Решение №б/н Капремонт от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.) в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России <…> членов Комиссии:

<…>- специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

в присутствии представителя Саморегулируемой организации Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» <…> (доверенность № 10/22 от 05.07.2022 г.),

в присутствии представителя НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» <…>. (на основании доверенности от 22.07.2022 г.) дистанционно, посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу (вх. № 6745 от 18.07.2022) Саморегулируемой организации Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» на действия заказчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» при проведении электронного аукциона СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д. 7 (Извещение № 205370000012201362),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 6745 от 18.07.2022) Саморегулируемой организации Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» (далее – Ассоциация, СРО А «АСО»)  на действия заказчика НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее - НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области») при проведении электронного аукциона СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д. 7 (Извещение № 205370000012201362).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 21.07.2022 исх. № 5600, организатору закупки от 21.07.2022 исх. №5601, рассмотрение жалобы назначено на 25.07.2022 в 11 ч. 30 мин.

Исходя из доводов жалобы следует, что СРО А «АСО» объединяет 715 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства. Включены в реестр квалифицированных подрядных организацией 98 членов СРО А «АСО», имеющих право заключать договоры подряда на осуществление капитального ремонта МКД с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области».

Согласно п. 3.1 Устава СРО А «АСО» (утвержден решением общего собрания членов СРО А «АСО», протокол №27 от 26.04.2022) одной из основных целей деятельности СРО А «АСО» является защита законных прав и интересов членов СРО А «АСО» в органах государственной власти и местного самоуправления, а также перед любыми другими третьими лицами включая граждан.

В соответствии с пп.2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО А «АСО» от своего имени может оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые каты, решения и (или) действия (бездействия) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающих угрозу такого нарушения.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, заявитель указывает, что не участник закупки (лицо, не подавшее заявку) имеет право на обжалование во внесудебном порядке закупочной документации до момента окончания подачи заявок, поскольку в силу разъяснений, данных в пункте 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки -любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением отдельных юридических лиц. Следовательно, в рамках внесудебного обжалования документации о закупке до момента окончания подачи заявок правом на подачу заявления в антимонопольный орган обладает любой участник закупки, к числу которых относится также лицо, не подававшее соответствующую заявку.

14 июля 2022 года на сайте zakupki.gov.ru НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» была размещена закупка СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д. 7. Закупка производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (ред. от 05.05.2022) «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – ПП № 615).

Ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона от 14.07.2022 № 2053700000122013620001, аукционной документацией, проектом договора о проведении капитального ремонта, Ассоциация пришла к выводу о том, что проект договора на выполнение работ по катальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах не соответствует нормам ГК РФ и ПП РФ 615, а именно:

1. Пунктом 6.1.2, проекта договора не соответствует п.2 ст.743 ГК РФ, так как не содержит положений, определяющих состав и содержание ПСД (не определено, что конкретно входит в состав ПСД - проектная или рабочая документация, какие разделы ПСД передаются Подрядчику для производства работ, является ли сметная документация документом в соответствии, с которым определяются виды и объемы подлежащих выполнению работ), а так же в какой срок НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» обязана передать Подрядчику ПСД необходимую для выполнения работ на Объекте утвержденную Заказчиком.

2. Раздел 9 проекта договора «Сдача и приемка работ» не соответствует п. 1 ст. 720 ГК РФ, так как не содержит положений, устанавливающих срок приемки НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» выполненной работы (её результата).

3. Раздел 12 проекта договора «Ответственность сторон и иные последствия нарушения обязательств» не соответствует п.231 ПП РФ №615 и ст.10 ГК РФ, так как не содержит положений, устанавливающих ответственность НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» выполненной работы (её результата) за нарушение условий по договору подряда.

Заявитель считает, что отсутствие указанных условий в проекте договора ставит выполнение Подрядчиком работ, а также продолжительность приемки выполненных работ в зависимость от усмотрения Заказчика, как наиболее сильной стороны по договору и приводит к нарушению равенства участников гражданских отношений, предусмотренных ст. 1 ГК РФ, ограничивает конкуренцию и влечет за собой необоснованное сокращение числа участников электронного аукциона, нарушает права СРО А «АСО» - членов СРО А «АСО».

В Оренбургское УФАС России от НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» поступили пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России, в которых Заказчик не согласился с доводами жалобы по следующим основаниям:

НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» не является органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления. Соответственно обжалуемый проект договора в составе аукционной документации № 205370000012201362 не является актом, решением и (или) действием (бездействием) указанных органов.

СРО А «АСО» не является участником, подавшим заявку на участие в электронном аукционе № 205370000012201362, следовательно, вправе обжаловать только порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие.

Довод заявителя со ссылкой на пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системы не применим к данной закупке, так как в соответствии с пунктом 2 ПП РФ № 615 региональный оператор по капитальному ремонту общего имущества МКД проводит закупки с использованием способов, предусмотренных Законом о контрактной системе, только товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, то есть для внутренних нужд.

Ссылка заявителя на то, что проект договора, размещенный в составе аукционной документации № извещения СМР-1188/2022/РТС256А221352 /ЕИС205370000012201362 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в Оренбургской области, не соответствует положениям Гражданского кодекса РФ, ПП РФ № 615 не состоятельна, ввиду следующего.

Проанализировав повторно положения проекта договора по спорной конкурсной процедуре, заказчик пришел к выводу, что им учтены все существенные условия: определен предмет договора, сроки начала работ, продолжительность работ в рамках договора (то есть конечный срок выполнения работ), указана стоимость работ, а также содержание технической документации.

Отсутствие в проекте договора ссылки на конкретный пункт и статью Гражданского кодекса не создает ограничение для участника аукциона в их применении.

Состав и содержание проектно-сметной документации определены в п. 1.1.10 проекта договора.

Кроме того, проектно-сметная документация размещается в составе аукционной документации при публикации извещения о проведении аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в Оренбургской области, подписывается электронно-цифровой подписью руководителя НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», что позволяет подрядным организациям, как потенциальным участникам закупки, ознакомиться с технической документацией на этапе подачи заявок, а в случае победы участника принять указанную проектно-сметную документацию в работу.

Таким образом, проектно-сметная документация является доступной для подрядных организаций, участвующих в электронном аукционе, еще до заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в Оренбургской области, а затем, после определения победителя и заключения договора Заказчик передает подрядной организации проектно-сметную документацию на бумажном носителе.

Ссылка заявителя на то, что подрядчик лишается права требования от заказчика исполнения обязательства по передаче ПСД юридически не грамотна, так как вышеприведенный пункт - 6.3.1. обязывает подрядчика в течении 7 дней предоставить протокола входного контроля качества ПСД. Региональный оператор ставит под сомнение возможность предоставления указанного документа без ознакомления с ПСД - юридическая фикция.

Пункт 4.3. проекта договора устанавливает следующие сроки: 4.3. Сроки выполнения работ разделяется на этапы и виды выполнения работ в соответствии с календарным планом выполнения работ по Объекту (Приложение № 10 к настоящему Договору) и не могут превышать срок, установленный в п.4.1 настоящего договора.

Согласно пункту 6.3.1 проекта Договора подрядчик предоставляет утвержденный календарный план выполнения работ в течение 7 рабочих дней после подписания Договора, где подрядная организация самостоятельно определяет и утверждает срок сдачи и приемки выполненных работ в количестве дней с указанием периода с датами начала и окончания этапа.

Предложенные редакции пунктов 4.3 и 6.3.1 проекта Договора позволяют установить порядок и срок приемки Заказчиком выполненных по Договору работ.

Согласно разделу 12 проекта договора при нарушении условий Договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

Включение в проект договора по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Оренбургской области положений гражданского законодательства, регулирующих правоотношения по договору подряда, является правом, а не обязанностью регионального оператора по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Проект договора, размещенный в составе аукционной документации № извещения СМР-1188/2022/РТС256А221352/ЕИС205370000012201362 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных в Оренбургской области, не содержит положений, противоречащих действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Раздел 12 вышеуказанного проекта договора не противоречит п. 231 ПП РФ №615 и статье 10 ГК РФ.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ПП РФ № 615 установлено, что настоящее Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор о проведении капитального ремонта).

14.07.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д. 7 (извещение № 205370000012201362).

Дата окончания срока подачи заявок 22.07.2022 10:00.

Процедура проведения данных торгов регламентируется Документацией о проведении электронного аукциона СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru 14.07.2022 г. (далее – Документация).

В соответствии с п. 3 ПП РФ № 615, одними из принципов привлечения подрядных организаций являются: а) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота, б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Пунктом 2 ПП РФ № 615 также установлено, что участник электронного аукциона – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалобу на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, лица не подавшие заявки для участия в торгах, могут обжаловать в порядке статье 18.1 Закона о защите конкуренции только порядок размещения информации о проведении торгов и порядок подачи заявок на участие в торгах.

СРО А «АСО» не подавало заявку на участие в указанных торгах, ввиду чего, участником оспариваемой конкурентной закупки не является, следовательно, заявитель вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, а также нарушение порядка подачи заявок на участие в торгах.

В доводах жалобы СРО А «АСО» не содержится ссылки на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

В связи с изложенным, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия считает целесообразным рассмотреть жалобу СРО А «АСО» в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на предмет нарушения требований ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

           

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу Саморегулируемой организации Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» на действия заказчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» при проведении электронного аукциона СМР-1188/2022 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Зеленая, д. 7 (Извещение № 205370000012201362) оставить без рассмотрения.

2. Снять ограничения, наложенные на торги извещение № 205370000012201362) уведомлением Оренбургского УФАС России исх. № 5601 от 21.07.2022.

3. Передать материалы дела на предмет рассмотрения нарушений требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдел контроля финансовых рынков, информации и анализа Оренбургского УФАС России».

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны