Решение б/н Решение от 24 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГБОУ ВО «ОГПУ»

 

 

 

ООО «ОП «Инком-Гарант 2»

 

 

Рассмотрение жалобы состоялось 19 января 2024 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 24 января 2024 г.                                         г. Оренбург

 

Решение по делу № 056/07/3-44/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии –,

членов Комиссии:

;

;

в отсутствии представителей ФГБОУ ВО «ОГПУ», извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

при участии представителя ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на основании доверенности –

рассмотрев жалобу (вх. № 159-ЭП/24 от 11.01.2024) ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила (вх. № 159-ЭП/24 от 11.01.2024) ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, заявителю, организатору и заказчику закупки было направлено уведомление от 16.01.2024 исх. № ИБ/217/24 о принятии жалобы к рассмотрению.

Рассмотрение жалобы было назначено и состоялось 19.01.2024 г. в 14 ч. 30 мин.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик по критерию «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», в ответе на поданный запрос за разъяснением дал полностью противоречащие Документации разъяснения.

Также, по данному критерию, заказчик не может ограничить период исполнения договора сроком. Например, он не вправе принимать только документы не менее 6 месяцев. Исходя из Постановления Правительства № 2571, договор должен быть исполнен не ранее чем за 5 лет до даты окончания приема заявок, других сроков не предусмотрено. Как и нигде не указано о возможности детализации предмета контракта до оказания определенного вида деятельности, или установлению сроков контракта не менее определённого периода, или наличие не менее 2 постов.

По указанному критерию установлена противоречащая Постановлению Правительства № 2604 формула оценки заявок.

По критерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», заказчиком в качестве подтверждающих документов указана только трудовая книжка. Трудовая книжка может не вестись в организации в связи с ведением электронной трудовой книжки. В данном случае Участник может представить только сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1. Также указано на наличие свидетельства о прохождении программы повышения квалификации охранника: «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Такого свидетельства не существует. «Стаж работы охранником более 2-х лет» - в Постановлении нет упоминания о стаже работы охранников. Установление такого показателя оценки незаконно.

Согласно порядку оценки по критерию «Количественное значение индекса деловой репутации», заказчиком указан ГОСТ Р 66.0.01-2017 «оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности», а не ГОСТ Р66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций». Для охранных предприятий применяется ГОСТ Р66.9.04-2017.

В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы (№ 481 от 18.01.2024 г.), запрашиваемые Оренбургским УФАС России. В которых они полностью согласились с доводами жалобы указав, что готовы отменить процедуру закупки.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ОГПУ» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС. 

26.12.2023 г. ФГБОУ ВО «ОГПУ» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32313135257 о проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов.

Дата начала срока подачи заявок 26.12.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 11.01.2024 г. в 10:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов 15.01.2024 г.

Документация конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов (далее – Документация) размещена в ЕИС 26.12.2024 г.

Согласно пп. 3 п. 12 Информационной карты Документации, вторая часть заявки в обязательном порядке должна содержать квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации,  предоставляется в соответствии с Приложением Критерии и порядок оценки заявок.

При этом, на основании пп. 1 п. 11.5 Положения, участник процедуры закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в случае непредставления в составе заявки обязательных для предоставления документов и сведений, предусмотренных пунктом 11.1 Положения о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.

В соответствии с приложением к Документации «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке», установлены следующие не стоимостные критерии:

2.1 «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов»;

2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»;

2.3. «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

2.4. «Количественное значение индекса деловой репутации».

В соответствии с критерием 2.2. «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта», к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта по характеру и объему, а именно: под работами (услугами), связанными с предметом контракта, заключаемого по результатам проведения закупки, понимаются работы (услуги) по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных, научных, либо медицинских организаций. Срок исполнения договора (контракта) составляет не менее 6 месяцев. Количество постов по одному контракту (договору) составляет не менее двух.

Заказчиком 10.01.2024 г. в ЕИС размещены разъяснения указанного выше пункта критерия: Положения, отраженные в извещении, не нарушают прав других участников закупки, так как являются законными и соответствующими Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571).

Анализируя вышеуказанные разъяснений, Комиссией не установлено выводов, противоречащих положениям Документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Установление таких ограничений в критериях как «срок исполнения договора (контракта) составляет не менее 6 месяцев» и «количество постов по одному контракту (договору) составляет не менее двух», Положением заказчика не предусмотрено. Заказчик в свою очередь на заседании Комиссии не участвовал, необходимость установления таких условий для оценки договоров, не доказал. Напротив, согласился с доводами жалобы.

В свою очередь, для указанного критерия установлено предельное максимальное значение – 32 договоров (контрактов). Оценка производится по формуле в соответствии с пп. «б», п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 2604).  

При этом, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, расчет производится по формуле установленной в пп. «е» п. 20 Постановления  № 2604.

Таким образом, заказчик в обоснование установления формул оценки ссылаясь на Постановление 2604, применил не соответствующей условиям критерия, формулу из указанного Постановления. Довод жалобы обоснованный.

В соответствии с критерием «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», требуется наличие охранников с квалификацией 4-6 разряда со стажем работы охранником более 2-х лет, а также соответствующих профессиональному стандарту «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 № 1010н.

Установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

1) трудовые книжки;

2) личные карточки частного охранника в отношении каждого специалиста;

3)свидетельство о прохождении программы повышения квалификации охранника: «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций»;

4)свидетельство о прохождении дополнительной образовательной программы «Обеспечение антитеррористической защиты охраняемых объектов»;

5)свидетельство о прохождении программы повышения квалификации «Оператор видеонаблюдения»;

6) удостоверение частного  охранника;

7) приказ о принятии на работу на каждого охранника.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Довод жалобы по данному критерию о том, что трудовая книжка может не вестись в организации в связи с ведением электронной трудовой книжки, Комиссией признается несостоятельным т.к. понятие «трудовая книжка» включает в себя все виды документов, связанные с ним, будь они в бумажном виде или в электронном. 

В свою очередь, заказчиком не представлено доказательств того, что такой документ как свидетельство о прохождении дополнительной образовательной программы «Обеспечение антитеррористической защиты охраняемых объектов», имеет место быть. Так как из представленных сведений заявителем следует, что «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» это профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. № 1010 н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». При этом свидетельство не выдается, так как это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, которой должен обладать работник (свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда).

Также заказчиком не обоснована необходимость установления требования к сотрудникам охраны о стаже работы более 2-х лет. Доводы жалобы в данной части обоснованы.

Согласно критерию «Количественное значение индекса деловой репутации», оценивается количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ГОСТ Р66.0.01-2017) в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.

В соответствии с п. 1 ГОСТа Р66.0.01-2017, настоящий стандарт устанавливает общие положения, требования к разработке и структуре национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и является базовым в национальной системе стандартов в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Комиссия, изучив положения указанного ГОСТа, не установила в его установлении каких-либо ограничений в отношении участников закупки, он применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией, в рамках рассмотрения жалобы по делу № 056/07/3-32/2024, выдано предписание об аннулировании закупки (Извещение № 32313135257), в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

Учитывая изложенное, соблюдая баланс интересов сторон, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу (вх. № 159-ЭП/24 от 11.01.2024) ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на действия заказчика ФГБОУ ВО «ОГПУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по физической охране объектов (Извещение № 32313135257), частично обоснованной, без выдачи предписания.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны