Решение б/н Решение от 16 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по делу № 056/07/3-372/2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:
Председателя Комиссии –
членов Комиссии:
при участии представителей МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» на основании доверенности –и и.о. директора МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» -
при участии
рассмотрев жалобу (вх. № 3403-ЭП/24 от 02.04.2024) ИП Болдырева К.Д. на действия заказчика МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товара (принтер, картридж для принтера) (Извещение № 32413428624),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 3403-ЭП/24 от 02.04.2024) ИП Болдырева К.Д. на действия заказчика МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товара (принтер, картридж для принтера) (Извещение № 32413428624).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции сторонам было направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению от 05.04.2024 исх. № ИБ/2099/24.
Рассмотрение жалобы было назначено 10.04.2024 г. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11.04.2024 г. 16 ч. 00 мин.
Согласно доводам жалобы заявителя, Заказчик установил требование к принтеру: «Объем установленной оперативной памяти: Мбайт не менее 1024». По мнению заявителя, данное требование ограничивает возможность участника предложить альтернативный товар (товар отличный от торговой марки Катюша), что приводит к невозможности подачи заявки и как следствие к ограничению количества участников закупки. Также заявитель, считает некорректным требование заказчика к картриджу: «Совместимость с принтерами Катюша P130/P133p»
В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» в своих пояснениях не согласилось с доводами жалобы.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
26.03.2024 г. МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) разместило извещение № 32413428624 о проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товара (принтер, картридж для принтера).
Дата начала срока подачи заявок 26.03.2024 г.
Дата окончания срока подачи заявок 03.04.2024 г. в 09:00 (по местному времени заказчика).
Дата подведения итогов 08.04.2024 г.
ИП Болдырев К.Д. не являлся участником данных торгов, однако жалоба подана до окончания срока подачи заявок.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС.
Документация аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товара (принтер, картридж для принтера) (далее – Документация) размещена в ЕИС 26.03.2024 г.
Согласно приложению № 2 технического задания Документации, к поставке требуется:
№ п/п |
Наименование |
Характеристики |
Единица измерения характеристики |
Значение характеристики |
Количество |
1 |
Принтер Катюша P130 (1GB), или эквивалент |
Назначение устройства |
|
принтер |
23 |
|
|
Максимальный формат печати
|
|
не менее А4
|
|
|
|
Технология печати - электрографическая (лазерная, светодиодная)
|
|
требуется соответствие |
|
|
|
Цветность печати - монохромная |
|
требуется соответствие |
|
|
|
Скорость печати А4
|
страниц в минуту
|
не менее 33 |
|
|
|
Время выхода первого отпечатка |
секунд
|
не более 7
|
|
|
|
Количество оригинальных черных картриджей, поставляемых с оборудованием
|
штук
|
не менее 1
|
|
|
|
Количество печати страниц в месяц
|
страниц
|
не менее 100 000
|
|
|
|
Ресурс фотобарабана
|
страниц
|
не менее 30 000
|
|
|
|
Максимальное разрешение для монохромной печати
|
точек на дюйм
|
не менее 1200 х 1200 |
|
|
|
Максимальная плотность используемых материалов (бумаги)
|
г/м2 |
не менее 200 |
|
|
|
Наличие функции автоматической двусторонней печати
|
|
требуется соответствие
|
|
|
|
Объем установленной оперативной памяти
|
Мбайт
|
не менее 1024
|
|
|
|
Поддержка ОС - Windows, Linux
|
|
требуется соответствие |
|
|
|
Способ подключения - Ethernet (RJ-45), USB
|
|
требуется соответствие |
|
|
|
Суммарная емкость выходных лотков
|
листов плотностью 75 г/м2
|
не менее 150
|
|
|
|
Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати в комплекте
|
листов плотностью 75 г/м2
|
не менее 260
|
|
|
|
Емкость лотка ручной подачи
|
листов плотностью 75 г/м2
|
не менее 10
|
|
2 |
Оригинальный черный тонер-картридж для принтера Катюша P130 THM131или эквивалент |
Ресурс при 5% заполнении в соответствии со стандартом ISO/IEC 19752:2004
|
страниц
|
не менее 3000
|
23 |
|
|
Совместимость с принтерами Катюша P130/P133p |
|
требуется соответствие |
|
1.Рассматривая довод жалобы неправомерных требованиях по позиции № 1 к принтеру, Комиссия приходит к выводу о признании его необоснованным на основании нижеследующего.
Согласно ч. 6.1, ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Комиссией установлено, что доказательств невозможности поставки эквивалента принтеру Катюша P130 (1GB), с указанными в Документации характеристиками (в частности в отношении такой характеристики как: «Объем установленной оперативной памяти»), в материалы дела не представлено. Довод Заявителя о том, что эквивалентные принтеры с установленным в техническом задании объемом оперативной памяти, стоят гораздо дороже, не свидетельствует о невозможности их поставки, а относится к предпринимательским рискам.
В свою очередь, заказчиком представлены каталоги принтеров, характеристики которых являются эквивалентным указанным в Документации, к примеру принтер Xerox Versalink B400/B405.
Кроме того, Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.
2. Вместе с тем, по результатам анализа довода жалобы о некорректности установленного требования к позиции № 2 картриджу для принтера, Комиссией установлено, что по данной позиции установлено обязательное требование: «Совместимость с принтерами Катюша P130/P133p»
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, выраженные в установлении, в рамках проведения одной закупки, обязательного требования по позиции № 2 Технического задания Документации «Совместимость с принтерами Катюша P130/P133p», лишает потенциальных участников возможности предоставления эквивалентного товара и напрямую нарушает правила описания предмета закупки, установленные в ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу (вх. № 3403-ЭП/24 от 02.04.2024) ИП Болдырева К.Д. на действия заказчика МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» при проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку товара (принтер, картридж для принтера) (Извещение № 32413428624), обоснованной.
2. МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики» выдать предписание, направленное на устранение вывяленных нарушений при проведении конкурса в электронной форме.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.