Решение №8324 Решение по делу № 056/07/3-1045/2019 от 23 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – «…»; членов Комиссии: «…»,

в отсутствие представителей ООО «ДНК-Технология», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» - «…» (доверенность от 19.08.2019 г.),

рассмотрев жалобу ООО «ДНК-Технология» на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку прибора для проведения полимеразно - цепной реакции в режиме реального времени роторного типа для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (извещение № 31908093537),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (исх.№101 от 08.08.2019 г.; вх.№7155к от 09.08.2019 г.) ООО «ДНК-Технология» (117587, г.Москва, Варшавское ш., д.125Ж, корп.6, эт.5, комн.14) (далее - заявитель) на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (460000, г.Оренбург, ул.Кирова, д.48) (далее - организатор торгов, заказчик, ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку прибора для проведения полимеразно - цепной реакции в режиме реального времени роторного типа для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (извещение № 31908093537).

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.

В порядке ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции» заявителю направлено уведомление (исх. №8098 от 14.08.2019г.) о принятии жалобы к рассмотрению, организатору торгов выставлено требование (исх. №8099 от 14.08.2019г.) о приостановлении открытого аукциона в электронной форме до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Из содержания жалобы следует, что при составлении документации по закупке заказчиком нарушены требования действующего законодательства.

Рассмотрение жалобы было назначено на 19.08.2019 г. 12 часов 00 минут, протокольно Комиссией объявлялся перерыв до 20.08.2019 г. 15 часов 00 минут.

До перерыва на заседании Комиссии от заявителя приняли участие три представителя по доверенности (представлены в материалы дела), которые поддержали доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.

Представитель ответчика на заседании Комиссии не согласилась с доводами жалобы, представила письменные пояснения (исх. №56-20/09-4150-2019 от 20.08.2019г.) и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее–Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

1. По мнению заявителя, в нарушение принципа, предусмотренного п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках, а также ст.17 Закона о защите конкуренции, заявленные заказчиком в документации о закупке характеристики товара соответствуют характеристикам исключительно одного зарегистрированного на территории РФ прибора Rotor-Gene Q 6plex, производства компании Qiagen (Германия), что лишает возможности участия в аукционе производителей иных приборов, в том числе и отечественных. Также заявитель считает, что часть технических характеристик, включенных в техническое задание, не обусловлены особыми функциональными или качественными характеристиками.

12.07.2019 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее – сайт zakupki.gov.ru) заказчиком было размещено извещение №31908093537 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку прибора для проведения полимеразно - цепной реакции в режиме реального времени роторного типа для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области».

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» утверждено Врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «…» 18.03.2014 г., последние изменения внесены 11.07.2018г. (далее - Положение о закупках).

Документация о проведении указанного аукциона утверждена главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» «…» 12.07.2019г. (далее – документация).

Предмет закупки сформулирован в п.2.1 документации: прибор для проведения полимеразно-цепной реакции в режиме реального времени роторного типа.

В техническом задании, являющимся частью документации, содержатся требования к техническим характеристикам прибора (к поставке необходимы две штуки), а также сведения об адресах доставки оборудования.

Следует отметить, что в документации отсутствует указание на необходимость поставки оборудования конкретного наименования или конкретного производителя.

Представитель заказчика пояснила, что техническим характеристикам, определенным в документации по данной закупке, действительно соответствует прибор конкретного наименования и производителя – Rotor-Gene Q, однако, необходимость закупки указанного оборудования обусловлена потребностью заказчика. Прибор с аналогичными характеристиками был приобретен ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» 14 лет назад (на протяжении всех этих лет использовался Учреждением), зарекомендовал себя с положительной стороны, отличался точностью и качеством результатов, обеспечивал экономию расходных материалов, поскольку позволял проводить достоверные исследования в пробах меньшего объема. Кроме того, исходя из пояснений представителя ответчика, преимуществом указанного прибора является срок службы, все необходимое оборудование для работы с прибором имеется в наличии у заказчика, работники Учреждения обучены работе на приборах роторного типа. Аналогичный прибор планшетного типа использовался ранее заказчиком в работе, но, при своей эксплуатации технически уступает прибору роторного типа.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В материалы дела представлены копии коммерческих предложений трех компаний, территориально расположенных в г.Оренбурге и г.Ижевск, которые указывают, что готовы поставить прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q в количестве 2 штук.

Указанные документы позволяют сделать вывод, что на рынке существует несколько поставщиков, готовых поставить товар в объеме и с техническими характеристиками, установленными заказчиком в документации по данной закупке.

Представители заявителя на заседании Комиссии также пояснили, что на рынке существует множество лиц, поставляющих указанный товар, у ООО «ДНК-Технология» есть возможность приобрести данный прибор, однако, учитывая, что Общество является производителем аналогичного оборудования планшетного типа, такая покупка не выгодна.   

Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №968503 от 02.08.2019г. следует, что на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки: ООО «Дельрус-ЗУРЦ» и ООО «ДНК-Технология». Заявка первого участника допущена к участию, заявка второго – не допущена с обоснованием принятого решения. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

Представители заявителя пояснили, что, формировав заявку на участие в указанном аукционе, ООО «ДНК-Технология» предполагало, что заявка будет отклонена, так как технические характеристики оборудования, предлагаемого Обществом, разнятся с техническими характеристиками, требуемыми заказчику.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, установление в техническом задании документации технических характеристик прибора, подпадающего под характеристики товара конкретного производителя обусловлены потребностью заказчика в закупке указанного оборудования, отвечает целям Закона о закупках (ч.1 ст.1), не нарушает принципы осуществления закупок (учитывая коммерческие предложения поставщиков), установленные ч.1 ст.3 Закона о закупках, а также соответствуют требованиям законодателя (ч.6.1 ст.3 Закона о закупках) к описанию предмета закупки.

Факт невозможности поставить указанный товар ООО «ДНК-Технология», обусловленный не получением в данном случае Обществом прибыли, не является подтверждением создания заказчиком условий, приводящих к недопущению, ограничению, а также устранению конкуренции.

Следовательно, данный довод жалобы заявителя является необоснованным.

2. Заявитель считает, что установление в документации требований, соответствующих товару конкретного иностранного производителя, нарушает положения Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссией установлено, что указанное постановление принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и во исполнение указанного Закона. Вместе с тем, открытый аукцион в электронной форме №31908093537 проводился заказчиком в рамках иного Федерального закона - «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ). Таким образом, требования названного постановления на рассматриваемую конкурентную процедуру не распространяется.

Следовательно, данный довод жалобы заявителя является необоснованным.

3. Из содержания жалобы следует, что заказчиком необоснованно завышена начальная (максимальная) цена договора за единицу товара, указанная цена превышает стоимость аналогичных приборов в 2 раза.

Согласно ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п.5), а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей (п.7).

Начальная (максимальная) цена договора определена заказчиком в размере 6 300 256 (шесть миллионов триста тысяч двести пятьдесят шесть) рублей 00 копеек.

Источником финансирования, согласно п.3 документации, являются средства, поступившие заказчику при осуществлении им приносящей доход деятельности (внебюджетные средства).

Порядок формирования цены договора отражен заказчиком в п.21 документации: цена должна включать в себя компенсацию всех расходов Исполнителя, связанных с исполнением обязательств по условиям настоящего Договора, в том числе: расходы на оказание санитарно-технических услуг, агрегаты малой механизации, расходные материалы, бытовую химию, форменную одежду персонала, иные расходы, связанные с исполнением обязательств по условиям договора; расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, и вознаграждение Исполнителя.

Представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» пояснила, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчиком был проведен анализ рынка, проанализированы коммерческие предложения лиц, готовых поставить требуемый товар. Из коммерческих предложений видно, что были предложены цены: 5 942 400 руб., 6 600 000 руб., 6 358 368 руб. за 2 единицы прибора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в части определения цены заказчиком соблюдены требования Закона о закупках, кроме того, на рынке существуют лица, способные поставить товар по стоимости выше, чем определено заказчиком.

Следует отметить, что 14.08.2019г. с победителем по данной закупке заключен договор поставки на сумму 6 300 256 (шесть миллионов триста тысяч двести пятьдесят шесть) рублей 00 копеек.

Данный довод жалобы заявителя является необоснованным.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация по закупке о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку прибора для проведения полимеразно - цепной реакции в режиме реального времени роторного типа для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» составлена с соблюдением требований действующего законодательства. При проведении открытого аукциона в действиях заказчика не усмотрен факт совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Жалоба ООО «ДНК-Технология» является необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (исх.№101 от 08.08.2019 г.; вх.№7155к от 09.08.2019 г.)  ООО «ДНК-Технология» на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку прибора для проведения полимеразно - цепной реакции в режиме реального времени роторного типа для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (извещение № 31908093537) необоснованной.

2. Снять ограничение, наложенное на закупку уведомлением Оренбургского УФАС России (исх. №8099 от 14.08.2019 г.).

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны