Решение б/н Решение от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГБОУ ВО «ОГПУ»

 

 

ООО «ОО «Фратрия»

                                                                                        

Рассмотрение жалобы состоялось 19 января 2024 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 24 января 2024 г.                                         г. Оренбург

 

Решение по делу № 056/07/3-32/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии –,

членов Комиссии:

 

 

в отсутствии представителей ФГБОУ ВО «ОГПУ», извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

при участии представителя ООО «ОО «Фратрия» на основании доверенности –

 

рассмотрев жалобу (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, заявителю, организатору и заказчику закупки было направлено уведомление от 15.01.2024 исх. № ИБ/163/24 о принятии жалобы к рассмотрению.

Рассмотрение жалобы было назначено и состоялось 19.01.2024 г. в 10 ч. 00 мин.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик, устанавливая на один и тот же критерий разные требования вводит участников закупки в заблуждение, так в таблице № 1 критерия № 2.4 указано: 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.

В таблице № 2 того же критерия № 2.4 прописано: оценивается количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом. Помимо этого, имеется расхождение во времени окончания подачи заявок: в ЕИС (11.01.2024 10:00); в конкурсной документации (11.01.2024 08:00).

 В соответствии с техническим заданием на оказание услуг по физической охране объектов для оказания услуг требуется 36 охранников на 9 круглосуточных постов.

Между тем, в таблице № 2 «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 1 настоящего документа» заказчик незаконно, оценивает наличие у участников закупки 70 специалистов.

Также, согласно таблице № 2 «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 1 настоящего документа» в показателе оценки № 3 «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» к оценке принимаются контракты, договоры исключительно по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных, научных, либо медицинских организаций, такое требование, по мнению заявителя ограничивает конкуренцию, так как не позволяет подтвердить опыт оказания услуг в других учреждениях.

В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы (№ 481 от 18.01.2024 г.), запрашиваемые Оренбургским УФАС России. В которых они полностью согласились с доводами жалобы указав, что готовы отменить процедуру закупки.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ОГПУ» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС. 

26.12.2023 г. ФГБОУ ВО «ОГПУ» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32313135257 о проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов.

Дата начала срока подачи заявок 26.12.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 11.01.2024 г. в 10:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов 15.01.2024 г.

Документация конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов (далее – Документация) размещена в ЕИС 26.12.2024 г.

Согласно пп. 3 п. 12 Информационной карты Документации, вторая часть заявки в обязательном порядке должна содержать квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации,  предоставляется в соответствии с Приложением Критерии и порядок оценки заявок.

При этом, на основании пп. 1 п. 11.5 Положения, участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае непредставления в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 11.1 Положения о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

В соответствии с приложением к Документации «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке», установлены следующие не стоимостные критерии:

2.1 «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов»;

2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»;

2.3. «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации».

В Порядке оценки по критерию 2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации» указано: 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.

Одновременно, в таблице «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки», по критерию 2.4 разъяснено: Оценивается количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ГОСТ Р66.0.01-2017) в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.

Комиссия, по результатам анализа порядка оценки и сопоставления заявок, установленного для критерия 2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации», приходит к выводу, что по данному критерию в Документации не однозначно указано по какому принципу и на основании каких подтверждающих документов будут присваиваться баллы, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и может привести к нарушению их прав. Довод жалобы обоснованный.

Рассматривая довод жалобы о расхождении времени окончания подачи заявок в ЕИС и конкурсной документации, Комиссией установлено следующее.

В информационной карте Документации указан срок окончания заявок - 11.01.2024 08:00. В ЕИС срок окончания заявок - 11.01.2024 10:00. Довод жалобы подтвержден и обоснован.

Вместе с тем, Комиссией отмечается, что пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке», регламентировано, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.  

В соответствии с критерием 2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта по характеру и объему, а именно: под работами (услугами), связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются работы (услуги) по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных, научных, либо медицинских организаций. Срок исполнения договора (контракта) составляет не менее 6 месяцев. Количество постов по одному контракту (договору) составляет не менее двух.

При отсутствии у предоставленного договора (контракта) совокупности этих условий договор (контракт) к оценке не принимается.

Согласно п.2 ч.2 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  В соответствии с ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Комиссия приходит к выводу, что оценка по критерию «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» только договоров на оказание охранных услуг, оказанных в сфере образовательных, научных, либо медицинских организаций, лишает возможности участников конкурса, не имеющих опыта в указанной сфере, конкурировать по неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт, вынуждая необоснованно снижать предлагаемую цену контракта, предоставляет участнику закупки, обладающему опытом оказания услуг в указанных сферах, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы. В случае, если один из участников показывает этот опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта оказания услуг, сопоставимого с объемом и предметом закупки.

Оказание охранных услуг в иных сферах, также может свидетельствовать о наличие опыта участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема. Довод жалобы обоснованный.

Довод жалобы, о том, что заказчик незаконно, оценивает несоразмерное наличие у участников закупки 70 специалистов, признается обоснованным на основании нижеследующего.

Критерием «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено требование о наличии у участников закупки 70 специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В Техническом задании Документации указано, что при оказании охранных услуг требуется организация 9 постов, в каждом из постов должен находиться 1 охранник круглосуточно.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В силу ст. 103 Трудового кодекса РФ, сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Таким образом, для обеспечения круглосуточного функционирования поста охраны, учитывая нормы Трудового кодекса, необходимо 5 сотрудников охраны на каждый пост, что приравнивается к 45 сотрудникам на 9 постов.

Учитывая изложенное, установление критерия о представлении документов на 70 специалистов Комиссией признается избыточным, не соответствующим принципам равноправия, справедливости, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу (вх. № 130-ЭП/24 от 10.01.2024) ООО «ОО «Фратрия» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257), обоснованной.

2. ФГБОУ ВО «ОГПУ» выдать предписание, направленное на устранение вывяленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны