Определение №б/н Реклама медицинских услуг от 12 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ……, рассмотрев, представленные материалы по признакам нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), содержащихся в контекстной рекламе распространяемой посредством «Яндекс.Директ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 28.06.2022г. с вх. №6126 поступило заявление А.А. по факту распространения посредством поисковой системы «Яндекс» контекстной рекламы следующего содержания: «Вывод из запоя 24/7 на дому за 6.500 руб. Позвоните нам! – Не ждите! Выезд во все районы! Чебоксары. Выведение из запоя. Выезд за 30 мин! все районы. Фикс. цены. Анонимно. Поможем! Звоните!».

«Вывод из запоя в Тюмени – Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».

«Вывод из запоя в Оренбурге! Анонимная помощь! Вывод из запоя на дому и в клинике. Передовые методы, импортные капельницы. Срочно!».

По мнению заявителя указанная реклама распространяется с признаками нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Оренбургским УФАС России определено, что рассматриваемая информация является рекламой по смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – медицинским услугам по избавлению от алкогольной зависимости.  Следовательно, на нее распространяются требования указанного закона.    

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» определены общие требования к рекламе - реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Согласно п.7 ст.7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

По смыслу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление медицинской деятельности требуется лицензия (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

При этом п. 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением правительства РФ от 01.06.2021г. №852, установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии с утвержденным пакетом документов.

В свою очередь в соответствии с п. 11 Положения при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "а" - "е" пункта 8 настоящего Положения сведения (документы).

Согласно имеющимся материалам, Оренбургским УФАС России установлено, что спорная реклама размещалась в рамках договоров, заключённых между ООО  «Яндекс» и физическим лицом А.И. (далее - «Рекламодатель 1»); ООО «Яндекс» и ООО «Инфомед» (далее - «Рекламодатель 2»); ООО «Яндекс» и физическим лицом А.Ш. (далее - «Рекламодатель 3»); на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»). Договоры между Яндексом и рекламодателями заключены посредством акцепта Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты (подтверждается счетами, актами об оказанных услугах и счетами-фактурами).

Пунктом 3.3. Оферты установлено, что Рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирование Рекламной кампании, в том числе составление/изменение Рекламных объявлений, подбор ключевых слов, в соответствии с установленной формой в подразделе «Создать кампанию» сайта Яндекс.Директ или соответствующей прикладной программы (в том числе для мобильных устройств) с учетом всех требований, определенных Офертой, если иное не согласовано Сторонами по договору дополнительно.

В соответствии с п. 3.3.1. Оферты доступ к указанной форме для создания Рекламной кампании Рекламодателю предоставляется через Клиентский веб-интерфейс после авторизации в качестве зарегистрированного пользователя Сайта Яндекс.ру (в том числе через соответствующие прикладные программы (включая программы для мобильных устройств) путем ввода логина и пароля Рекламодателя.

При этом согласно Правилам размещения рекламы на Яндексе при размещении рекламы медицинских услуг копия лицензии на осуществление указанной деятельности должна быть предоставлена в службу размещения до момента начала размещения рекламы.

ООО «Яндекс» представило копии лицензий, предоставленных ему рекламодателем 1 (А. И.) в рамках кампании по размещению спорной рекламы: Лицензия №ЛО-77-01-005412 от 02.11.2012г. выдана ООО «Гиппократ» (ОГРН 1067746561200), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 115612, г. Москва, ул. Ключевая, д. 24, корп. 1 (согласно Приложению №1 к Лицензии).

Рекламодателями 2 и 3 (ООО «Инфомед» и А. Ш.) в адрес ООО «Яндекс» в рамках кампании по размещению спорной рекламы, были представлены: Лицензия №ЛО-63-01-005859 от 24.11.2021г. выданная ООО «Медлайт» (ИНН 6318064705), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 443058, Самарская обл., Советский р-н,  г. Самара, переулок Приволжский, д. 7, эт. 3, ком. 46, 49. Лицензия №ЛО-36-01-004383 от 20.10.2021г. выдана ООО «МЕДЛАЙТ» (ИНН 3666251605), место нахождения и место осуществления лицензируемого вида деятельности: 394016, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 74Б.

Копий лицензий, дающих право осуществлять медицинскую деятельность по какому-либо адресу в г. Чебоксары, в Тюменской области, г. Тюмени, Оренбургской области, г. Оренбурге в материалы дела не представлено.

Кроме того, исходя из текста спорной рекламы, услуги по избавлению от алкогольной зависимости оказываются на территории г. Чебоксары, г. Тюмени,                          г. Оренбурга: «…Чебоксары. Выведение из запоя…»; «…вывод из запоя в Тюмени…»; «…вывод из запоя в Оренбурге…».

Контекстная реклама, распространяемая посредством поисковой системы «Яндекс» воспринимается потребителями рекламы и посетителями сайтов буквально и дает основание полагать, что услуги по избавлению от алкогольной зависимости оказываются, в том числе, на территории г. Чебоксары, г. Тюмени, г. Оренбурга.

Учитывая вышеизложенное, при распространении спорной рекламы усматриваются признаки нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Ответственность за нарушение указанных требований, в соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона, несут: рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно п.5, п. 7 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из материалов дела рекламодателями спорной рекламы определены: А.И., ООО «ИНФОМЕД» (ИНН 6163221060 ОГРН 1206100034238, юр. адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, д. 64-66 литер Д, оф.1) и А.Ш.

Рекламораспространителем определено - ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193; ИНН 7736207543; юр. адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16).

Следовательно, в действиях указанных лиц при распространении спорной рекламы усматриваются признаки нарушения требований, установленных пунктом 7 статьи 7                     ФЗ «О рекламе».

Учитывая, что указанные лица и хозяйствующие субъекты зарегистрированы не на территории Оренбургской области, ФАС России в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года, наделила Оренбургское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения в поисковой системе «Яндекс.Директ» контекстной рекламы медицинских услуг без соответствующей лицензии.

Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 5, 7, 24 и 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 056/05/7-598/2022 по признакам нарушения требований, установленных п. 7 ст. 7 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Признать лицами участвующими в деле:

           в качестве заявителя:

          - А.А.;

           в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

 - А.И.;

 - ООО «ИНФОМЕД» (ИНН 6163221060 ОГРН 1206100034238, юр. адрес: 344002, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Ульяновская, д. 64-66 литер Д, оф.1);

- А. Ш.;

- ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193; ИНН 7736207543; юр. адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, 16).

3. Назначить дело № 056/05/7-598/2022 к рассмотрению на «14» сентября 2022 года в 14 часов 30 минут (местное время).

Связанные организации

Связанные организации не указаны