Решение б/н Решение от 24 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФГБОУ ВО «ОГПУ»
ООО «ОО «Фратрия»
Рассмотрение жалобы состоялось 19 января 2024 г. В полном объеме решение изготовлено 24 января 2024 г. г. Оренбург
Решение по делу № 056/07/3-32/2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:
Председателя Комиссии –,
членов Комиссии:
в отсутствии представителей ФГБОУ ВО «ОГПУ», извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;
при участии представителя ООО «ОО «Фратрия» на основании доверенности –
рассмотрев жалобу (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257).
Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, заявителю, организатору и заказчику закупки было направлено уведомление от 15.01.2024 исх. № ИБ/163/24 о принятии жалобы к рассмотрению.
Рассмотрение жалобы было назначено и состоялось 19.01.2024 г. в 10 ч. 00 мин.
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик, устанавливая на один и тот же критерий разные требования вводит участников закупки в заблуждение, так в таблице № 1 критерия № 2.4 указано: 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
В таблице № 2 того же критерия № 2.4 прописано: оценивается количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом. Помимо этого, имеется расхождение во времени окончания подачи заявок: в ЕИС (11.01.2024 10:00); в конкурсной документации (11.01.2024 08:00).
В соответствии с техническим заданием на оказание услуг по физической охране объектов для оказания услуг требуется 36 охранников на 9 круглосуточных постов.
Между тем, в таблице № 2 «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 1 настоящего документа» заказчик незаконно, оценивает наличие у участников закупки 70 специалистов.
Также, согласно таблице № 2 «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 1 настоящего документа» в показателе оценки № 3 «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» к оценке принимаются контракты, договоры исключительно по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных, научных, либо медицинских организаций, такое требование, по мнению заявителя ограничивает конкуренцию, так как не позволяет подтвердить опыт оказания услуг в других учреждениях.
В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы (№ 481 от 18.01.2024 г.), запрашиваемые Оренбургским УФАС России. В которых они полностью согласились с доводами жалобы указав, что готовы отменить процедуру закупки.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1)информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ОГПУ» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС.
26.12.2023 г. ФГБОУ ВО «ОГПУ» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32313135257 о проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов.
Дата начала срока подачи заявок 26.12.2023 г.
Дата окончания срока подачи заявок 11.01.2024 г. в 10:00 (по местному времени заказчика).
Дата подведения итогов 15.01.2024 г.
Документация конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов (далее – Документация) размещена в ЕИС 26.12.2024 г.
Согласно пп. 3 п. 12 Информационной карты Документации, вторая часть заявки в обязательном порядке должна содержать квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предоставляется в соответствии с Приложением Критерии и порядок оценки заявок.
При этом, на основании пп. 1 п. 11.5 Положения, участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае непредставления в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 11.1 Положения о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
В соответствии с приложением к Документации «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке», установлены следующие не стоимостные критерии:
2.1 «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов»;
2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»;
2.3. «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;
2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации».
В Порядке оценки по критерию 2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации» указано: 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
Одновременно, в таблице «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки», по критерию 2.4 разъяснено: Оценивается количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ГОСТ Р66.0.01-2017) в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.
Комиссия, по результатам анализа порядка оценки и сопоставления заявок, установленного для критерия 2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации», приходит к выводу, что по данному критерию в Документации не однозначно указано по какому принципу и на основании каких подтверждающих документов будут присваиваться баллы, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и может привести к нарушению их прав. Довод жалобы обоснованный.
Рассматривая довод жалобы о расхождении времени окончания подачи заявок в ЕИС и конкурсной документации, Комиссией установлено следующее.
В информационной карте Документации указан срок окончания заявок - 11.01.2024 08:00. В ЕИС срок окончания заявок - 11.01.2024 10:00. Довод жалобы подтвержден и обоснован.
Вместе с тем, Комиссией отмечается, что пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке», регламентировано, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.
В соответствии с критерием 2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта по характеру и объему, а именно: под работами (услугами), связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются работы (услуги) по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных, научных, либо медицинских организаций. Срок исполнения договора (контракта) составляет не менее 6 месяцев. Количество постов по одному контракту (договору) составляет не менее двух.
При отсутствии у предоставленного договора (контракта) совокупности этих условий договор (контракт) к оценке не принимается.
Согласно п.2 ч.2 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Комиссия приходит к выводу, что оценка по критерию «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» только договоров на оказание охранных услуг, оказанных в сфере образовательных, научных, либо медицинских организаций, лишает возможности участников конкурса, не имеющих опыта в указанной сфере, конкурировать по неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт, вынуждая необоснованно снижать предлагаемую цену контракта, предоставляет участнику закупки, обладающему опытом оказания услуг в указанных сферах, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы. В случае, если один из участников показывает этот опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта оказания услуг, сопоставимого с объемом и предметом закупки.
Оказание охранных услуг в иных сферах, также может свидетельствовать о наличие опыта участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема. Довод жалобы обоснованный.
Довод жалобы, о том, что заказчик незаконно, оценивает несоразмерное наличие у участников закупки 70 специалистов, признается обоснованным на основании нижеследующего.
Критерием «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено требование о наличии у участников закупки 70 специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Техническом задании Документации указано, что при оказании охранных услуг требуется организация 9 постов, в каждом из постов должен находиться 1 охранник круглосуточно.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В силу ст. 103 Трудового кодекса РФ, сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Таким образом, для обеспечения круглосуточного функционирования поста охраны, учитывая нормы Трудового кодекса, необходимо 5 сотрудников охраны на каждый пост, что приравнивается к 45 сотрудникам на 9 постов.
Учитывая изложенное, установление критерия о представлении документов на 70 специалистов Комиссией признается избыточным, не соответствующим принципам равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257), обоснованной.
2. ФГБОУ ВО «ОГПУ» выдать предписание, направленное на устранение вывяленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.