Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-09/2012 от 8 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>
в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),
<…><…><…><…>
рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и №96-п от 12.07.2011г.).
УСТАНОВИЛА:
По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.
16.05.2011г. Администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».
12.07.2011г. Администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».
В действиях Администрации м/о Новосергиевский район Оренбургской области были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».
Приказом руководителя Оренбургского УФАС России № 78 от 28.05.2012 возбуждено дело № 06-05-09/2012.
Определением о назначении дела № 06-05-09/2012 от 28 мая 2012г. рассмотрение дела назначено на 09 июня 2012г.
В ходе рассмотрения дела Представитель ответчика пояснил следующее.
Принятие постановления от 16.05.2011г. № 65-п и постановления от 12.07.2011г. № 96-п вызвано многочисленными заявлениями самих индивидуальных предпринимателей осуществляющих торговлю о том, что со стоны работников ГИБДД к ним предъявляются требования об освобождении мест определенных для торговли, но не предназначенных для стоянки автотранспорта. Данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что истек срок их действия: постановление от 16.05.2011 № 65 от 16.05.2011г., постановления от 12.07.2011г. № 96-п осенний период 2011г.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения стороны, комиссия пришла к следующему.
16.05.2011г. Администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».
Согласно п.1 Постановления №65-п от 16.05.2011г. на период с 05.05.2011г. по 01.11.2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет:
- автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест;
- площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест.
Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.
1.2. 12.07.2011г. Администрацией муниципального образования
Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».
Согласно п.1 Постановления №96-п от 12.07.2011г. на летне-осенний период 2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет: автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест; площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест. Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.
Между тем, статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в т.ч. вопрос о создании условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. №65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно ч.1 ст.8 указанного закона торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В указанных выше Постановлениях Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области и Распоряжении Главы Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области хозяйствующим субъектам установлены требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ (разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм, запретить торговлю товаров с автомобилей, выносных лотков, палаток с рук).
При этом, такие указания органа местного самоуправления, содержащееся в правовом акте органа местного самоуправления, являются вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Вмешательство со стороны органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов не способствует эффективности предпринимательской деятельности, ограничивает их самостоятельность на товарном рынке и может повлечь ограничения в отношении свободного перемещения товаров, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции.
Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.
К признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно ст.29 Устава м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области Администрация поссовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления м3униципального образования, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.
Таким образом, факт нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и №96-п от 12.07.2011г.) Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным.
Вместе с тем, данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что срок действия Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 96-п от 12.02.2011г. летне-осенний период 2011г., Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 65-п от 16.05.2011г. - с 05 мая 2011г. по 01 ноябрь 2011г. С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4. ст.41, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать Администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
- Предписание не выдавать.
- Передать материалы дела № 06-05-09/2012 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <…>
<…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.