Заключение б/н Заключение от 3 марта 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 056/01/11-940/2021

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена «25» февраля 2022года

Полный текст изготовлен «03» марта 2022года                                                 г. Оренбург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела № 056/01/11-940/2021 в составе:

Председатель Комиссии – «…» – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

«…»

в отсутствие заявителей: Администрации г. Оренбурга, Беребина «…», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

в отсутствие ответчиков: ООО «Лком», ИП Мысик «…»ООО «Орентрансгрупп», ООО «Попутный ветер», будучи извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев дело № 056/01/11-940/2021 по признакам нарушения Ответчиками п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), выразившегося в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок,

УСТАНОВИЛА

27.05.2021 вх. № 5330 в отдел контроля финансовых рынков, информации и анализа Оренбургского УФАС России поступили материалы обращения Администрации г.Оренбурга от 27.05.2021 № 01-01/3090, содержащие информацию о повышении тарифа на проезд в автобусах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок до 32,00руб.

31.05.2021 вх. № 5422 в отдел контроля финансовых рынков, информации и анализа Оренбургского УФАС России поступило обращение Беребина «…»., содержащее информацию о повышении тарифа на проезд в автобусах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок до 32,00руб.

В рамках рассмотрения поступивших материалов на соответствие действий участников рынка пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам нормам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» административным органом запрошены пояснения у хозяйствующих субъектов, непосредственно допустивших повышение тарифа до 32,00руб. (запросы о представлении информации от 23.07.2021, от 01.06.2021).

По результатам исследования представленных документов и информации установлено следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 Закона №220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы устанавливают муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ч.2 ст. 17 Закона №220-ФЗ).

П. 18 ст.3 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В силу п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, хозяйствующие субъекты при наличии документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, вправе устанавливать любую стоимость проезда и провоза багажа при условии, что такая стоимость будет иметь правовые, экономические, технологические и иные обоснования, в том числе учитывая фактические расходы хозяйствующего субъекта и необходимую норму прибыли.

 

Общество с ограниченной ответственностью «Лидерком» (ООО «Лком») зарегистрировано за ОГРН «…» МИФНС № 10 по Оренбургской области, состоит на учете в налоговом органе, присвоен «…», руководителем общества является «…» (с 14.01.2021), участниками юридического лица являются «…». Хозяйствующий субъект осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г. Оренбурга № 39, 40, 52.

Индивидуальный предприниматель Мысик «…» (ИП Мысик «….»)  зарегистрирована за ОГРНИП «…»ИФНС по Дзержинскому района г. Оренбурга, состоит на учете в налоговом органе, присвоен ИНН «…». Хозяйствующий субъект осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г. Оренбурга № 45, №59.

ООО «Лком» и ИП Мысик «….» являются участниками Ассоциации перевозчиков Оренбурга (ОГРН «…»).

Общество с ограниченной ответственностью «Орентрансгрупп» (ООО «Орентрансгрупп») зарегистрировано за ОГРН «…»МИФНС № 10 по Оренбургской области, состоит на учете в налоговом органе, присвоен ИНН5610146715, руководителем общества является «…» (с 21.12.2017), он же является единственным участником юридического лица. Хозяйствующий субъект осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г. Оренбурга № 57, 28.

Общество с ограниченной ответственностью «Попутный ветер» (ООО «Попутный ветер») зарегистрировано за ОГРН «…», состоит на учете в налоговом органе, присвоен ИНН «…», руководителем общества является «…» (с 24.03.2021), единственным участником юридического лица является «…»Хозяйствующий субъект осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту г. Оренбурга № 36.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким установленным признакам (1-9).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Орентрансгрупп», единственным учредителем и директором общества является «…»., признак зависимости п.1, п.2 ч.1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Учредитель ООО «Попутный ветер» ИНН «…» «…» является супругой «…», что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным отделом ЗАГС администрации г. Оренбурга от 03.10.2009, соответственно указанные физические лица образуют группу лиц по п.7 ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции (супруг и супруга). Исходя из п. п. 1, 2, 7 и 8 ч. 1 ст. 9  Закона о защите конкуренции ООО «Орентрансгрупп» и ООО «Попутный ветер» составляют группу лиц.

Положениями ст.11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

Вместе с тем необходимо отметить, что в силу ч. 7 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» положения указанной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» под контролем, в том числе, понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

- распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

- осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Согласно вышеприведенным данным, ООО «Попутный ветер» и ООО «Орентрансгрупп» не являются подконтрольными хозяйствующими субъектами, применительно к положениям вышеуказанных норм.

Таким образом, положения ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на действия участников ООО «Попутный ветер» и ООО «Орентрансгрупп».

В соответствии с п.24 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.  Вышеуказанные положения Закона №99-ФЗ вступили в силу 01.03.2019.

Лицензирование данной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 №195).

В соответствии с указанным положением одновременно с принятием решения о выдаче лицензии сведения об автобусах лицензиата вносятся в реестр лицензий.

16.12.2015 Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области ООО «Лком» выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами № АСС-56-000332. 02.05.2019 отделом автотранспортного надзора по Оренбургской области выдана лицензия № АК56-000160 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

22.09.2017 Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея ООО «Попутный ветер» выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами № АСС-23-147641. 18.10.2019 отделом автотранспортного надзора по Оренбургской области выдана лицензия № АК56-001158 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

10.07.2012 Управлением государственного автодорожного надзора по Оренбургской области ООО «Орентрансгрупп» выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами № АСС-56-007528. 24.04.2019 отделом автотранспортного надзора по Оренбургской области выдана лицензия № АК56-000094 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

 10.06.2019 отделом автотранспортного надзора по Оренбургской области выдана лицензия № АК-56-000480 на осуществление ИП Мысик «….» деятельности по перевозкам пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки).

 Как следует из текста поступивших обращений, а также информации, размещенной в СМИ, в общественном транспорте г. Оренбурга по регулярным перевозкам пассажиров по нерегулируемым тарифам повысился тариф за проезд, в частности:

№ маршрута/ наименование перевозчика

Применяемые тарифы

 

Примечание

45/ИП Мысик «….»

С 27руб. до 32руб. - 26.05.2021

30руб. с  30.06.2021

 

57 /ООО «Орентрансгрупп»

С 28 руб. до 32руб. - 26.05.2021

30руб. с 01.07.2021

Маршрут закрыт с 18.08.2021

40/ООО «Лком»

С 28 руб. до 32руб. -  29.05.2021

30руб. с 01.07.2021

 

52/ООО «Лком»

С 28 руб. до 32руб. - 29.05.2021

30руб.  с 01.07.2021

 

36/ООО «Попутный ветер»

С 28 руб. до 32руб - 04.06.2021

30руб.  с 01.07.2021

 

Комиссией установлено, что стоимость одной поездки по маршруту № 45 в размере 32,00руб. с 26.05.2021 установлена приказом ИП Мысик «….» от 25.05.2021 № 1.

Стоимость одной поездки по маршрутам № 40 и 52 в размере 32,00руб. с 29.05.2021 установлена приказом ООО «Лком» от 17.05.2021.

Приказов и/или иных внутренних распорядительных документов по определению платы за проезд по маршрутам № 57 и № 36 ООО «Орентрансгрупп» и ООО «Попутный ветер» соответственно не представлено.

В обоснование изменения тарифа субъекты указывают, что перевозки пассажиров осуществляются по тарифу, размер которого ниже экономически обоснованного тарифа, что повлияло на невозможность осуществлять деятельность по ранее установленным тарифам, выплачивать заработную плату и оплачивать иные расходы. В качестве причин роста стоимости проезда указываются разные основания, в том числе, затраты на энергоресурсы, запасные части, обновление подвижного состава, увеличение МРОТ, снижение пассажиропотока и т.д.

Так, согласно пояснениям ООО «Лком» повышение стоимости проезда обусловлено исключительно экономической ситуацией на рынке. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала серьезным испытанием для всех отраслей экономики. Обществом единственным в городе в 2019 был заключен договор финансовой аренды (лизинг) с ПАО «ГТЛК» на приобретение новых современных автобусов марки ПАЗ 320435-14 «Доступная среда» в количестве 30единиц. Однако пандемия и введенный режим повышенной готовности привели к резкому сокращению пассажиропотока, что в свою очередь повлияло на выручку компании. Введенные ограничения относительно приостановки поездок лиц 65лет и старше в пассажирском автомобильном и городском наземном транспорте общего пользования с использованием «Социальная транспортная карта» также негативно отразилось на экономических показателях компании. Операторы газомоторного топлива продолжают политику повышения цен. Таким образом, в связи с особенностями деятельности предприятия расходы находятся на крайне высоком уровне при значительном снижении выручки. Общество неоднократно обращалось в органы государственной и муниципальной власти с просьбой оказать возможную поддержку, используя опыт и практику соседних регионов в части субсидирования процентной ставки по лизинговым платежам, однако получило отказ. Кроме того, за последнее время поставщики запасных частей и услуг по ремонту повысили цены. Общество приняло самостоятельное и вынужденное решение о повышении тарифа на перевозку пассажиров на основании проведенного расчета экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров согласно Методическим рекомендациям по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденными Распоряжением Минтранса России от 18.04.2013 № НА-37-р. Уведомление о запланируемом повышении стоимости проезда по маршрутам № 39, 40, 52 до 35,00руб. было доведено до сведения  администрации г. Оренбурга соответствующим письменным извещением от 04.03.2021 исх. № 27.

ИП Мысик «….» увеличение тарифа объяснила резким падением пассажиропотока в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и как следствие ухудшение экономического состояния предприятия в результате повышения цен на топливо и ГСМ, а также финансовые обязательства по заемным средствам. Обязанность по информированию уполномоченного органа об изменении тарифа было направлено письмом от 01.02.2021. Обоснование стоимости проезда представлено в соответствующем расчете по маршрутам № 59, 45.

Согласно пояснениям ООО «Попутный ветер», тарифы на проезд повышаются по целому ряду причин: инфляция, растущие цены на электричество и топливо. Кроме того, появляются новые статьи расходов за счет необходимости соблюдения мер по противодействию пандемии COVID-19.

ООО «Орентрансгрупп» указало, что повышение цен на ГСМ в 1,5раза, подорожание автозапчастей в 2,4раза, стоимость арендуемых обществом транспортных средств, повышение цен на сырье и материалы, в целом повлекло увеличение расходов организации в 1,5раза по сравнению с уровнем 2020года или на 11,5тыс.руб. в связи с ситуацией на рынке и уровнем конкуренции общество увеличило тарифы на проезд.

Комиссией установлено и из материалов дела следует, что согласно данным реестра муниципальных автобусных маршрутов г.Оренбурга рассматриваемую деятельность по нерегулируемым тарифам указанных маршрутов на основании разрешительных документах осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

Наименование хозяйствующего  субъекта

№ маршрута, протяженность (на основании Реестра) 

Наименование улиц, дорог, по которым проходит маршрут

Виды ТС, классы ТС

Примечание

ООО «Орентрансгрупп»

№ 57-32км

Тихая улица

Загородное шоссе

Волгоградская улица

Салмышская улица

Родимцева улица

Театральная улица

Победы проспект

Транспортная

Автомобилистов

8 Марта улица

Володарского улица

Советская улица

Фадеева улица

Парковый проспект

Автобус, малый класс 20ед.

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 28

ООО «Попутный ветер»

№ 36-48,6км

Шарлыкское шоссе улица

Театральная улица

Волгоградская улица

Салмышская улица

улица Гаранькина

проезд Автоматики

пр-т Победы

Володарского улица

Пролетарская улица

Ленинская улица

8 Марта улица

Чкалова улица

60 лет Октября улица

Автобус, малый класс 29ед.

 

ИП Мысик «….»

№ 45-40,3км

Шарлыкское шоссе улица

Волгоградская  улица

Салмышская улица

Пр-т Дзержинского Театральная  улица

Пр-т Победы

8 Марта  улица

Кирова  улица Пролетарская улица

Ленинская  улица

Чкалова улица

Пр-т Гагарина Загородное шоссе

Автобус, малый класс 48 ед.

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 59

ООО «Лидерком»

№ 40-36,4км

Монтажников улица

Гаранькина улица

Салмышская улица

Джангильдина улица

Просторная улица

Родимцева улица

Театральная улица

Пр-т Победы

8 Марта улица

Володарского улица

Б. Хмельницкого улица

Маршала Жукова улица

Чкалова улица

Пр-т Гагарина

60 лет Октября улица

пр. Знаменский

Восточная улица

Автобус, не менее малого класса 44 ед.

 

Также оказывает услуги регулярных перевозок пассажиров на маршруте № 39

№52-36,6км

Монтажников улица

Гаранькина улица

Салмышская улица

Джангильдина улица

Просторная улица

Родимцева улица

Брестская улица

Пр-т Дзержинского

Театральная улица

пр-т Победы

8 Марта улица

Володарского улица

Советская улица

Фадеева улица

Пр-т Парковый

Орлова улица

пр.  Коммунаров

Гусева улица

Возрождение улица

пер.  Госпитальный

Автобус, не менее малого класса 44 ед.

С учетом вышеприведенных сведений можно сделать вывод, что указанные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по нерегулируемым тарифам разных маршрутов, различной протяженности, с применением различного класса, количества единиц ТС.

В ходе рассмотрения дела у перевозчиков были истребованы сведения о ТС, используемых при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по рассматриваемым маршрутам:

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Общее количество ТС/ количество ТС, закрепленных за маршрутом

Примечание 

 
 

 ООО «Лком»

64 согласно количеству диагностических карт

44 (маршрут № 40)

Лизинг

 

 

44 (маршрут № 52)

 

ИП Мысик «….»

83 /48 (маршрут № 45)

Сведения о техническом состоянии, основание пользования не представлены

 

ООО «Орентрансгрупп»

- /20 (маршрут № 57 )

Аренда,  сведения о техническом состоянии не представлены

 

ООО «Попутный ветер»

- /29 (маршрут № 36)

Аренда,  сведения о техническом состоянии не представлены

 

По итогам исследования представленной информации Комиссией установлены разные основания использования ТС (аренда/лизинг), а также использование хозяйствующими субъектами разного количества транспортных средств, с разными характеристиками и годом выпуска, что свидетельствует о разных расходах на их содержание, обслуживание и ремонт.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы о штатной численности работников ответчиков, установлены следующие сведения:

Наименование хозяйствующего субъекта

Штатная численность по расчету (водители)

Штатная численность согласно штатному расписанию

 
 

 ООО «Лком»

72 на 01.01.2021

48 на 01.09.2021

92 (30.12.2020 № 16-П)

97 (01.09.2021)

 

ИП Мысик «….»

83

99

 

ООО «Орентрансгрупп»

-

126

 

ООО «Попутный ветер»

-

-

 

Согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на сайте ФНС России nalog.ru, ООО «Лком» относится к категории малого предприятия, средняя численность работников хозяйствующего субъекта за предшествующий год составила 46.

Согласно сведениям из указанного Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Орентрансгрупп» относится к категории малого предприятия, среднесписочная численность работников хозяйствующего субъекта за предшествующий год составила 93.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Попутный ветер» относится к категории микропредприятие, средняя численность работников хозяйствующего субъекта за предшествующий год составила 5.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП Мысик «….» относится к категории малого предприятия, сведения о среднесписочной численности работников отсутствуют.

Таким образом, штатная численность работников ответчиков (как по штатному расписанию, так и фактическая) разная, что свидетельствует о разных затратах на оплату труда, налогах, уплачиваемых с фонда оплаты труда.

Здесь также следует отметить, что по данным расчета экономически обоснованного тарифа ООО «Лком», представленного в материалы настоящего дела, общество произвело расчет с учетом расходов по заработной плате по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области за 2020 год в размере 35011,00 руб.

Заработная плата в размере 35011,00 руб., применённая в расчете тарифа, является среднемесячной заработной платой, определенной Оренбургстат, по всем видам экономической деятельности.

В свою очередь ООО «Лком» не подтвердило обоснованность включения в экономический расчет расходов по оплате труда исходя из статистических данных, свидетельств о начислении и выплате указанного размера заработной платы ответчиком не представлено, что является основанием для признания расходов по оплате труда, включенных в расчет экономически тарифа исходя из статистических данных, необоснованными.

Отрицая факт нарушения антимонопольного законодательства, ответчики в качестве причин повышения тарифа указывают довод о значительном росте стоимости ГСМ.

Оренбургское УФАС России в рамках исполнения своих полномочий осуществляет еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты и СУГ на территории Оренбургской области.

 Согласно аналитического заключения о ценовой ситуации розничного сегмента рынка ГСМ в границах г.Оренбурга за период с 01.01.2021 по 01.08.2021 средние цены на автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95, дизельное топливо и СУГ имели следующие значения:

Вид топлива

АИ-92 (руб./л)

АИ-95 (руб./л)

ДТ зимнее (руб./л)

ДТ летнее (руб./л)

СУГ

44,40

48,03

49,11

49,08

26,73

До повышения стоимость проезда по исследуемым маршрутам составляла 27,00-28,00руб. В результате действий Ответчиков стоимость поездки пассажиров составила 32,00руб., что составило повышение тарифа на 14,29%, что значительно превышает установленный индекс потребительских цен на товары и услуги за май-июль 2021.

Рост стоимости ГСМ в среднем составил на АИ-92 увеличилась с 01.01.2021 по 01.08.2021 на 3,62%, на АИ-95 на 3,63%; на ДТ зимнее с 01.01.2021 по 15.04.2021 увеличилась на 0,41%; на ДТ летнее с 16.04.2021 по 01.08.2021 увеличилась на 0,31%.

Находясь в прямой зависимости от биржевых цен, розничные цены на СУГ в марте 2021 имели повышенное скачкообразное значение, которое в первых числах апреля 2021 вошли в фазу устойчивого снижения и относительно стабильного уровня показателей стоимости.

Из материалов дела установлено, что для ТС ООО «Лком» используется бензин/ компримированный природный газ (преимущественно), что следует из представленных диагностических карт ТС.

ООО «Попутный ветер» исходя из данных выписок электронных паспортов ТС используется преимущественно СУГ.

Иных сведений о применении ответчиками вида ГСМ в рамках рассмотрения дела не установлено, ответчиками не представлено.

Из установленных обстоятельств следует заключить, что у каждого из перевозчиков рост расходов на ГСМ различен.

Относительно пояснений ответчиков об обоснованном повышении тарифа на проезд по рассматриваемым маршрутам до 32,00 руб., поскольку такой тариф в любом случае не превышает экономически обоснованный тариф, комиссия полагает необходимым отметить следующее.

Согласно Методическим рекомендациям № НА-37-р, расчет экономически обоснованной стоимости перевозки определяется, в том числе с учетом следующей информации:

  • расписании движения пассажирских ТС в расчетном (плановом) периоде с учетом типов ТС;
  • о пробеге транспортных средств на плановый период и плановых объемах перевозок пассажиров;
  • данных о фактически выполненных объемах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведется расчет, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учетом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчетному (плановому) периоду, с учетом их сезонности;
  • статистической и бухгалтерской отчетности (копии приказа об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, заверенной в установленном порядке).

Обосновывая расчет стоимости перевозки Ответчики по настоящему делу не представили расчеты пробега, с применением которого произведен расчет экономически обоснованного тарифа, а также документы, отражающие фактический пробег.

Стоит также обратить внимание, что расчет экономически обоснованного тарифа ИП Мысик «….» произвела из расчета количества транспортных средств, закрепленных за маршрутом, в составе 90ед.

Вместе с тем, согласно информации о маршруте № 45, содержащейся в реестре муниципальных автобусных маршрутов г. Оренбурга, лицу, осуществляющему перевозки по указанному маршруту, допущено использовать 48 единиц транспортных средств. Кроме того, иные используемые ИП Мысик «….» исходные данные для расчета, такие как средний годовой пробег 1 ед. ТС, коэффициент выпуска ТС на линию, объем перевозок, средняя часовая тарифная ставка водителя, стоимость норма/час выполнения работ ТО и ремонта автобуса, применены без указания сведений, подтверждающих их объективность. Таким образом, следует заключить о необоснованности представленного расчета.

При изложенных обстоятельствах комиссия полагает, что экономически обоснованные тарифы, рассчитанные ответчиками в вышеуказанных размерах, нельзя признать таковыми. 

Важно обратить внимание, что хозяйствующие субъекты ООО «Орентрансгрупп», ИП Мысик «….», ООО «Лком» кроме рассматриваемых маршрутов, оказывают услуги по перевозке на иных регулярных маршрутах, при этом изменения тарифа на данных маршрутах, учитывая позицию ответчиков о сложном финансовом положении, в рассматриваемый период не зафиксировано.

Учитывая условия ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в отношении субъектов предпринимательства, в том числе в отношении ответчиков по настоящему делу, были применены меры поддержки в 2020году, в частности была представлена субсидия, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставлен ряд мер государственной поддержки. Так, ответчики по делу были освобождены от уплаты страховых взносов, иных авансовых платежей в установленных размерах.

В 2021году ООО «Лком», ООО «Попутный ветер», ООО «Орентрансгрупп» также были представлены субсидии, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 № 1513.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией, размещенной на сайте ФНС России nalog.ru, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей поддержки.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО «Попутный ветер», ООО «Лком», ООО «Орентрансгрупп», ИП Мысик «….» имеют разные условия осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров:

- согласно реестру маршрутов регулярных перевозок протяженность маршрутов, на которых произведено повышение стоимости проезда, различна;

- при обслуживании маршрутов у перевозчиков задействовано различное количество транспортных средств, которые имеют различные характеристики, техническое состояние;

- различен кадровый состав перевозчиков;

- маршруты имеют различный пассажиропоток.

При этом обоснованность единовременного изменения стоимости проезда в едином значении 32,00руб. (+4,00/5,00руб.) и в последующем единовременный отказ от такой цены также в едином значении 30,00руб (-2,00руб.) ответчиками не представлено.

Следуя пояснениям ООО «Орентрансгрупп» от 19.10.2021 исх. № 173 повышение тарифа на 4,00руб. никак не отразилось на деятельности общества, т.к. период был незначительным. Понижение тарифа на 30руб. обусловлено незначительным снижением цен на запчасти, топливо.

ООО «Лком» указало, что после повышения платы за проезд до 32руб. на маршрутах № 52, 40 было отмечено стабильное снижение пассажиропотока, в следствие чего принято решение о снижении платы до 30руб. с целью стабилизации пассажиропотока (пояснения от 21.10.2021 № 111, от 25.11.2021 исх. № 125).

ИП Мысик «….» понижение тарифа на 2руб. до 30руб. объяснила снижением тарифа у конкурентов и низким пассажиропотоком на маршруте (пояснения от 09.08.2021 б/н, от 20.10.2021 № 74, от 24.11.2021 №89).

Разрешая аргумент ответчиков о повышении стоимости автозапчастей и ремонтных работ Комиссия Оренбургского УФАС России не находит оснований для признания заявленного довода обоснованным и объективным. В ходе рассмотрения дела документальных либо иных свидетельств действительности данного довода стороной ответчиков не представлено, Комиссией самостоятельными силами не установлено.

При осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам перевозчики вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда, и, как следствие, принимать решения об изменении стоимости проезда (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). При этом в данных условиях (осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, частичное дублирование маршрутов) должна обеспечиваться ценовая конкуренция между хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки.

В рамках рассмотрения дела в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведено исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам муниципального образования г.Оренбург. По итогам исследования установлено, что ООО «Попутный ветер», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Лком», ИП Мысик «….» являются конкурентами на указанном товарном рынке, обзор состояния конкуренции приобщен к материалам дела.

Установление единой цены на рассматриваемых маршрутах в отсутствие соответствующего экономического обоснования свидетельствует об отказе хозяйствующих субъектов ООО «Попутный ветер», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Лком», ИП Мысик «….», не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, направлено на создание для себя (ответчиков) благоприятных условий осуществления деятельности путем отказа от конкурентной борьбы, что приводит в конечном итоге к нанесению ущерба потребителям, пользующимся данной услугой.

Анализируя описанное выше поведение хозяйствующих субъектов - конкурентов, а именно единовременное повышение стоимости проезда на одно и то же значение (32,00руб.) и в последующем единовременный отказ от такой цены также в едином значении (30,00руб.), стоит заключить, что предпринимателями совершены синхронные и последовательные действия. Об этом говорит тот факт, что рассматриваемые действия произведены в одно время.

Фактические обстоятельства свидетельствует о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов. При этом, такая скоординированность и активность действий не свойственна предпринимателям-перевозчикам в силу того обстоятельства, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой. Из вышеуказанного следует, что конкуренты пришли к соглашению о необходимости повышения стоимости проезда с целью достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения.

Достижение данной цели невозможно без синхронности произведенных действий. Для достижения положительного эффекта необходима единая стратегия, а направленность действий направлена на единый результат.

Принимая во внимание различные условия осуществления предпринимательской деятельности поведение ответчиков свидетельствует о скоординированности действий хозяйствующих субъектов. Также данное поведение свидетельствует о гарантии достижения результата, соответствующего интересам каждого из данных хозяйствующих субъектов, и возможно только при условии, что их действия заранее известны каждому из них.

Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 056/01/11-940/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы и установив обстоятельства дела, считает, что доводы Ответчиков по делу об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Попутный ветер», ООО «Орентрансгрупп», ООО «Лком», ИП Мысик «….» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст.11 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

Члены Комиссии                                                                                                «…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны