Решение №б/н 1. Признать рекламу, распространяемую посредством листовки н... от 11 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

…….. - председателя Комиссии, врио руководителя Управления;

…….. - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

…….- члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

 рассмотрев дело №056/05/28-957/2021, возбужденное в отношении физ. лица по признакам нарушения требований, установленных ч.1 ст.28 ФЗ Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» №38-Ф3 от 13.03.2006 года (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»), содержащимся в рекламе финансовых услуг, распространяемой посредством листовки на информационном стенде остановочного павильона «Магазин» по ул. Центральной г. Оренбурга,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе»  №  38-ФЗ  от 13.03.2006  года  (далее  по  тексту – ФЗ «О рекламе») «05»

июля 2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы                                по     Оренбургской     области     проведена     проверка    рекламы,   размещенной   и распространяемой на территории города Оренбурга, на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о рекламе.

В ходе проверки выявлено, что на информационном стенде остановочного павильона «Магазин» по ул. Центральной г. Оренбурга посредством листовки распространяется информация следующего содержания: «-Кредит под 0,4%      Кредит   наличными   от   20 000    до 100 000р   под   0,4% в день! -   Сроком на год,

частично и досрочное гашение! -Пенсионерам одобрение 100%! -Зачисление на любую карту! -Нужен только паспорт! -Кредитная история не важна, поможем исправить! Тел: 8 (951) 037-74-07». Рядом с указанным текстом расположено поле с QR-кодом со ссылкой для самостоятельного оформления займа.

В ходе проверки наличие информации о лице, оказывающим финансовые услуги в листовке не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургским УФАС России Определением исх.№7823 от 02.09.2021г. в отношении физ лица возбуждено дело №056/05/28-957/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Определением исх. №9478 от 27.10.2021г. к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых в деле обстоятельствах привлечено ООО МКК «ФИНМОЛЛ».

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, ввиду ненадлежащего извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела (Определение исх.№8340 от 21.09.2021г., Определение исх. №9478 от 27.10.2021г.).

Определением исх. № 10098 от 18.11.2021г. рассмотрение дела было приостановлено с целью установления лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе.

Определением исх. №2974 от 08.04.2022г. производство по делу возобновлено и назначено к рассмотрению на 22.04.2022г. 12 часов 30 минут.

22.04.2022г. на заседание Комиссии физ лицо не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Согласно трек-номеру 80087971414575 почтовое отправление 22.04.2022г. вернулось отправителю, ввиду истечения срока хранения.

ООО «ФИНМОЛЛ» участие в заседании не принимало, однако представило запрошенные документы и пояснения.

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство Комиссией установлено следующее.

На информационном стенде остановочного павильона «Магазин» по ул. Центральной г. Оренбурга посредством листовки распространяется информация следующего  содержания: « - Кредит  под 0,4%  Кредит  наличными  от  20 000  до

100 000р под 0,4% в день! - Сроком на год, частично и досрочное гашение!  -  Пенсионерам одобрение 100%! - Зачисление на любую карту! -  Нужен только паспорт! - Кредитная история не важна, поможем исправить! Тел: 8 (951) 037-74-07».

Комиссией определено, что вышеуказанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования –услуге по предоставлению кредита.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 

Комиссией установлено, что реклама, распространяемая посредством листовки, является рекламой финансовых услуг.

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» установлены общие требования к рекламе: она должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Статьей 28 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Так как, в рекламе отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги - отсутствует указание на организационно-правовую форму лица, оказывающего рекламируемые услуги, Комиссия приходит к выводу, что распространение спорной рекламы осуществляется в нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.6, ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией установлено, что по указанному в рекламной листовке QR-коду осуществляется переход на официальную страницу ООО МКК «ФИНМОЛЛ» в сети Интернет с целью самостоятельного заполнения заявки на оформление займа.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО МКК «ФИНМОЛЛ» является денежное посредничество прочее, среди дополнительных видов - предоставление займов и прочих видов кредита.

На основании п.5 Устава ООО МКК «ФИНМОЛЛ» от 10.08.2017г. Общество осуществляет деятельность по привлечению новых клиентов как самостоятельно, так и при содействии третьих лиц (агентов/партнеров). Потенциальные заемщики, привлеченные третьими лицами, самостоятельно заполняют заявку на оформление займа на сайте, принадлежащем Обществу по адресу: https://lnd.msk.finmoll.com/admd/. При этом каждому агенту/партнеру в целях разграничения заявок и последующей выплаты вознаграждения за привлечение заемщика, на общей Интернет-странице Общества присваивается уникальный идентификатор.

Комиссией установлено, что рекламная информация распространяется в интересах ООО МКК «ФИНМОЛЛ».

 

В материалы дела представлена копия Агентского договора №272-2021/г.р. от 29.04.2021г., заключенного между ООО МКК «ФИНМОЛЛ» и физ лицом.

В соответствии с п. 2.1 Договора Агент (физ. лицо) обязуется от имени и за счет Общества осуществлять юридические и иные действия, направленные на заключение и исполнение физическими лицами Договоров займа. Общество, согласно п. 2.4 Договора, обязуется уплатить Агенту вознаграждение в размере и порядке, установленном Договором.

В силу п. 2.3 Договора Агент осуществляет привлечение заёмщиков на территории г. Оренбурга.

При сканировании QR-кода, указанного в спорной рекламе, происходит переход по ссылке, в том числе на посадочную страницу Общества конкретного агента – физ лица,  который   осуществляет    деятельность   по привлечению заемщиков на основании заключенного с ООО МКК «ФИНМОЛЛ» Агентского договора №272-2021/г.р.

Комиссией также установлено, что абонентский номер +79….., указанный в рекламе принадлежит физическому лицу на основании Договора об оказании услуг связи от 01.02.2017г., заключенного с ООО «Т2 Мобайл». В Договоре указаны паспортные данные физ лица.

Имеющиеся в материалах дела копии документов и обстоятельства распространения спорной рекламы в совокупности позволяют Комиссии антимонопольного органа прийти к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является физ лицо.

В адрес физ лица, по месту регистрации: неоднократно направлялись запросы и определения, почтовые отправления возвращались отправителю.

Согласно статье 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что физ. лицо надлежащим образом извещен о возбужденном и рассматриваемом в отношении него производстве.

На основании материалов дела, Комиссия приходит к выводу, что физ лицо в нарушение ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» распространял рекламу финансовых услуг в интересах ООО МКК «ФИНМОЛЛ».

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Ввиду того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорная реклама продолжает распространяться в настоящее время, у Комиссии не имеется оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом

 дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, распространяемую посредством листовки на информационном стенде остановочного павильона «Магазин» по ул. Центральной г. Оренбурга, ненадлежащей, нарушающей требования, установленные ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

        3. Передать материалы дела №056/05/28-957/2021 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении в отношении физ лица производства по делу об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны