Решение б/н Решение от 13 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

Адресатам по списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резолютивная часть решения                                                                                                                          г. Оренбург оглашена  05 марта 2020г.

В полном объеме решение

изготовлено  13 марта 2020г.

 

Решение по делу № 056/01/16-1185/2019

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя Управления-начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей – <…>,членов Комиссии: <…>

в отсутствии представителя контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга – извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (вх. № 1307 от 19.02.2020);

в отсутствие директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «<…>» - извещены надлежащим образом;

в присутствии директора ООО «<…>» - <…>

в присутствии представителя муниципального казенного учреждения «<…>» - извещены надлежащим образом;

в отсутствие представителя Управления образования администрации г. Оренбург – извещены надлежащим образом, 

рассмотрев дело № 056/01/16-1185/2019 по признакам нарушения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 15» (<…>) и ООО «<…>» (<…>) ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившемся в заключении соглашения, которое направлено на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и недопущение конкуренции на рынок по производству строительных специализированных работ в границах МО г. Оренбург (договор подряда: № 89 от 15.06.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (демонтаж проемы) по адресу: <…> на выполнение работ по ремонту столовой (электромонтажные работы) по адресу: <…> на выполнение работ по ремонту столовой (отделочные работы, полы) по адресу: <…> на выполнение работ по ремонту столовой (основание и стяжка пола зала) по адресу: <…> на выполнение работ по ремонту столовой (сантехнические, отделочные и электромонтажные работы) по адресу: <…> на выполнение работ по ремонту столовой (покрытие пола зала) по адресу: <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

                                 

31.05.2019 (вх. № 4474) в Оренбургское УФАС России от контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга поступили материалы выездной проверки в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «<…>» (далее МОБУ «<…>», Учреждение), общества с ограниченной ответственностью «<…> (далее – ООО «<…>») при заключении следующих договоров:

1. договор подряда № 89 от 15.06.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (демонтаж проемы) по адресу: <…>. Цена договора: 349 500,00руб., срок выполнения работ 26.06.2017;

2. договор подряда № 96 от 27.06.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (электромонтажные работы) по адресу: <…>Цена договора: 335 000,00руб., срок выполнения работ 11.07.2017;

3. договор подряда № 103 от 12.07.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (отделочные работы, полы) по адресу: <…>Цена договора: 315 000,00руб., срок выполнения работ 31.07.2017;

4. договор подряда № 67 от 13.06.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (основание и стяжка пола зала) по адресу: <…>. Цена договора: 240 000,00руб., срок выполнения работ 25.06.2018;

5. договор подряда № 69 от 26.06.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (сантехнические, отделочные и электромонтажные работы) по адресу; <…>. Цена договора: 370000,00руб., срок выполнения работ 09.07.2018;

6. договор подряда № 73 от 10.07.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (покрытие пола зала) по адресу: <…>Цена договора: 390 000,00руб., срок выполнения работ 24.07.2018.

В ходе рассмотрения поступивших материалов в соглашении между МОБУ «<…>» и ООО «<…>» усмотрены признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

11.09.2019 года издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области   № 148 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела  по признакам нарушения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 15» и обществом с ограниченной ответственностью «<…>» ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. № 9009 от 11.09.2019) рассмотрение дела назначено на 26.09.2019г. в 15 ч. 00 мин.

Определением (№ 9482 от 26.09.2019) рассмотрение дела отложено на 24.10.2019г. в 14 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 10550 от 24.10.2019) рассмотрение дела отложено на 19.11.2019г. в 14 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 10550 от 24.10.2019) рассмотрение дела отложено на 11.12.2019г. в 15 ч. 00 мин.

13.12.2019 года в связи с принятием Комиссией Оренбургского УФАС России заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела № 056/01/16-1185/2019 отложено на 30.12.2019г. в 15 ч. 00 мин.

В ходе расссмотрения дела директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «<…>»  нарушение ст. 16 Федерального закона
№ 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» не признала, указала на возможность заключения нескольких договоров подряда на проведение рементных работ, договоры заключались по менре необходимости выполнения работ, а также на необходимость проведения ремонтных работ в максимально-короткие сроки.

Директор ООО «<…>» нарушение ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» не признал, указал на возможность заключения нескольких договоров в рамках ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, а также на то, что договоры заключались по мере выполнения работ.

Исследовав материалы дела, заглушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

На основании устава МОБУ «<…>», утвержденного распоряжением Управления образования администрации г. Оренбурга от 03.03.2017 № 110, учреждение создано с целью образовательной деятельности, т.е. оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

МОБУ «<…>» является некоммерческой организацией (п. 1.1 Устава), обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово – экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.1 Устава.

 Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 6.5 Устава).

Источниками формирования имущества учреждения в денежной, иных формах является: субсидий в соответствии с утвержденным заданием; регулярные и единовременные поступления от учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования и т.д. (п.6.10 Устава).

Пунктом 6.3 Устава МОБУ «<…>» установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

09 января 2017 года между Управлением образования администрации города Оренбурга и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» заключено соглашение № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно соглашению № 1-17/150С от 09.01.2017г. графиком предоставления субсидий на 2017 год предусмотрена, в том числе:

- Субсидия на финансирование социально значимых мероприятий депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области (к) областной бюджет» в сумме 1 000 000 руб. 00 коп.

В соответствии с п. 1.1 предметом соглашения № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидий на иные цели.

Учредитель (Управление образования администрации города Оренбурга) обязуется предоставить в 2017 году учреждению (муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «<…>») субсидии в сумме и в сроки, указанные в графике перечисления субсидий на иные цели.

12 декабря 2017 года между Управлением образования администрации города Оренбурга и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» заключено дополнительное соглашений № 5 к соглашению № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению № 5 к соглашению № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, к субсидиям на иные цели относятся:

- Субсидия на приобретение основных средств, материальных запасов и прочих услуг (средства областного бюджета (госстандарт)) – 542 630 руб. 00 коп.;

- Субсидия на финансирование социально значимых мероприятий депутаты <…> (k) областной бюджет – 1 000 000руб. 00 коп. (в т.ч.  999 500 руб. 00 коп. – ремонт столовой (демонтаж, проемы, электромонтажные работы, отделочные работы, полы); 500 руб. 00 коп. – кисть малярная);

- Субсидии на испытания и измерения электрических установок в ОБО (0) подраздел 2.1 -8 045 руб. 0 коп. (в т.ч. 8 045 руб. 00 коп. – прозвонка);

- Субсидии на развитие инфраструктуры физической культуры и спорта укрепление материально- технической базы спортивных объектов муниц. программа «спортивный Оренбург на 2014 – 2016 годы» (k) – 110 000 руб. 00 коп. (в т.ч. 110 000 руб. 00 коп – доска, уголок, сетка-рабица).

Согласно соглашению № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели учреждение (муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «<…>») обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению.

21 февраля 2018 года между Управлением образования администрации города Оренбурга и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» заключено соглашение № 1-17/150С от 21.02.2018. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

-      «Субсидия на финансирование социально значимых мероприятий депутаты <…> (k) областной бюджет» в сумме 1 000 000 руб. 00 коп.

Предметом соглашения № 1-17/150С от 21.02.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидий на иные цели.

Учредитель (Управление образования администрации города Оренбурга) обязуется предоставить в 2018 году учреждению (муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «<…>») субсидии в сумме и в сроки, указанные в графике перечисления субсидий на иные цели.

27 июня 2018 года между Управлением образования администрации города Оренбурга и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» заключено дополнительное соглашений № 3 к соглашению № 1-17/150С от 21.02.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению № 5 к соглашению № 1-17/150С от 21.02.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, к субсидиям на иные цели относятся:

- Субсидия на приобретение основных средств, материальных запасов и прочих услуг (средства областного бюджета (госстандарт)) – 408 205 руб. 00 коп.;

- Субсидия на финансирование социально значимых мероприятий депутаты <…> (k) областной бюджет – 1 000 000руб. 00 коп. (в т.ч.  1 000 000 руб. 00 коп. – проектные, экспертные, монтажные работы, приобретение основных средств, оборудования, материалов, производственного и хозяйственного инвентаря);

- Субсидии на испытания и измерения электрических установок в ОБО (0) подраздел 2.1 -8 045 руб. 0 коп.

Учредитель (Управление образования администрации города <…>) обязуется предоставить в 2018 году учреждению (муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «<…>») субсидии на проведение проектных, экспертных, монтажных работ, в т.ч. средства областного бюджета 1 000 000 руб. 00 коп.

В свою очередь согласно соглашению № 1-17/150С от 2.02.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели учреждение (муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «<…>») обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению.

Таким образом, в данных обстоятельствах муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «<…>» выступает как организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества в целях организации начального, основного общего образования, на которую распространяются положения  Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и ограничения, установленные ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

ООО «<…>» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.06.2005г. (ОГРН: <…>).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.12.2019г. основным видом деятельности ООО «<…>», является подготовка строительной площадки (ОКВЭД 43.12).

 К числу дополнительных видов деятельности ООО «<…>» относится производство товарного бетона (ОКВЭД 23.63), строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2), производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), работы строительные отделочные (ОКВЭД 43.3) и др.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Следовательно, ООО «<…>», является хозяйствующим субъектом и полноправным участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Правовые основания для заключения гражданско-правовых договоров № 89 от 15.06.2017г.; № 96 от 27.06.2017г.; № 103 от 12.07.2017г.; № 67 от 13.06.2018г.; № 69 от 26.06.2018г.; № 73 от 10.07.2018г.  на выполнение работ по ремонту столовой в МОБУ «<…>» в порядке п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствовали, исходя из следующего.

Содержание имущества муниципальных образовательных учреждений, находящегося в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, в связи с чем организация работ по ремонту столовой В МОБУ «<…>» является муниципальной нуждой, реализация которой осуществляется в процедурах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод, что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению, оплата которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов (договоров) на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлен факт достижения между МОБУ «<…>» и ООО «<…>» договоренности о выполнении работ по ремонту столовой в МОБУ «<…>» путем «дробления» сделки на заключение договоров, который подтверждается следующим.

   В период с июня по июль 2017 г. между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» обществом с ограниченной возможностью «<…>» был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту столовой, а именно:

1. договор подряда № 89 от 15.06.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (демонтаж проемы) по адресу<…>. Цена договора: 349 500,00руб., срок выполнения работ 26.06.2017;

2. договор подряда № 96 от 27.06.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (электромонтажные работы) по адресу: <…>Цена договора: 335 000,00руб., срок выполнения работ 11.07.2017;

3. договор подряда № 103 от 12.07.2017 на выполнение работ по ремонту столовой (отделочные работы, полы) по адресу: <…> Цена договора: 315 000,00руб., срок выполнения работ 31.07.2017.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО «<…>» и утверждены МОБУ «<…>». Суммарная стоимость договоров составляет 999 500 руб. 00 коп. и соответствует п.2 приложения № 2 к приложению № 2 дополнительного соглашения № 5 к соглашению № 1-17/150С от 09.01.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно п. 1.1 договоров подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 3.2 договоров оплата выполненных работ производится заказчиком в течении 30 дней при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в сроки, установленные договором или досрочно.

В соответствии с п. 3.3 договоров оплата выполненных работ производиться на основании подписанных сторонами акта выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС - 3).

В соответствии с актами о приемке выполненных работ (от 25.06.2017г.; от 10.07.2017г.; от 30.07.2017г.) за 2017 год ООО «<…>» выполнены работы на сумму 999 500 (девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.

   В период с июня по июль 2018 г. между муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…> обществом с ограниченной возможностью «<…>» был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту столовой, а именно:

1. договор подряда № 67 от 13.06.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (основание и стяжка пола зала) по адресу<…>Цена договора: 240 000,00руб., срок выполнения работ 25.06.2018;

2. договор подряда № 69 от 26.06.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (сантехнические, отделочные и электромонтажные работы) по адресу: <…>. Цена договора: 370000,00руб., срок выполнения работ 09.07.2018;

3. договор подряда № 73 от 10.07.2018 на выполнение работ по ремонту столовой (покрытие пола зала) по адресу<…>. Цена договора: 390 000,00руб., срок выполнения работ 24.07.2018.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО «<…>» и утверждены МОБУ «<…>». Суммарная стоимость договоров составляет 1 000 000 руб. 00 коп. и соответствует п.2 приложения № 3 к приложению № 2 дополнительного соглашения № 5 к соглашению № 1-17/150С от 21.02.2017г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Таким образом, исходя из предмета договоров, заключенных с ООО «<…>» следует, что каждый из них предполагает выполнение специализированных строительных работ по ремонту столовой в МОБУ «<…>».

Договоры  заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>, заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт столовой в МОБУ «<…>».

Указанные договоры на выполнение работ по ремонту столовой школы, направленные на удовлетворение единой нужды заказчика, заключены с одним и тем же лицом – ООО «<…>».

Согласно п. 1.1 договоров подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 3.2 оплата выполненных работ производится заказчиком в течении 30 дней при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в сроки, установленные договором или досрочно.

В соответствии с п. 3.3 договоров оплата выполненных работ производиться на основании подписанных сторонами акта выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС - 3).

Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям № 0175255 от 25.08.2017г.; № 0175253 от 25.08.2017г.; №0175262 от 25.08.2017г.; № 0152401 от 20.07.2018г.; № 0152386 от 20.07.2018г.; № 0153427 от 24.07.2018г. финансовым управлением администрации <…> (МОБУ <…> на лицевой счет ООО «<…>» перечислены средства в размере 999 500 (девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, и на лицевой счет ООО «<…>» перечислены средства в размере 1 000 000 (один миллион) рублей 00 копеек.

Назначение платежа – ремонт столовой согласно договорам: № 103 от 12.07.2017г.; № 96 от 27.06.2017г.; № 89 от 15.06.2017г.; № 67 от 13.06.2018г.; № 69 от 26.06.2018г.; № 73 от 10.07.2018г.

Таким образом, фактически работы по исследуемым договорам подряда выполнены ООО «<…> на общую сумму в 2017 году 999 500 руб. 00 коп., в 2018 году на общую сумму 1 000 000 руб. 00 коп. в связи с чем, в случае заключения единого контракта подлежали бы применению установленные Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентные процедуры.

Однако, ввиду определенного умысла и в целях уклонения от соблюдения установленной законом конкурентной процедуры размещения заказа, лицом, осуществляющим функции муниципального заказчика произведено искусственное дробление единой сделки на выполнение работ по замене оконных блоков.

Кроме того, согласно материалам дела, директором МОБУ «<…>» были направлены запросы о разработке локально сметных расчетов для проведения ремонта столовой в МОБУ «<…>».

Так начальником муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства» разработаны и направлены с сопроводительным письмом локальные сметные расчеты по объекту:

- исх. № 1499 от 06.06.2017г. – локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>», по адресу: <…> (демонтаж, проемы)»;

- исх. № 1497 от 06.06.2017г. - локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>», по адресу: <…> (электромонтажные работы)»;

- исх. № 1498 от 06.06.2017г. - локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>», по адресу: <…> (отделочные работы, полы)»;

- исх. № 1500 от 06.06.2017г. - локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>», по адресу: <…> (основание и стяжка пола зала)»;

- исх. № 1496 от 06.06.2017г. - локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>по адресу<…> (сантехнические, отделочные и электромонтажные работы)»;

- исх. № 1495 от 06.06.2017г. - локальная смета «ремонт столовой в МОБУ «<…>», по адресу<…> (покрытие пола зала)».

Помимо этого, согласно материалам дела между муниципальным казенным учреждением «<…>» и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «<…>» заключен договор  на бухгалтерское обслуживание от 11.01.2016г., согласно которому муниципальное казенное учреждение «<…>» осуществляет предварительный контроль за соответствием заключаемых Учреждением договоров (контрактов) объемом ассигнований и лимитам бюджетных обязательств в сроки установленные регламентов от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга» (далее - Регламент).

 В соответствии с п. 1.2 Регламента бюджетные организации (учреждения) представляют на экспертизу проекты договоров (контрактов.)

Согласно п. 1.6 Регламента бюджетные организации предоставляют проекты договоров (контрактов) для правовой и экономической экспертизы до подписания этих проектов руководителями организаций (учреждений).

Пунктом 2.6 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствие замечаний и соответствия представленных на правовую экспертизу проектов договоров (контрактов) действующему законодательству Российской Федерации, нормативно правовым актам Оренбургской области и города Оренбурга, проект договора (контракта) удостоверяется путем визирования на каждой странице штампом согласования, где сотрудник юридической группы МКУ «Управление по ОФХДОУ» ставит свою роспись и дату согласования.

Директором МОБУ «<…>» были направлены в муниципальное казенное учреждение «<…>» проекты договоров в 2017 году (№ 89 от 15.06.2017г.; № 96 от 27.06.2017г.; № 103 от 12.07.2017г.) в 2018 году (№ 67 от 13.06.2018г.; № 69 от 26.06.2018г.; № 73 от 10.07.2018г.) для проведения правовой и экономической экспертизы.

Так, сотрудником юридической группы муниципального казенного учреждения «<…>» все проекты договоров за 2017 год завизированы 14.06.2017 года; все проекты договоров за 2018 год завизированы 21.03.2018 года.

Представленные в материалы дела коммерческие предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов ООО НПО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>» о готовности осуществить ремонтные работы по ремонту столовой в МОБУ «<…>», не являются доказательствами предоставления возможности иным хозяйствующим субъектам участвовать в конкурентной борьбе за цену контракта.

Таким образом, договоренность между сторонами - МОБУ «<…>» и ООО «<…>» о «дроблении» подтверждается тем, что все сметы изготовлены не по мере поступления денежных средств и не по мере возникновения необходимости в проведении ремонтных работ, а единовременно, под определенные условия.

Данные обстоятельства подтверждают осведомленность директора МОБУ «<…>» на 09.01.2017г. о необходимости проведения ремонта столовой в МОБУ «<…>» и об объемах выполнения работ по ремонту столовой в МОБУ «<…>».

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для заключения соглашения (договора) по общему правилу необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В случае с устными сделками выражение воли сторон происходит в словесной форме. 

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Проанализировав предмет и содержание вышеперечисленных договоров,  Комиссия по рассмотрению дела  приходит к выводу, что данные договоры были направлены на удовлетворение одной потребности учреждения как заказчика, заключающейся в ремонте столовой. Объективных условий, препятствовавших учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо заключения нескольких договоров, не установлено.

Фактически эти договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

 Обозначенные обстоятельства указывают на создание учреждением непосредственно для ООО «<…>»  преимущественных условий деятельности, что также свидетельствует о достижении между ними взаимной устной договоренности, соответствующей интересу каждой из сторон (у учреждения - путем исключения необходимости проведения отбора подрядчика на условиях конкурентной закупки; у ООО «<…>»  - путем гарантированного получения права на осуществление работ, отсутствия необходимости участия в конкурентном отборе подрядчика).

МОБУ «<…>»   не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по ремонту столовой в здании МОБУ «<…>», проявило субъективный подход к выбору подрядчика. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по строительным специализированным работам в географических границах Оренбургской области в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок).

Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования – период с даты заключения гражданско-правового договора – 15.06.2017 г. (с даты заключения договора подряда № 89 от 15.06.2017г.) по 27.07.2018 г. (согласно платежного поручения № 0153427 по договору подряда № 73 от 10.07.2018г.).

Продуктовые границы – работы строительные специализированные, которые относятся к классификационной группе 43 Работы строительные специализированные.

Географические границы товарного рынка – административные границы Оренбургской области.  Услуги по выполнению строительных работ в границах Оренбургской области оказывают, в том числе следующие хозяйствующие субъекты ООО НПО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>» и др.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что рынок услуг про производство общестроительных работ является конкурентным.

В результате заключения указанных договоров образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем) на ремонт столовой в здании МОБУ «<…>», ООО «<…>» получил доступ к выполнению работ без участия в состязательных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, что определяет его положение как преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг.

Иные хозяйствующие субъекты – потенциальные исполнители, желавшие выполнять работы по ремонту парапетов кровли здания МБДОУ «<…>не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанного договора.

В свою очередь, образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по ремонту столовой в здании МОБУ «<…>».

Заключение в рамках единой сделки нескольких договоров, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному  законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения дела № 056/01/16-1185/2019 в действиях МОБУ «<…> и ООО «<…>» установлены признаки нарушения
ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку на момент принятия решения по настоящему делу обязательства  по гражданско-правовоым   договорам  между МОБУ «<…>» и ООО «<…>»  сторонами исполнены,   Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований  для выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МОБУ «<…>» (<…>и ООО «<…>» (<…> нарушившими ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 056/01/16-1185/2019   уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. 

 

 

Председатель Комиссии                                                               <…>

 

Члены Комиссии

<…>

 

                                                                                    

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны