рекламных и (или) рекламно-информационных материалов ИП Т. (заказчика) с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств, в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим Договором и Приложениями к нему, являющихся его неотъемлемой частью.

Согласно п. 2.1.2 данного Договора, заказчик (ИП Т.) обязан предоставить утвержденный оригинал-макет, необходимый для изготовления размещаемых рекламных материалов не менее, чем за 15 календарных дней до момента их размещения, согласно условиям настоящего Договора и его Приложений.

Исходя из изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы следует считать ИП Т.

Следовательно, в действиях ИП Т. усматриваются признаки нарушения требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» №38-Ф3 от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 24 и 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу №056/05/5-876/2022 по признакам нарушения требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Признать лицами участвующими в деле:

- в качестве заявителя – А.А.

  - в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Т.

3. Назначить дело №056/05/5-876/2022 к рассмотрению на «12» января 2023 года в 14 часов 30 минут (местное время).

4. ИП Т. в срок до «12» января 2023 года надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области:

  - копию выписки из Единого Государственного Реестра Индивидуальных предпринимателей;

  - копию паспорта ИП Т., включая страницу с регистрацией;

  - документальное и объективное подтверждение рассматриваемой рекламной информации;

  - иные пояснения, которые по вашему мнению будут иметь значение для разрешения дела.

       В случае, если какой-либо пункт не реализован (отсутствует), необходимо указать причину отсутствия данных документов или сведений.

 

Обращаем внимание*, что в Оренбургском УФАС России предусмотрена возможность принять участие в рассмотрении дела в режиме видеоконференцсвязи.

Для участия в рассмотрении дела в режиме видеоконференцсвязи необходимо за 1 рабочий день направить в адрес Оренбургского УФАС России (по e-mail: to56@fas.gov.ru) ходатайство с указанием ваших данных: ФИО, номер телефона, адрес эл. почты.

В назначенное время необходимо перейти по ссылке:

Для участия по делу в формате видеоконференцсвязи, стороны в обязательном порядке должны при себе иметь документы, подтверждающие личность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны