Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 07-16-07/2014 о нарушении антимонопольно... от 3 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)  в составе:

«……..» – председателя  Комиссии

«……..»  – члена Комиссии

«……..»  – члена Комиссии

«……..»  – члена Комиссии

«……..»  – члена Комиссии

при участии представителей:

- заявителя (открытое акционерное общество Страховая компания «Альянс» в лице филиала «Альянс-Оренбург»): «……..»  (доверенность «……..»  ), «……..»  (доверенность «……..»);

- ответчика (открытое акционерное общество СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК»): «……..»  (доверенность «……..»),«……..»  (доверенность «……..»);

- заинтересованного лица – (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 5" города Оренбурга): «……..»  (доверенность «……..»),«……..»  (доверенность «……..»),

- заинтересованного лица – (Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской Области):   «……..»  (доверенность «……..»),

 

рассмотрев дело № 07-16-07/2014, возбужденное приказом Оренбургского УФАС России № 8 от 21.01.2014 г. в отношении открытого акционерного общества СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

        В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. №11022к от 24.12.2013 г.) открытого акционерного общества Страховая компания «Альянс» в лице филиала «Альянс-Оренбург» (далее - ОАО СК «Альянс», заявитель) на действия открытого акционерного общества СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК» (далее – СОАО «ВСК», ответчик) по признакам нарушения ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года, выразившегося в  неправомерном занижении цены контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение № 0153200000213008783).

       Оренбургское УФАС России в рамках осуществления своих функций Приказом «……..»   от 21.01.2014 г. возбудило производство по делу № 07-16-07/2014 в отношении СОАО «ВСК» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5» г. Оренбурга, которые противоречат законодательству РФ и обычаям делового оборота, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

       Исходя  из содержания указанной выше жалобы следует:

       Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской Области (далее – Министерство, уполномоченный орган) проведен  запрос котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №5» г. Оренбурга (далее - ГБУЗ «ГКБ№5», заказчик), согласно извещению о проведении запроса котировок № 0153200000213008783 (далее – запрос котировок). Согласно данному извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 209 151,06 рублей.

       По итогам запроса котировок, согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок № 013200000213008783-П от 05.11.2013 г. (далее – Протокол № 013200000213008783-П) СОАО «ВСК» с ценой контракта 206 752,79  рублей присвоено первое место, а заявителю – с ценой контракта 209 151,06 рублей второе место.

        Заявитель считает, что СОАО «ВСК» неправомерно занизило цену контракта и, как следствие, получило преимущество перед другими участниками размещения котировочных заявок.

       В заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе. Также пояснили следующее: участник закупки СОАО «ВСК» предложил цену контракта 206 752,79 рублей. Предложенная цена не соответствует экономически обоснованной цене контракта, так как не учитывает опубликованных сведений (сумм страховых премий и коэффициентов) заказчика (далее - техническое задание) по каждому транспортному средству, и, кроме того, расчёт произведен с нарушением норм Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее -  Закона об ОСАГО) и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739).

             Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, сославшись на письменные пояснения от 22.01.2014 г. № 482 и от 18.02.2014 г. № 412, пояснив, что расчет, произведенный СОАО «ВСК» при подготовке и подаче заявки на запрос котировок, является единственным верным.

        Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «ГКБ№5» пояснил, что 25.10.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0153200000213008783 по запросу котировок. Согласно протоколу №0153200000213008783-П, победителем признано СОАО «ВСК». С победителем запроса котировок заключен гражданско-правовой договор «……..»  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ «ГКБ№5». Внесение изменений в расчет цены контракта, а именно в части уменьшения КБМ до 0,55 по транспортному средству («……..»), неправомерно, так как страховая премия по каждому транспортному средству определяется в соответствии с законодательством РФ.

        Представитель заинтересованного лица Министерства пояснил, что уполномоченный орган осуществлял проверку котировочных заявок на соответствие  Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон, действующий на момент проведения запроса котировок) (далее – ФЗ №94) при проведении запроса котировок на оказание услуг ОСАГО, при этом поданная документация участника содержала обоснование цены. Участник запроса котировок СОАО «ВСК» предложило наименьшую цену контракта, поэтому данный участник был признал победителем. Проверку расчета по основанию цены контракта уполномоченный орган не проверял.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

         В силу ч.9 ст.4 Закона о защите конкуренции, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и  противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции, недобросовестная конкуренция не допускается.

В соответствии п. 2.1 ст.2 Устава ОАО СК «Альянс» №«……..», утвержденного годовым общим собранием акционеров ОАО СК «Альянс» протоколом №«……..»  (далее - Устав ОАО СК «Альянс»), целью создания и деятельности общества является извлечение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности в сфере страхового бизнеса, а также развитие страхования для обеспечения всесторонней и полной защиты имущественных прав и интересов граждан, юридических лиц на территории Российской Федерации и за ее пределами. Согласно п.2.2 ст.2 Устава ОАО СК «Альянс», общество осуществляет проведение всех видов страхования, перестрахования и сострахования.

         В соответствии с п.37 приложения №1 к Уставу ОАО СК «Альянс», заявитель имеет филиал в городе Оренбурге. ОАО СК «Альянс» Федеральной службой по финансовым рынкам выдана лицензия «……..»   на осуществление страхования, и лицензия «……..»   на осуществление страхования ОСАГО.

        Согласно п.3.1 ст. 3 Устава СОАО «ВСК» «……..», утверждённого решением внеочередного Общего собрания акционеров СОАО «ВСК» «……..»  (далее – Устав СОАО «ВСК») основной целью Компании является получение прибыли за счёт проведения страховой и иной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.4.1 ст. 4 Устава СОАО «ВСК», предметом деятельности компании является страхование и перестрахование, а также иная деятельность, направленная на извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Согласно п.6.9 ст. 6 Устава СОАО «ВСК»,  ответчик имеет филиал в г.Оренбурге.

         Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» Федеральной службой страхового надзора выдана лицензия «……..»  на осуществление страхования, и лицензия «……..»   на осуществление страхования ОСАГО.

         Таким образом, ОАО СК «Альянс»  и СОАО «ВСК» осуществляют страховую деятельность, в том числе по ОСАГО, на территории города Оренбурга и являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО.

         На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.10.2013 г. было опубликовано извещение № 0153200000213008783, согласно которому ГБУЗ «ГКБ№5» просит оказать услуги обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств. Исходя из содержания извещения,  предметом  государственного контракта  является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии со списком транспортных средств и требованиями, приведёнными в техническом задании.  При этом важным критерием оценки заявок на участие в указанном запросе котировок становится цена государственного контракта, предлагаемая его участниками.

         В соответствии со ст.19.1 ч.1 ФЗ №94, для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

 Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта 209 151,06  рублей. Заявки на участие в запросе котировок подали 3 следующих страховых компании: ОАО СК «Альянс», СОАО «ВСК», ООО «Страховая компания  «Согласие». Согласно протоколу №0153200000213008783-П, в заявках, представленных участниками размещения заказа, цена контракта составила: ОАО СК «Альянс» - 209 151,06 рублей, ООО «Страховая компания  «Согласие» - 209 151,06  рублей, СОАО «ВСК» - 206 752,79  рублей. Заявке СОАО «ВСК» был присвоен первый номер <...> данная страховая компания была признана победителем запроса котировок, и с ней был заключен гражданско-правовой договор № 574 от 13.11.2013 г. на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ «ГКБ№3».

Согласно ч.1 ст.8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч.2 ст.8 Закона об ОСАГО, страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. «б»  ч.1, ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства. Как следует из ч.6 ст.9 Закона об ОСАГО, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением № 739, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа;  от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия

Согласно ч.3 раздела 1 Постановления № 739, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ).

Следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям в силу системного толкования приведенных норм, заявка на участие в запросе предложений на право заключения контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может содержать предложение о цене контракта, отличное от цены, рассчитанной заказчиком с учетом всех сведений, поименованных в Постановлении № 739 и указанных в техническом задании.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Постановлением №739, цена на данную услугу должна быть одинаковой у всех страховых компаний.

Согласно п.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. №263 расчёт страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщённых страхователем. Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчёт страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчёт.

Как следует из имеющихся в материалах дела копий заявок на участие в запросе котировок, при расчете цены контракта СОАО «ВСК» представило сведения о цене контракта, не соответствующей требованиям  технического задания. Согласно котировочной заявке СОАО «ВСК» («……..»), ответчиком при расчете цены контракта не были учтены требования технического задания заказчика, а именно в расчете значения коэффициента по наличию или отсутствию страховых выплат (КБМ). В связи с этим, СОАО «ВСК» рассчитало цену контракта, значительно отличающуюся от  расчетов других участников запроса котировок, которыми были соблюдены требования технического задания заказчика, тем самым получив преимущество на право заключения контракта на оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ГБУЗ «ГКБ№5».

Что касается причинения убытков добросовестным страховщикам, являвшихся участниками запроса котировок цен действиями СОАО «ВСК», следует отметить, что для квалификации действий как проявление недобросовестной конкуренции достаточно возникновения возможности причинения убытков.

Убытки в форме упущенной выгоды причинены, в том числе и ОАО СК «Альянс», которое в результате действий СОАО «ВСК» лишилось возможности заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам проведения запроса котировок.

Таким образом, рассматриваемые действия СОАО «ВСК» при участии в запросе котировок на право заключения контракта на  оказание услуг по ОСАГО (№ 0153200000213008783), содержат нарушение ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в действиях по предложению наименьшей цены для участия в запросе котировок, сформированной в нарушении норм  Постановления Правительства РФ № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками про определении страховой премии» и технического задания заказчика, являющегося неотъемлемой частью запроса котировок, и в следствии чего получении преимуществ в запросе котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГБУЗ «ГКБ№5», что является актом недобросовестной конкуренции, противоречит законодательству РФ и причиняет убытки другому хозяйствующему субъекту.

         Руководствуясь статьей 14, 23, частью 1, пунктом 3 частью 2 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

           1. Признать  открытое акционерное общество СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК» нарушившим ч.1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

         2. Предписание не выдавать.

         3. Материалы дела передать должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества СОАО «ВСК» в лице Оренбургского филиала СОАО «ВСК»  в соответствии со ст. 14.33 КоАП РФ.

       Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Председатель Комиссии                                                                     «……..»

Члены Комиссии                                                                           «……..»

                                                                                                       «……..»      

                                                                                                              «……..»        

                                                                                                              «……..»         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны