Определение №б/н Реклама медицинских услуг от 12 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ……, рассмотрев, представленные материалы по признакам нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), содержащихся в контекстной рекламе распространяемой посредством «Яндекс.Директ»,
УСТАНОВИЛА:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 28.06.2022г. с вх. №6126 поступило заявление А.А. по факту распространения посредством поисковой системы «Яндекс» контекстной рекламы следующего содержания: «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Чебоксары. Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните!».
«Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».
«Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».
По мнению заявителя указанная реклама распространяется с признаками нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».
Оренбургским УФАС России определено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – медицинским услугам по избавлению от алкогольной зависимости. Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.
Статьей 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе - реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Согласно п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
По смыслу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
При этом п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением правительства РФ от 01.06.2021г. №852, установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии с утвержденным пакетом документов.
В свою очередь в соответствии с п. 11 Положения при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "а" - "е" пункта 8 настоящего Положения сведения (документы).
Согласно имеющимся материалам, Оренбургским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась в рамках договоров, заключённых между ООО «Яндекс» и физическим лицом А.И. (далее - «Рекламодатель 1»); ООО «Яндекс» и ООО «Инфомед» (далее - «Рекламодатель 2»); ООО «Яндекс» и физическим лицом А.Ш. (далее - «Рекламодатель 3»); на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»). Договоры между Яндексом и рекламодателями заключены посредством акцепта Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты (подтверждается счетами, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами).
Пунктом 3.3. Оферты установлено, что Рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование Рекламной кампании, в том числе составление/изменение Рекламных объявлений, подбор ключевых слов, в соответствии с установленной формой в подразделе «Создать кампанию» сайта Яндекс.Директ или соответствующей прикладной программы (в том числе для мобильных устройств) с учетом всех требований, определенных Офертой, если иное не согласовано Сторонами по договору дополнительно.
В соответствии с п. 3.3.1. Оферты доступ к указанной форме для создания Рекламной кампании Рекламодателю предоставляется через Клиентский веб-интерфейс после авторизации в качестве зарегистрированного пользователя Сайта Яндекс.ру (в том числе через соответствующие прикладные программы (включая программы для мобильных устройств) путем ввода логина и пароля Рекламодателя.
При этом согласно Правилам размещения рекламы на Яндексе при размещении рекламы медицинских услуг копия лицензии на осуществление указанной деятельности должна быть предоставлена в службу размещения до момента начала размещения рекламы.
ООО «Яндекс» представило копии лицензий, предоставленных ему рекламодателем 1 (А. И.) в рамках кампании по размещению спорной рекламы: Лицензия №ЛО-77-01-005412 от 02.11.2012г. выдана ООО «Гиппократ» (ОГРН 1067746561200), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 115612, г. Москва, ул. Ключевая, д. 24, корп. 1 (согласно Приложению №1 к Лицензии).
Рекламодателями 2 и 3 (ООО «Инфомед» и А. Ш.) в адрес ООО «Яндекс» в рамках кампании по размещению спорной рекламы, были представлены: Лицензия №ЛО-63-01-005859 от 24.11.2021г. выданная ООО «Медлайт» (ИНН 6318064705), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 443058, Самарская обл., Советский р-н, г. Самара, переулок Приволжский, д. 7, эт. 3, ком. 46, 49. Лицензия №ЛО-36-01-004383 от 20.10.2021г. выдана ООО «МЕДЛАЙТ» (ИНН 3666251605), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 394016, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 74Б.
Копий лицензий, дающих право осуществлять медицинскую деятельность по какому-либо адресу в г. Чебоксары, в Тюменской области, г. Тюмени, Оренбургской области, г. Оренбурге в материалы дела не представлено.
Кроме того, исходя из текста спорной рекламы, услуги по избавлению от алкогольной зависимости оказываются на территории г. Чебоксары, г. Тюмени, г. Оренбурга: «…Чебоксары. Выведение из запоя…»; «…вывод из запоя в Тюмени…»; «…вывод из запоя в Оренбурге…».
Контекстная реклама, распространяемая посредством поисковой системы «Яндекс» воспринимается потребителями рекламы и посетителями сайтов буквально и дает основание полагать, что услуги по избавлению от алкогольной зависимости оказываются, в том числе, на территории г. Чебоксары, г. Тюмени, г. Оренбурга.
Учитывая вышеизложенное, при распространении спорной рекламы усматриваются признаки нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».
Ответственность за нарушение указанных требований, в соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона, несут: рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.5, п. 7 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из материалов дела рекламодателями спорной рекламы определены: А.И., ООО «ИНФОМЕД» (ИНН 6163221060 ОГРН 1206100034238, юр. адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, д. 64-66 литер Д, оф.1) и А.Ш.
Рекламораспространителем определено - ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193; ИНН 7736207543; юр. адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16).
Следовательно, в действиях указанных лиц при распространении спорной рекламы усматриваются признаки нарушения требований, установленных пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Учитывая, что указанные лица и хозяйствующие субъекты зарегистрированы не на территории Оренбургской области, ФАС России в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года, наделила Оренбургское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс.Директ» контекстной рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 5, 7, 24 и 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 056/05/7-598/2022 по признакам нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.
2. Признать лицами участвующими в деле:
в качестве заявителя:
- А.А.;
в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
- А.И.;
- ООО «ИНФОМЕД» (ИНН 6163221060 ОГРН 1206100034238, юр. адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, д. 64-66 литер Д, оф.1);
- А. Ш.;
- ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193; ИНН 7736207543; юр. адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16).
3. Назначить дело № 056/05/7-598/2022 к рассмотрению на «14» сентября 2022 года в 14 часов 30 минут (местное время).