Решение №б/н Жалоба признана необоснованной от 8 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (…)., членов Комиссии:

(…)

при участии представителей Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница№1» г. Оренбурга (далее - ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга) (…). (на основании доверенности от 14.07.2022), (…) (на основании доверенности от 14.07.2022).

в отсутствие представителей ООО «Квадрат», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе о возможности дистанционного участия.

рассмотрев жалобу (вх. № 6463 от 07.07.2022) ООО «Квадрат» на действия заказчика ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электростатических очистителей воздуха для обеспечения нужд ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга (Извещение:№ 32211513031),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 6463 от 07.07.2022) ООО «Квадрат» на действия заказчика ГАУЗ «ГКБ №1» города Оренбурга при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электростатических очистителей воздуха для обеспечения нужд ГАУЗ «ГКБ №1» г.Оренбурга  (Извещение: №32211513031).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 12.07.2022 исх. № 5378, организатору закупки от 12.07.2022 исх. № 5379.

Рассмотрение жалобы было назначено на 15.07.2022 в 11 ч. 00 мин, по техническим причинам время рассмотрения жалобы было изменено на 15.07.2022 года в 15 часов 30 минут.

В своей жалобе, Заявитель считает, что при описании объекта закупки все позиции технического задания сформированы под товар единственного производителя – товарный знак TREE модель TREE 100.

Установление данных технических характеристик Заказчиком, ограничивают возможность поставки аналогичных товаров других производителей, ограничивают количество производителей и поставщиков.

Также Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования действующего Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее - Постановления №2013) не использовав информацию о товарах российского производства, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для формирования предмета закупки, чем необоснованно ограничил возможность поставки товаров российского производства.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В Комиссию от ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых Заказчик не согласился с доводами жалобы на основании следующего:

Действующим законодательством не установлены нормативные ограничения в отношении характеристик закупаемого предмета закупки, следовательно, Заказчик был вправе устанавливать такие характеристики, исходя из собственной потребности с соблюдением общих требований Закона о закупках.

Указание Заказчиком на необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе. В рамках Закупки планируется приобретение электростатических очистителей воздуха в количестве 10 штук в операционные Заказчика. При мониторинге рынка электростатических очистителей воздуха, Заказчиком были установлены необходимые параметры, согласно которым техническое обслуживание оборудования должно быть не затратным, был низкий уровень шума, высокий процент очистки воздуха, с одновременной функцией его обеззараживания, облегченный вес и небольшие габариты оборудования, которые позволят обслуживать указанные устройства медперсоналом в операционных, так как в операционных в большинстве своем работают женщины.

Эти свойства и характеристики являются принципиальными для заказчика, так как позволяют использовать именно данный вид электростатических очистителей воздуха в наиболее сложных клинических ситуациях таких как: проведение операционных вмешательств.

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.

По доводу жалобы Заявителя о нарушении требования действующего Постановления №2013, Заказчик пояснил, что письмо Министерства Финансов РФ от 15.01.2021 №24-03-07/1390 «О выполнении минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения» разъясняет, что минимальная доля закупок отечественных товаров достигается через конкурентные и неконкурентные закупки. Заказчик в положении о закупке учитывает необходимость достижения минимальной доли закупок товара российского происхождения и самостоятельно должен определить способы их выполнения. Таким образом Постановление №2013 не устанавливает обязанность заказчика включать в документацию о проведении конкурентной закупки какие-либо требования, ограничения, приоритеты товарам, работам, услугам, которые указаны в данном постановлении, использовать информацию о товарах российского производства, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции для формирования предмета закупки.

Заказчик также сообщил, что заявитель ООО «Квадрат» заявку на участие в указанной закупке не подавал, за разъяснениями по документации, порядка подачи заявки не обращался.

На основании изложенного ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга просит признать жалобу необоснованной.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

29.06.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электростатических очистителей воздуха для обеспечения нужд ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга (Извещение: №32211513031).

Дата начала срока подачи заявок 29.06.2022

Дата окончания срока подачи заявок (по местному времени) 07.07.2022 в 10:00.

Дата подведения итогов 11.07.2022.

Заявитель не является участником данных торгов, однако жалоба подана до окончания срока подачи заявок (07.07.2022 г. в 9 ч. 12 мин), в связи с чем принята к рассмотрению.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга (далее - Положение), утверждено протоколом наблюдательного совета ГАУЗ «ГКБ №1» г.Оренбурга № 6, 15.04.2022 г. и размещено в ЕИС.

Документация аукциона в электронной форме Объект закупки: Поставка электростатических очистителей воздуха для обеспечения нужд ГАУЗ «ГКБ №1» г.Оренбурга (далее – Документация) размещена в ЕИС 29.06.2022 г.

Изучив материалы дела, а также представленные пояснения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Пунктом 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Вместе с тем согласно подпункта 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Разделом вторым «Техническое задание» Документации предусмотрены требования к объекту закупки - Очиститель воздуха электростатический:

Предназначен для очистки и обеззараживания воздуха в помещениях ЛПУ I, II, III и IV категорий в присутствии людей.

Степень очистки воздуха для помещений I категории: не менее 99,9% (показатель неизменный).

Оборудование обеспечивает циркуляцию воздуха с одновременным обеззараживанием и очисткой воздуха.

Производительность циркуляции воздуха: не менее 100 м.куб в час.

Принцип действия: воздействие на микробную клетку (бактерии, вирусы, плесень, аэрозоли (пыль), аллергены) с помощью электрического поля, замыкающегося внутри прибора и фильтрации частиц микронного и субмикронного размера.

Воздухонагнетательный механизм: ионный ветер, создаваемый коронирующим разрядом.

Фильтрация входного воздушного потока с помощью одноступенчатого электростатического фильтра: для частиц минимальным  размером не более 0,02 микрона.

Пластины электростатического фильтра выполнены из алюминиевого сплава, выдерживающего замачивание в емкости и мытье в автоматических моечных машинах моющим средством или дезинфицирующим раствором, обладающим моющими свойствами и не фиксирующим органические загрязнения.

Степень фильтрации: не менее 99,9% для частиц размером не более 0,3 микрона (показатель неизменный).

Режимы управления: автоматический, ручной

Автоматический режим управления обеспечивает включение прибора при нахождении человека в рабочей зоне прибора и выключение его через 30 минут после прекращения его движения.

Установка режима очистки воздуха: автоматическая, ручная

Индикация о необходимости очистки электростатического фильтра.

Суммарная мощность: не более 35 Вт

Защита от поражения электрическим током осуществляется быстродействующим источником высокого напряжения, отключающим напряжение при прикосновении к электродам.                                                                                                      

Габаритные размеры:

- высота не более 430 мм;

--длина  не более  280 мм;

- ширина не более  160 мм.

Масса: не более 5 кг

Время непрерывной работы: не ограничено

Уровень звуковой мощности:  не более 3 дб

Комплект поставки: электростатический фильтр (картридж с электродами)-1 шт. и коронирующая рамка -2 шт.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что технические характеристики поставляемого товара, указанные Заказчиком в Документации, относятся к товарам марки TREE, модель TREE 100, вместе с тем каких-либо указаний на товарный знак Документация не содержит.

В материалы дела Заказчиком представлены обоснованность и целесообразность в приобретении очистителей с техническими характеристиками, установленными в Документации.

Согласно п. 1 Документации участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Следовательно, участником данной закупки могут быть как производители, так и поставщики, любой организационно-правовой формы.

Учитывая обстоятельства дела Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу что Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о невозможности поставки товара, требуемого Заказчиком.

  Нецелесообразность и невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции, не подтверждает сокращения количества участников.

Кроме того, в материалы дела представлены коммерческие предложения трех юридических лиц (ООО «Орен Тендер», ООО «СПРИНГ», ООО «Бионикс»), наличие которых подтверждает возможность поставки очистителей, согласно требованиям Заказчика.

Закон о закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, довод заявителя об установлении технических характеристик товара ограничивающих количество участников является необоснованным.

Согласно письменным пояснениям Заявителя, Заказчиком в Документации устанавливаются требования к характеристикам товара, происходящим из иностранного государства, что нарушает требования постановления №2013.

В соответствии с п. 1 Постановления №2013 установлена, согласно приложению, минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Таким образом, Постановлением №2013 установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения, которая должна достигаться заказчиком при осуществлении закупок за отчетный период.

При этом положениями законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг не установлена обязанность заказчиков по указанию в документации о проведении конкретной закупки сведений, предусмотренных Постановлением №2013.

ФАС России не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований Постановления №2013. С учетом изложенного, Комиссией Оренбургского УФАС России не представляется возможным дать правовую оценку изложенному доводу Заявителя.

Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (вх. № 6463 от 07.07.2022) ООО «Квадрат» на действия заказчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница№1» г. Оренбурга при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку электростатических очистителей воздуха для обеспечения нужд ГАУЗ «ГКБ №1» г. Оренбурга (Извещение: № 32211513031), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение: 32211513031) уведомлением Оренбургского УФАС России 12.07.2022 исх. № 5379.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны