Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 15 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 056/01/11-1329/2020 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«15» сентября 2020 года                                                                                                      г. Оренбург

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Оренбургского УФАС России от 15.09.2020  № 109 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 056/01/11-1329/2020 по признакам нарушения МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» (далее также МУП «ВКХ г. Бузулука»), ООО «Биоаква» п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции, 135-ФЗ), выразившегося в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к ограничению конкуренции путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок,

руководствуясь ч. 13-15 ст. 44 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛ:

15.07.2020 (вх. № 6758э) в Оренбургское УФАС России поступило обращение Общероссийского народного фронта «Народный фронт «За Россию» от 15.07.2020 исх. № 95, указывающее на признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции и п. 8 ч. 1 ст. 93 «Закона о контрактной системе» в действиях МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» и ООО «Биоаква» при заключении 2 контрактов на очистку сточных вод на общую сумму более 7 000 000,00руб. по правилам закупки у единственного поставщика.

В рамках рассмотрения представленных материалов Оренбургским УФАС России в адрес заказчика и иных лиц были направлены запросы о предоставлении информации, документов и пояснений по существу.

Из представленных материалов установлено следующее.

13.02.2020 на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между муниципальным унитарным предприятием «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» ИНН «…»(Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Биоаква» ИНН «…» (Исполнитель) заключен контракт № 1/1 на очистку сточных вод. По условиям контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению очистки (химической и дезинвазии) сточных вод и осадков сточных вод в целях проведения опытно промышленных испытаний на объектах водоотведения г. Бузулук: мероприятий по профилактике паразитарных болезней, мероприятий по снижению сульфатредуцирующих бактерий и сокращению сульфатредукции в сточной воде, мероприятий по химической очистке сточных вод и осадков сточных вод, а Заказчик обязуется оплатить предоставленные услуги в объеме 420 000куб.м. срок оказания услуг определен в 21 день, стоимость работ составила 3 528 000,00руб. из расчета стоимости обработки 1куб.м. сточных вод = 8,40руб.

Из материалов проверки также следует, что 26.03.2020 между указанными хозяйствующими субъектами был заключен контракт № 37 на оказание аналогичных видов услуг, объем оказываемых услуг составил 450 000куб.м., срок определен в 30дней, стоимость работ составила 4 050 000,00руб. из расчета стоимости обработки 1куб.м. сточных вод = 9,00руб.

В обоснование заключения данных контрактов по правилам закупки с единственным поставщиком МУП «ВКХ г. Бузулука» указывает на следующие обстоятельства: «... от населения города и сотрудников учреждения участилось поступление жалоб на зловонные запахи. Испытательной лабораторий контроля качества сточных вод МУП «ВКХ г. Бузулука» были осуществлены исследования сточной воды как поступающей, так и в аэротенках, и на иловых полях. По результатам микроскопирования было обнаружено большое количество колоний сульфатредуцирующих бактерий, вырабатывающих сероводород и оказывающих негативное воздействие на работу очистных сооружений канализации, в частности на «активный ил». Дополнительно специалистами МУП ВКХ, Управления ЖКХ г. Бузулука, Управления Роспотребнадзора и ООО «Биоаква» совместно с Гидрохимической лабораторией Самарского государственного технического университета был проведен мониторинг сточных вод и осадков сточных вод, по итогам которого было установлено, что требуется подавление сульфатредукции в сточных водах в кратчайшие сроки, для чего необходимо применение физико-химических методов с встраиванием дополнительных узлов ввода реагентов-окислителей. В связи с тем, что мероприятия по реконструкции ОСК, позволяющие сократить вредное воздействие на окружающую среду не запланированы, а рекомендованные методы очистки в настоящее время не разработаны и отсутствуют в Инструкции по эксплуатации ОСК от 01.01.2016 для обеспечения химической очистки сточных вод МУП «ВКХ г. Бузулука» обратилось к единственному региональному оператору всего спектра необходимых услуг в Оренбургской области ООО «Биоаква»..».

МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 24.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025600576297, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика 5603011185. По своей организационно-правовой форме МУП ВКХ является коммерческой организацией, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч.1 ст.113 ГК РФ).

Основным видом деятельности предприятия является деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд, основной из уставных целей хозяйствующего субъекта является прием в канализационную сеть и очистка сточных вод. Установлено, что 31.10.2014 учреждение включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (приказ ФАС России № 1885-э).

По общему правилу МУП «ВКХ г. Бузулука» осуществляют закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - ФЗ «О контрактной системе», Закон № 44-ФЗ), о чем сказано в ч.2.1 ст. 15 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с ч.2 ст.8 Закона контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что вытекает из толкования Федерального закона № 44-ФЗ. Между тем при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение -  это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Исследуя условия, порядок и обстоятельства заключения контрактов от 13.02.2020 и 26.03.2020, в действиях МУП «Водоканализационное хозяйство г.Бузулука» и ООО «Биоаква» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в заключении соглашения между указанными субъектами, направленного на ограничение конкуренции и создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарный рынок, что образует состав нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона «О защите конкуренции».

Объективных причин и оснований, производственной необходимости заключения анализируемых договоров именно с ООО «Биоаква» не установлено. Статусом регионального оператора услуг по водоотведению, вопреки утверждениям МУП «ВКХ г. Бузулука», данное общество не обладает. Доказательств обратного заказчиком не представлено.

Важно обратить внимание, что изначально, при отборе проб воды для лабораторных исследований 17.01.2020 на объектах МУП «ВКХ г. Бузулука» в составе комиссии числился специалист ООО «Биоаква» «…».  Нормативно-правовых, производственных и иных оснований для включения представителей третьих лиц-коммерческих организаций в состав внутренней Комиссии учреждения не установлено.

Более того, проведение химического анализа отобранных 17.01.2020 проб на объектах МУП «ВКХ г. Бузулука» было проведено ООО НПФ «Экос» по заказу ООО «Биоаква» в рамках заключенного договора от 15.012020 № 908.

Поведение МУП «Водоканализационное хозяйство г.Бузулука» и ООО «Биоаква» при заключении контрактов по правилам закупки у единственного поставщика, без объективных на то оснований, свидетельствует о наличии определенного умысла и взаимной заинтересованности в осуществлении данных действий, которые в результате привели к ограничению конкуренции, в частности на рынке оказания услуг по очистке сточных вод, и другим хозяйствующим субъектам создались препятствия доступа на товарный рынок, что образует состав нарушения  п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона «О защите конкуренции».

В силу ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Также как не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из содержания п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 056/01/11-1329/2020 к рассмотрению на «29» октября 2020 года на «11» часов «30» минут по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 22,  каб. 608.

На основании п. 2.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции рассмотрение настоящего дела будет проходить в том числе посредством видео-конференц-связи.

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 056/01/11-1329/2020 в качестве:
    1. Заявителя: 

Общероссийское общественное движение «Народный Фронт «За Россию», адрес (место нахождения): «…».

    1. Ответчиков:
      1. муниципальное унитарное предприятие «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» «..»;
      2. общество с ограниченной ответственностью «Биоаква» «…»
    2. Лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:
      1. ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» «..»;
      2. ООО НПФ «ЭКОС» «…»

 

3. МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/11-1329/2020 в срок до «26» октября 2020года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  

3.1. письменную правовую позицию по делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих позицию учреждения;

3.2. документы, подтверждающие назначение и полномочия руководителя предприятия;

3.3.  документальное подтверждение статуса ООО «Биоаква» - региональный оператор, о котором указано в письменных пояснениях МУП от 30.07.2020 исх. № 2596;

3.4. письменные пояснения относительно участия представителя ООО «Биоаква» в составе комиссии МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» при отборе проб воды для исследования, согласно Актов от 17.01.2020 № 1,2,3,4,5; представить внутренний локальный документ предприятия, регулирующий порядок формирования и полномочия соответствующей комиссии;

3.5. письменные пояснения относительно организации и проведения за счет ООО «Биоаква» химического исследования проб воды, взятых 17.01.2020 согласно актам № 1,2,3,4,5 на объектах МУП «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука»;

3.6. иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

В случае отсутствия истребуемой информации или невозможности ее представления  письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления.

 

  1. ООО «Биоаква» представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу №056/01/11-1329/2020 в срок до «26» октября 2020года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. письменную правовую позицию по делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, с приложением документов, подтверждающих позицию общества;
    2. учредительные документы юридического лица в действующей редакции со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;
    3. документы, подтверждающее назначение (избрание) и вступление в должность единоличного исполнительного органа общества;
    4. краткую характеристику деятельности общества;
    5. документы, подтверждающие нахождение общества по адресу регистрации/фактического местонахождения (договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.д.);
    6. штатное расписание по состоянию на 01.01.2020 и текущую дату;
    7. иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

В случае отсутствия истребуемой информации или невозможности ее представления  письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления.

 

  1. ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», ООО НПФ «Экос» представить в Комиссию Оренбургского УФАС России по делу № 056/01/11-1329/2020 в срок до «26» октября 2020года включительно следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения (информацию):  
    1. доказательства исполнения ООО «Биоаква» обязательств по договору от 15.01.2020 № 908, заключенного с ООО НПФ «Экос»;
    2. письменные пояснения о сотрудничестве с ООО «Биоаква» в рамках иных  договорных отношений (основание, характер взаимодействия и т.д.);
    3. письменную правовую позицию по возбужденному делу со ссылкой на нормативно-правовые акты, а также иные сведения, имеющие, значение для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу.

В случае отсутствия истребуемой информации или невозможности ее представления  письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или непредставления.

 

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, а также обладают иными правами, предусмотренными статьей 43 Закона о защите конкуренции.

 

   

Председатель Комиссии                                                                                      «…»

 

 

 

Примечание:

Копии документов должны содержать достоверную информацию и по форме, составу и содержанию полностью соответствовать подлинникам (оригиналам) документов, копии документов должны быть прошиты в единый документ (том) и надлежащим образом заверены подписью руководителя (или иного уполномоченного лица)  и печатью организации.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации)  в соответствии с частью 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административных штрафов на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.     

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны