Решение №б/н Реклама признана ненадлежащей, без выдачи предписания от 17 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

……. - председателя Комиссии, временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;       

…….. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

……. - члена Комиссии, специалиста - эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии: … представителя ООО ломбард «АВРОРА» по доверенности №1; представителя ООО «АВРОРА» по доверенности №2,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке осуществления государственного контроля, в целях проверки соблюдения требований, установленных Федеральным законом Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту – Закон о рекламе), на основании статьи 33 ФЗ «О рекламе» сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 05.03.2022г. проведена проверка распространяемой рекламы на территории г. Оренбурга на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки зафиксировано, что на фасаде здания, находящегося по адресу:                  г. Оренбург, ул. Советская, д.46, рядом со входом в магазин-ломбард «Аврора» размещено звукотехническое оборудование (динамик), посредством которого распространяется информация следующего содержания:

«... круглосуточно Аврора меняем старое на новое. Хочешь обновить свой iPhone ноутбук и даже велосипед? Загляни в Аврору. Аврора экономьте на покупках до 70% гарантия на все ломбард Аврора залог под 1,5% в месяц берем все деньги сразу Аврора работаем 24 часа ломбард Аврора выдадим больше денег за ваш товар первый займ 0% Аврора выгодно сдал выгодно купил круглосуточно ломбард Аврора принимаем золото всех проб дорого аврора тысяча товаров скидки от 30 до 80% ломбард Аврора любая сумма в залог ваших вещей ставка 1,5% в месяц ...».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургским УФАС России Определением исх. №4051 от 18.05.2022г. в отношении ООО ломбард «АВРОРА» (ИНН 6321295124), и ООО «АВРОРА» (ИНН 632126527700) было возбуждено дело №056/05/28-358/2022 и назначено к рассмотрению на 09.06.2022г. в 14 часов 30 минут.

В соответствии с п. 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

09.06.2022г. в 14 часов 30 минут в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение настоящего дела. На заседании присутствовала …. представитель ООО ломбард «АВРОРА» по доверенности №1; представитель ООО «АВРОРА» по доверенности №2 и дала ряд пояснений.

Согласно пояснениям представителя между ООО «АВРОРА» и ООО ломбард «АВРОРА» был заключен Договор о совместной деятельности от 01 января 2021г., для осуществления совместной рекламной кампании в срок до 30 июня 2021г. 

 Согласно предмету договора, участники исходя из общих коммерческих интересов, обязуются совместно действовать без образования юр. лица путем объединения денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей в целях расширения сферы услуг, минимизации затрат, поиска новых клиентов и потенциальных покупателей товаров и услуг, повышения качества и конкурентоспособности предоставляемых услуг, а также извлечения прибыли. Участники для выполнения условий настоящего договора осуществляют совместную рекламную кампанию.

  В силу п. 4.2 указанного договора ООО ломбард «АВРОРА» осуществляет запись аудио роликов собственными силами согласно утвержденным каждым из участников макетов.

В соответствии с п. 4.3 договора ООО «АВРОРА» осуществляет трансляцию аудио роликов на собственном оборудовании.

На основании п. 6.1 указанного договора, ответственность за согласование, а также содержание аудио роликов в части оказания финансовых услуг (деятельности ломбарда) несет ООО ломбард «АВРОРА» в соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно п. 6.2 ответственность за согласование, а также содержание аудио роликов в части деятельности комиссионного магазина несет ООО «АВРОРА» в соответствии с действующим законодательством РФ.

Договором о совместной деятельности от 01 января 2021г. был установлен срок распространения спорной рекламы до 30.06.2021г.

В материалы дела ООО «АВРОРА» представлена копия Приказа от 30.06.2021г. о прекращении трансляции аудио роликов и демонтаже оборудования по всем местам осуществления деятельности Федеральной сети «АВРОРА» на территории г. Оренбурга.

Контроль за исполнением данного Приказа возложен на управляющего сетью комиссионных магазинов «АВРОРА» на территории Оренбургской области – …... Однако, по причине халатности управляющего, спорная реклама продолжала транслироваться посредством звукотехнического оборудования. На основании чего, обществом ….. был привлечен к дисциплинарной ответственности. 

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

 На фасаде здания, по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, д.46, рядом со входом в магазин-ломбард «Аврора» размещено звукотехническое оборудование (динамик), посредством которого распространяется информация следующего содержания:                         «...круглосуточно Аврора меняем старое на новое. Хочешь обновить свой iPhone ноутбук и даже велосипед? Загляни в Аврору. Аврора экономьте на покупках до 70% гарантия на все ломбард Аврора залог под 1,5% в месяц берем все деньги сразу Аврора работаем 24 часа ломбард Аврора выдадим больше денег за ваш товар первый займ 0% Аврора выгодно сдал выгодно купил круглосуточно ломбард Аврора принимаем золото всех проб дорого аврора тысяча товаров скидки от 30 до 80% ломбард Аврора любая сумма в залог ваших вещей ставка 1,5% в месяц ...».

Информация, распространяемая посредством звукотехнического оборудования по смыслу части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: она предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – услугам, предоставляемым ломбардом «АВРОРА».

Согласно части 3.2 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, с 25.08.2021 года не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

 Комиссией установлено, что рассматриваемая спорная реклама, в период - март 2022 года, транслируется посредством звукотехнического оборудования - динамика (данный факт не оспаривается представителем сторон), что нарушает вышеуказанные требования и является недопустимым.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

 На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что услуги, рекламируемые посредством звукотехнического оборудования (динамика) являются финансовыми услугами.

 Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

 В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Кроме того, в силу требований части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

 Комиссией установлено, что спорная реклама, распространяемая посредством звукотехнического оборудования (динамика), не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги, а также иные существенные условия, определяющие полную стоимость займа и влияющие на неё (данный факт также не оспаривается представителем ответчиков).

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что реклама транслируемая посредством звукотехнического оборудования (динамика), распространяется в нарушение требований, установленных ч. 3.2 ст. 19, ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 3.2 ст. 19 несет – рекламораспространитель, за нарушение требований                  ч. 3 ст. 28 - рекламодатель, за нарушение требований ч. 1 ст. 28 - и рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что рекламодателем выступает ООО ломбард «АВРОРА» (ИНН 6321295124), а рекламораспространителем ООО «АВРОРА» (ИНН 632126527700).

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении её распространения.

Ввиду того, что выявленное нарушение устранено - ООО «АВРОРА» звукотехническое оборудование (динамик) демонтировано и спорная реклама не транслируется, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать рекламу финансовых услуг, распространяемую посредством звукотехнического оборудования ненадлежащей и нарушающей ч. 3.2 ст. 19, ч. 1, ч. 3                   ст. 28 ФЗ «О рекламе».

 2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

 3. Передать материалы дела №056/05/28-358/2022 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «АВРОРА» и ООО ломбард «АВРОРА» производства по делу об административном правонарушении.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны