Решение б/н рассмотрев жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на ... от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 056/07/3-45/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России

в присутствии представителя Заказчика (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии директора Заявителя дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № ).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 20.01.2022 исх. № 453, заказчику от 20.01.2022 исх. № 454.

Рассмотрение жалобы было назначено на 25.01.2021 в 10 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 25.01.2021 г. 12 ч. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что установление Заказчиком в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе», является недопустимым.

Данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, а, следовательно приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Заявитель в своей жалобе также указывает, что установление Заказчиком в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам», является недопустимым.

По мнению заявителя данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, ввиду того что выписка из реестра членов СРО о допуске организации к проектным работам необходима для выполнения проектных работ на объектах капитального строительства.

Из буквального толкования технического задания, в данном задании не упоминается о проектных и изыскательских работах на объектах капитального строительства.

Ввиду того что каждый критерий оценивается в 10 баллов, Заявитель считает, что данные критерии являются излишними и ограничивающими число участников.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик нарушает права потенциальных участников конкурса, устанавливая в п. 42 Технического задания следующие сроки выполнения работ:

-60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения. Разработка и согласование технического проекта в установленный срок не представляется возможным, ввиду того что, согласно Приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26.07.2017г. № 503, срок согласования технического проекта составляет не более 60 дней, а выдача документов не более 7 дней. Таким образом, у исполнителя не остается времени на непосредственную разработку технического проекта.
        
Данное условие договора является явно обременительными для участника и существенным образом нарушает баланс интересов сторон, на основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В Комиссию от Заказчика поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.

Согласно Техническому заданию, Заказчику требуется не только разработка и согласование технического проекта, но и проекта обоснования границ горного отвода, а также проекта производства маркшейдерских работ. Документы запрашиваемые в п. 2.4 Информационной карты необходимы для отбора наиболее квалифицированного участника.

Соответственно нестоимостной критерий (максимальное количество баллов - 10), установленный в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса является законным и не противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, Заказчика в своих возражениях указывает, что наличие у потенциального участника в составе заявки выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам способствует отбору наиболее опытного исполнителя - профессионала в установленной предметом закупки деятельности.

На основании изложенного Заказчик полагает, что включение в критерии оценки такого показателя как: «наличие выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам» (максимальное количество баллов - 10) является допустимым.

Относительно установления сроков выполнения работ Заказчик пояснил, что состав проектной документации утвержден действующим законодательством, указанным в Техническом задании. Порядок согласования проектной документации регулируется административными регламентами государственных органов. Руководствуясь действующим законодательством, Заказчик понимает порядок разработки проектной документации, что не требует дополнительного отображения в договоре. Ввиду того, что заявителем (при исполнении договора) на согласование, а также получателем результатов рассмотрения всей проектной документации является Заказчик - уведомление исполнителя о согласовании или об отказе в согласовании будет носить заявительный характер с просьбой о начале выполнения следующего этапа работ. Исходя из вышеизложенного Участник закупки в заявке предлагает максимально короткий (возможный) срок выполнения работ по каждому этапу, который не превышает установленный Заказчиком.

В ходе проведения заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что согласно практике, срок согласования технического проекта в Министерстве природных ресурсов обычно составляет не более 10 дней, таким образом у победителя закупки будет возможность на разработку и согласование технического проекта в установленные Документацией сроки.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

24.12.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № 32110987412).

Дата начала срока подачи заявок 24.12.2021

Дата окончания срока подачи заявок 14.01.2022 в 09:00 (МСК+2)

Дата подведения итогов 17.01.2022.

Заявитель не являлся участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 13.01.2022 г., зарегистрировано 14.01.2022 г.).

Согласно Протоколу подведения итогов конкурса от 17.01.2022, конкурс в электронной форме, на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ признан несостоявшимся, так как по окончанию срока подачи заявок на участие в конкурсе была подана только одна заявка.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение), утверждено 29.09.2021 г. и 13.10.2021 г. размещено в ЕИС.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 24.12.2021 г.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установление Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карты конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен следующий порядок оценки заявок по конкурсу:

 

Номер

критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание

Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе

Стоимостной критерий

1.

Предложение о цене закупки*

50 %

Нестоимостной критерий

2

Предложение о  квалификации участника

50 %

в том числе:

2.1

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.2

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта обоснования границ горного отвода для разработки  Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.3

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.4

Лицензия на производство маркшейдерских работ, согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе»

10 баллов

2.5

Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам

10 баллов

2.6

Деловая репутация

(Наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, поставки товаров) (согласно предоставленной формы для заполнения № 5.1)

20 баллов

 

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Предметом закупки является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

К предмету закупки в том числе относится разработка и согласование: технического проекта, проекта обоснования границ горного отвода, проект производства маркшейдерских работ.

Комиссией установлено, что закрепленные п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса требования, относятся к предмету закупки, так как указанные документы свидетельствуют о выполнении схожих с предметом закупки работ ранее, а, следовательно позволяют оценить квалификацию участника. Обратного в материалы дела Заявителем не представлено.

Кроме того, приложением № 1 к Информационной карте конкурса установлено, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Данный критерий оценки заявок, предоставляет участникам возможность принять участие в конкурсе и предложить лучшие условия исполнения договора.  Довод жалобы необоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установления Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.5 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен такой критерий оценки заявок, как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам». Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,1 (10 баллов).

В соответствии со ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Комиссией установлено, что для каждого вида СРО, установленного в ст. 55.3 ГрК РФ предусмотрена отдельная выписка из реестра членов СРО.

Частью 1 статьи 48 ГрК РФ установлено, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).

Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о том, что объект, на котором производится добыча полезного ископаемого относится к объектам капитального строительства не представлено.

Предметом данного конкурса является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

Комиссия, изучив Документацию и все приложенные к ней документы, не установила работы требующие подготовки проектной документации к объектам капитального строительства. Иного заказчиком не доказано. Учитывая разные виды выписок из реестра СРО, Заказчиком в требованиях Документации не уточняется каким образом будет произведен порядок оценки выписок (по двум выпискам вместе или за каждую выписку по отдельности).

Соответственно, правовых обоснований для включения критерия о наличии выписки из СРО, в качестве оценочного критерия заявок, Заказчиком не предоставлено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам, установленное п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованном установлении Заказчиком срока выполнения работ в 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта ввиду невозможности разработки и согласования технического проекта Заявителем в установленный срок, Комиссия установила.

Согласно п. 42 технического задания на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, Заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:

      1) 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области с даты предоставления лицензии на право пользования недрами, протокола утверждения балансовых запасов, топографической сьемки, геологических данных. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      2) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта обоснования границ горного отвода для разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      3) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождении ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно.

      Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласование технического проекта разработки месторождений, (в том числе Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области) производится в соответствии с  административным регламентом предоставления государственной услуги «Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26 июля 2017 г. N 503 (далее – Административный регламент).

         Согласно ст. 10 Административного регламента установлено, что Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, составляет не более 50 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе исполнительной власти (с учетом возможного увеличения срока рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых, но не более чем на 25 рабочих дней) (в редакции от 22.03.2021 г.).

Срок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, составляет не более 5 рабочих дней с даты его подписания.

Довод Заказчика о том, что Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области согласование технического проекта осуществляется не позднее 10 дней со дня регистрации заявления несостоятелен. Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о возможности согласовании технического проекта в 10-дневный срок не представлено.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что установление в Документации срока на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области в 60 дней выходит за рамки разумных сроков разработки и согласования технического проекта, ввиду установления Административным регламентом срока согласования проекта в 50 рабочих дней, а также 5-дневного срока на отправку проекта в адрес заявителя.

Таким образом, установление Документацией данных условий является ограничением для лиц, планирующих принять участие в данном конкурсе. Довод жалобы обоснованный.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявитель на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №), частично обоснованной.

2. Заказчику выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии

Решение по делу № 056/07/3-45/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России

в присутствии представителя Заказчика (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии директора Заявителя Жукатинского С.М., дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № ).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 20.01.2022 исх. № 453, заказчику от 20.01.2022 исх. № 454.

Рассмотрение жалобы было назначено на 25.01.2021 в 10 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 25.01.2021 г. 12 ч. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что установление Заказчиком в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе», является недопустимым.

Данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, а, следовательно приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Заявитель в своей жалобе также указывает, что установление Заказчиком в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам», является недопустимым.

По мнению заявителя данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, ввиду того что выписка из реестра членов СРО о допуске организации к проектным работам необходима для выполнения проектных работ на объектах капитального строительства.

Из буквального толкования технического задания, в данном задании не упоминается о проектных и изыскательских работах на объектах капитального строительства.

Ввиду того что каждый критерий оценивается в 10 баллов, Заявитель считает, что данные критерии являются излишними и ограничивающими число участников.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик нарушает права потенциальных участников конкурса, устанавливая в п. 42 Технического задания следующие сроки выполнения работ:

-60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения. Разработка и согласование технического проекта в установленный срок не представляется возможным, ввиду того что, согласно Приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26.07.2017г. № 503, срок согласования технического проекта составляет не более 60 дней, а выдача документов не более 7 дней. Таким образом, у исполнителя не остается времени на непосредственную разработку технического проекта.
        
Данное условие договора является явно обременительными для участника и существенным образом нарушает баланс интересов сторон, на основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В Комиссию от Заказчика поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.

Согласно Техническому заданию, Заказчику требуется не только разработка и согласование технического проекта, но и проекта обоснования границ горного отвода, а также проекта производства маркшейдерских работ. Документы запрашиваемые в п. 2.4 Информационной карты необходимы для отбора наиболее квалифицированного участника.

Соответственно нестоимостной критерий (максимальное количество баллов - 10), установленный в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса является законным и не противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, Заказчика в своих возражениях указывает, что наличие у потенциального участника в составе заявки выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам способствует отбору наиболее опытного исполнителя - профессионала в установленной предметом закупки деятельности.

На основании изложенного Заказчик полагает, что включение в критерии оценки такого показателя как: «наличие выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам» (максимальное количество баллов - 10) является допустимым.

Относительно установления сроков выполнения работ Заказчик пояснил, что состав проектной документации утвержден действующим законодательством, указанным в Техническом задании. Порядок согласования проектной документации регулируется административными регламентами государственных органов. Руководствуясь действующим законодательством, Заказчик понимает порядок разработки проектной документации, что не требует дополнительного отображения в договоре. Ввиду того, что заявителем (при исполнении договора) на согласование, а также получателем результатов рассмотрения всей проектной документации является Заказчик - уведомление исполнителя о согласовании или об отказе в согласовании будет носить заявительный характер с просьбой о начале выполнения следующего этапа работ. Исходя из вышеизложенного Участник закупки в заявке предлагает максимально короткий (возможный) срок выполнения работ по каждому этапу, который не превышает установленный Заказчиком.

В ходе проведения заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что согласно практике, срок согласования технического проекта в Министерстве природных ресурсов обычно составляет не более 10 дней, таким образом у победителя закупки будет возможность на разработку и согласование технического проекта в установленные Документацией сроки.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

24.12.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № 32110987412).

Дата начала срока подачи заявок 24.12.2021

Дата окончания срока подачи заявок 14.01.2022 в 09:00 (МСК+2)

Дата подведения итогов 17.01.2022.

Заявитель не являлся участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 13.01.2022 г., зарегистрировано 14.01.2022 г.).

Согласно Протоколу подведения итогов конкурса от 17.01.2022, конкурс в электронной форме, на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ признан несостоявшимся, так как по окончанию срока подачи заявок на участие в конкурсе была подана только одна заявка.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение), утверждено 29.09.2021 г. и 13.10.2021 г. размещено в ЕИС.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 24.12.2021 г.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установление Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карты конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен следующий порядок оценки заявок по конкурсу:

 

Номер

критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание

Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе

Стоимостной критерий

1.

Предложение о цене закупки*

50 %

Нестоимостной критерий

2

Предложение о  квалификации участника

50 %

в том числе:

2.1

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.2

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта обоснования границ горного отвода для разработки  Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.3

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.4

Лицензия на производство маркшейдерских работ, согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе»

10 баллов

2.5

Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам

10 баллов

2.6

Деловая репутация

(Наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, поставки товаров) (согласно предоставленной формы для заполнения № 5.1)

20 баллов

 

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Предметом закупки является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

К предмету закупки в том числе относится разработка и согласование: технического проекта, проекта обоснования границ горного отвода, проект производства маркшейдерских работ.

Комиссией установлено, что закрепленные п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса требования, относятся к предмету закупки, так как указанные документы свидетельствуют о выполнении схожих с предметом закупки работ ранее, а, следовательно позволяют оценить квалификацию участника. Обратного в материалы дела Заявителем не представлено.

Кроме того, приложением № 1 к Информационной карте конкурса установлено, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Данный критерий оценки заявок, предоставляет участникам возможность принять участие в конкурсе и предложить лучшие условия исполнения договора.  Довод жалобы необоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установления Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.5 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен такой критерий оценки заявок, как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам». Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,1 (10 баллов).

В соответствии со ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Комиссией установлено, что для каждого вида СРО, установленного в ст. 55.3 ГрК РФ предусмотрена отдельная выписка из реестра членов СРО.

Частью 1 статьи 48 ГрК РФ установлено, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).

Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о том, что объект, на котором производится добыча полезного ископаемого относится к объектам капитального строительства не представлено.

Предметом данного конкурса является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

Комиссия, изучив Документацию и все приложенные к ней документы, не установила работы требующие подготовки проектной документации к объектам капитального строительства. Иного заказчиком не доказано. Учитывая разные виды выписок из реестра СРО, Заказчиком в требованиях Документации не уточняется каким образом будет произведен порядок оценки выписок (по двум выпискам вместе или за каждую выписку по отдельности).

Соответственно, правовых обоснований для включения критерия о наличии выписки из СРО, в качестве оценочного критерия заявок, Заказчиком не предоставлено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам, установленное п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованном установлении Заказчиком срока выполнения работ в 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта ввиду невозможности разработки и согласования технического проекта Заявителем в установленный срок, Комиссия установила.

Согласно п. 42 технического задания на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, Заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:

      1) 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области с даты предоставления лицензии на право пользования недрами, протокола утверждения балансовых запасов, топографической сьемки, геологических данных. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      2) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта обоснования границ горного отвода для разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      3) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождении ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно.

      Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласование технического проекта разработки месторождений, (в том числе Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области) производится в соответствии с  административным регламентом предоставления государственной услуги «Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26 июля 2017 г. N 503 (далее – Административный регламент).

         Согласно ст. 10 Административного регламента установлено, что Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, составляет не более 50 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе исполнительной власти (с учетом возможного увеличения срока рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых, но не более чем на 25 рабочих дней) (в редакции от 22.03.2021 г.).

Срок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, составляет не более 5 рабочих дней с даты его подписания.

Довод Заказчика о том, что Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области согласование технического проекта осуществляется не позднее 10 дней со дня регистрации заявления несостоятелен. Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о возможности согласовании технического проекта в 10-дневный срок не представлено.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что установление в Документации срока на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области в 60 дней выходит за рамки разумных сроков разработки и согласования технического проекта, ввиду установления Административным регламентом срока согласования проекта в 50 рабочих дней, а также 5-дневного срока на отправку проекта в адрес заявителя.

Таким образом, установление Документацией данных условий является ограничением для лиц, планирующих принять участие в данном конкурсе. Довод жалобы обоснованный.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявитель на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №), частично обоснованной.

2. Заказчику выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии

Решение по делу № 056/07/3-45/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России

в присутствии представителя Заказчика (на основании доверенности), дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

в присутствии директора Заявителя Жукатинского С.М., дистанционно, посредством видеоконференцсвязи;

рассмотрев жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № ).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закон о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 20.01.2022 исх. № 453, заказчику от 20.01.2022 исх. № 454.

Рассмотрение жалобы было назначено на 25.01.2021 в 10 ч. 00 мин. При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 25.01.2021 г. 12 ч. 00 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что установление Заказчиком в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе», является недопустимым.

Данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, а, следовательно приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Заявитель в своей жалобе также указывает, что установление Заказчиком в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса такого критерия оценки как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам», является недопустимым.

По мнению заявителя данное требование не относится к выполняемой услуге по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, ввиду того что выписка из реестра членов СРО о допуске организации к проектным работам необходима для выполнения проектных работ на объектах капитального строительства.

Из буквального толкования технического задания, в данном задании не упоминается о проектных и изыскательских работах на объектах капитального строительства.

Ввиду того что каждый критерий оценивается в 10 баллов, Заявитель считает, что данные критерии являются излишними и ограничивающими число участников.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик нарушает права потенциальных участников конкурса, устанавливая в п. 42 Технического задания следующие сроки выполнения работ:

-60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения. Разработка и согласование технического проекта в установленный срок не представляется возможным, ввиду того что, согласно Приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26.07.2017г. № 503, срок согласования технического проекта составляет не более 60 дней, а выдача документов не более 7 дней. Таким образом, у исполнителя не остается времени на непосредственную разработку технического проекта.
        
Данное условие договора является явно обременительными для участника и существенным образом нарушает баланс интересов сторон, на основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной.

В Комиссию от Заказчика поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых они не согласились с доводами жалобы, указав следующее.

Согласно Техническому заданию, Заказчику требуется не только разработка и согласование технического проекта, но и проекта обоснования границ горного отвода, а также проекта производства маркшейдерских работ. Документы запрашиваемые в п. 2.4 Информационной карты необходимы для отбора наиболее квалифицированного участника.

Соответственно нестоимостной критерий (максимальное количество баллов - 10), установленный в п. 2.4. Приложения № 1 к информационной карте конкурса является законным и не противоречащим действующему законодательству.

Кроме того, Заказчика в своих возражениях указывает, что наличие у потенциального участника в составе заявки выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам способствует отбору наиболее опытного исполнителя - профессионала в установленной предметом закупки деятельности.

На основании изложенного Заказчик полагает, что включение в критерии оценки такого показателя как: «наличие выписки из реестра членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам» (максимальное количество баллов - 10) является допустимым.

Относительно установления сроков выполнения работ Заказчик пояснил, что состав проектной документации утвержден действующим законодательством, указанным в Техническом задании. Порядок согласования проектной документации регулируется административными регламентами государственных органов. Руководствуясь действующим законодательством, Заказчик понимает порядок разработки проектной документации, что не требует дополнительного отображения в договоре. Ввиду того, что заявителем (при исполнении договора) на согласование, а также получателем результатов рассмотрения всей проектной документации является Заказчик - уведомление исполнителя о согласовании или об отказе в согласовании будет носить заявительный характер с просьбой о начале выполнения следующего этапа работ. Исходя из вышеизложенного Участник закупки в заявке предлагает максимально короткий (возможный) срок выполнения работ по каждому этапу, который не превышает установленный Заказчиком.

В ходе проведения заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что согласно практике, срок согласования технического проекта в Министерстве природных ресурсов обычно составляет не более 10 дней, таким образом у победителя закупки будет возможность на разработку и согласование технического проекта в установленные Документацией сроки.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

24.12.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: № 32110987412).

Дата начала срока подачи заявок 24.12.2021

Дата окончания срока подачи заявок 14.01.2022 в 09:00 (МСК+2)

Дата подведения итогов 17.01.2022.

Заявитель не являлся участником данных торгов, но жалоба подана до окончания срока подачи заявок (поступила на электронную почту 13.01.2022 г., зарегистрировано 14.01.2022 г.).

Согласно Протоколу подведения итогов конкурса от 17.01.2022, конкурс в электронной форме, на оказание услуг по разработке и согласованию плана развития горных работ признан несостоявшимся, так как по окончанию срока подачи заявок на участие в конкурсе была подана только одна заявка.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика (далее - Положение), утверждено 29.09.2021 г. и 13.10.2021 г. размещено в ЕИС.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (далее – Документация) размещена в ЕИС в действующей редакции 24.12.2021 г.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установление Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карты конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен следующий порядок оценки заявок по конкурсу:

 

Номер

критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание

Значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе

Стоимостной критерий

1.

Предложение о цене закупки*

50 %

Нестоимостной критерий

2

Предложение о  квалификации участника

50 %

в том числе:

2.1

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.2

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта обоснования границ горного отвода для разработки  Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.3

сроки (периоды) оказания услуг по разработке и согласованию Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области

20 баллов

2.4

Лицензия на производство маркшейдерских работ, согласованные управлением Ростехнадзора «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр», «Положение о маркшейдерской службе»

10 баллов

2.5

Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам

10 баллов

2.6

Деловая репутация

(Наличие опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, поставки товаров) (согласно предоставленной формы для заполнения № 5.1)

20 баллов

 

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Предметом закупки является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

К предмету закупки в том числе относится разработка и согласование: технического проекта, проекта обоснования границ горного отвода, проект производства маркшейдерских работ.

Комиссией установлено, что закрепленные п. 2.4 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса требования, относятся к предмету закупки, так как указанные документы свидетельствуют о выполнении схожих с предметом закупки работ ранее, а, следовательно позволяют оценить квалификацию участника. Обратного в материалы дела Заявителем не представлено.

Кроме того, приложением № 1 к Информационной карте конкурса установлено, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Данный критерий оценки заявок, предоставляет участникам возможность принять участие в конкурсе и предложить лучшие условия исполнения договора.  Довод жалобы необоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованности установления Заказчиком критерия оценки, установленного в п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.5 Приложения № 1 к Информационной карте конкурса, установлен такой критерий оценки заявок, как: «Выписка из реестров членов СРО о допуске организации к проектным и изыскательским работам». Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,1 (10 баллов).

В соответствии со ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Комиссией установлено, что для каждого вида СРО, установленного в ст. 55.3 ГрК РФ предусмотрена отдельная выписка из реестра членов СРО.

Частью 1 статьи 48 ГрК РФ установлено, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).

Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о том, что объект, на котором производится добыча полезного ископаемого относится к объектам капитального строительства не представлено.

Предметом данного конкурса является оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области.

Комиссия, изучив Документацию и все приложенные к ней документы, не установила работы требующие подготовки проектной документации к объектам капитального строительства. Иного заказчиком не доказано. Учитывая разные виды выписок из реестра СРО, Заказчиком в требованиях Документации не уточняется каким образом будет произведен порядок оценки выписок (по двум выпискам вместе или за каждую выписку по отдельности).

Соответственно, правовых обоснований для включения критерия о наличии выписки из СРО, в качестве оценочного критерия заявок, Заказчиком не предоставлено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам, установленное п. 2.5. Приложения № 1 к информационной карте конкурса, является избыточным и может привести к необоснованному ограничению количества участников. Довод жалобы обоснованный.

Рассматривая довод жалобы о необоснованном установлении Заказчиком срока выполнения работ в 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта ввиду невозможности разработки и согласования технического проекта Заявителем в установленный срок, Комиссия установила.

Согласно п. 42 технического задания на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области, Заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:

      1) 60 календарных дней на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области с даты предоставления лицензии на право пользования недрами, протокола утверждения балансовых запасов, топографической сьемки, геологических данных. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      2) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта обоснования границ горного отвода для разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно;

      3) 35 календарных дней на разработку и согласование Проекта производства маркшейдерских работ на Подгорном месторождении ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области. Исполнитель приступает к работе на основании Заявки Заказчика. Исполнитель имеет право оказать услуги досрочно.

      Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласование технического проекта разработки месторождений, (в том числе Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области) производится в соответствии с  административным регламентом предоставления государственной услуги «Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения", утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26 июля 2017 г. N 503 (далее – Административный регламент).

         Согласно ст. 10 Административного регламента установлено, что Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, составляет не более 50 рабочих дней со дня регистрации заявления в органе исполнительной власти (с учетом возможного увеличения срока рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых, но не более чем на 25 рабочих дней) (в редакции от 22.03.2021 г.).

Срок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, составляет не более 5 рабочих дней с даты его подписания.

Довод Заказчика о том, что Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области согласование технического проекта осуществляется не позднее 10 дней со дня регистрации заявления несостоятелен. Заказчиком документов и материалов, свидетельствующих о возможности согласовании технического проекта в 10-дневный срок не представлено.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что установление в Документации срока на разработку и согласование технического проекта разработки Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области в 60 дней выходит за рамки разумных сроков разработки и согласования технического проекта, ввиду установления Административным регламентом срока согласования проекта в 50 рабочих дней, а также 5-дневного срока на отправку проекта в адрес заявителя.

Таким образом, установление Документацией данных условий является ограничением для лиц, планирующих принять участие в данном конкурсе. Довод жалобы обоснованный.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. № 242 от 14.01.2022 г.) Заявитель на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на разработку и согласование проектной документации на разработку Подгорного месторождения ПГС в Переволоцком районе Оренбургской области (Извещение ЕИС: №), частично обоснованной.

2. Заказчику выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка проведения торгов.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны