Решение б/н Решение от 2 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Контрольно-ревизионное управление администрации г. Оренбурга (заявитель)

<…>

Директору муниципального общеобразовательного автономного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа <…>»

<…> (ответчик)

 

ИП <…> (ответчик)

 

Управление образования

администрации города Оренбурга

 (заинтересованное лицо)

<…>

Руководителю муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений»

<…>

Резолютивная часть решения

оглашена  02.03.2019г.

 

Решение по делу №   056/01/16-1621/2019 

 

                                                                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России <…>; членов Комиссии – <…>,

в отсутствие представителя заявителя (о дате и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие), в отсутствие представителя МОАУ «Средняя общеобразовательная школа <…>» (о дате и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом), в отсутствии представителя  Управления образования администрации города Оренбурга, в отсутствие ИП <…>. (о дате и времени рассмотрения дела извещен  надлежащим образом),  в отсутствие  представителя МКУ Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений»  (о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом),

рассмотрев дело № 056/01/16-1621/2019 по признакам нарушения  МОАУ  «Средняя общеобразовательная школа <…>» (на момент совершения правонарушения – МОБУ «СОШ <…>», далее по тексту – МОБУ «СОШ <…>»), адрес: <…>,  и ИП <…> ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившимся в заключении соглашений (договоры подряда № 70 от 02.07.2018   на выполнение работ по демонтажу ограждения школы; № 74 от 17.07.2018   на выполнение работ по устройству ограждения школы; № 78  от 24.07.2018  на выполнение работ по устройству ограждения школы), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по производству общестроительных работ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.04.2019 (вх. № 3296) в Оренбургское УФАС России от контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга поступили материалы выездной проверки в отношении МОБУ «СОШ <…>». Решением комиссии по рассмотрению дела № 056/01/11-797/2019 в отношении МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <…>», ИП <…> прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях ответчиков признаков нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Служебной запиской от 05.11.2019 специалистом отдела контроля финансовых рынков информации и анализа в отдел контроля органов власти для проведения правового анализа на предмет нарушения МОБУ СОШ <…> и ИП <…> требований ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По итогам правового анализа материалов дела № 056/01/11-797/2019 Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 183 от 14.11.2019г.    возбуждено дело № 056/01/16-1621/2019 по признакам нарушения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <…>» и ИП <…> ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» при заключении  между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> договоров подряда (№ 70  от 02.07.2018 на выполнение работ по демонтажу ограждения школы; № 74 от 17.07.2018  на выполнение работ по устройству ограждения (100м) школы; № 78 от 24.07.2018  на выполнение работ по устройству ограждения (50м) школы),  создана  комиссия по рассмотрению дела.

Определением о назначении дела исх. № 12085 от 03.12.2019 рассмотрение дела было назначено на 26 декабря 2019г.  Определением исх. № 12365  рассмотрение дела отложено на 04.02.2020г., запрошена дополнительная информация. Определением исх. № 1121 от 07.02.2020г.  принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено на 02.03.2020г..

 В ходе рассмотрения дела представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям директора МОБУ «СОШ <…>», нарушение ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» отсутствует, договоры закогчены в целях своевременного освоения  денежных средств, выделенных на выполнение работ по устройству ограждения на основании коммерческих предложений подрядных организаций с ИП, предложившим наименьшую цену.  Заключение договоров между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> не привело  к вынужденному отказу других  хозяйствующих субъектов от участия в их заключении и исполнении. Согласно п 4,5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены лимиты объемов закупок, которые могут осуществляться у единственного поставщика (подрядчика). Школа <…> является объектом социальной инфраструктуры для детей. Действия директора МОБУ «СОШ <…>» соответствовали требованиям Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и были направлены на создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательных организаций.

ИП <…>., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела  № 056/01/16-1621/2019   пояснений не предоставил.

Представитель Управления образования нарушение не признала, пояснила следующее. В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона о контрактной системе «заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки». МОАУ «СОШ <…>» в 2018 году являлась бюджетным учреждением, следовательно, приобретает права и обязанности как заказчик в рамках закона о контрактной системе, в том числе при заключении контрактов и договоров на выполнение ремонтных работ.  Заказчик - образовательная организация вправе осуществлять закупки у единственного поставщика подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае соблюдения им указанных, установленных этим же Федеральным законом, ограничений для таких закупок. При этом, кроме указанных ограничений, Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо иных ограничений, в частности, относительно количества таких закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании данного положения, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же работ в течение какого-либо иного календарного периода времени, кроме финансового года, - квартала, месяца, дня.

Представитель МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» не признала, пояснила следующее. МОБУ «СОШ <…>» не может иметь и не имеет функции органов государственной власти, не может их реализовывать, что само по себе исключает возможность признания учреждения нарушившим запрет, установленный статьей 16 Закона о защите конкуренции.  В целях своевременного освоения денежных средств выделенных на ремонт учреждению были направлены    письма в подрядные     организации, договоры  были заключены с ИП по причине  выполнения работ по  наименьшей цене.   

Исследовав  материалы дела, Комиссия  по рассмотрению дела 056/01/16-1621/2019   пришла к следующему.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

МОАУ  «Средняя общеобразовательная школа <…>» на момент совершения правонарушения и на момент возбуждения дела № № 056/01/16-1621/2019 имело организационно-правовую форму - муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение, адрес: <…>

В соответствии с Уставом МОБУ СОШ <…>,   учреждение  создано с целью образовательной деятельности, т.е. оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.6.5 Устава). Источниками формирования имущества учреждения в денежной, иных формах является: субсидий в соответствии с утвержденным заданием; регулярные и единовременные поступления от учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования и т.д.(п.6.10 Устава).

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Между Управлением образования администрации города Оренбурга и МОБУ «СОШ <…>» в 2018 г заключено соглашение  № 1-17/158С от 09.01.20188  (с дополнительными соглашениями№ 1, 2, 3, 4, 5, 6) о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно п.1 Соглашения №  1-17/158С от 09.01.2018 предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидий на иные цели.

Согласно приложению № 2 к Соглашению № 1-17/158С, к субсидиям на иные цели относятся, в том числе: «субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского Городского Совета (к) подраздел 2.7 – 500 000,00 руб. (демонтаж ограждения, устройство ограждения 100 м), субсидия на финансирование социально-значимых мероприятий, депутаты Законодательного собрания Оренбургской области – 276 678, 00 – устройство ограждения – 100м, 50 м). Приложением № 1 к Соглашению № 1-17/158С установлен график предоставления субсидии – январь- декабрь 2018 года.

Согласно п. 2.3.1 Соглашения № 1-17/158С, учреждение обязуется расходовать полученные субсидии по целевому назначению. 

Таким образом, при реализации соглашения МОБУ  «СОШ <…>» выступало как  организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества в целях организации начального, основного общего образования,  на которую распространяются положения  Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и ограничения, установленные ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

Сведения об осуществлении ИП   <…> предпринимательской деятельности внесены в ЕГРЮЛ <…>, основной вид деятельности – торговля розничная строительными материалами (код <…>), дополнительные виды деятельности – строительство жилых и нежилых зданий (41.20), производство земляных работ (43.12.3),  работы по монтажу стальных строительных конструкций (43.99.5), работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки (43.99) и  др.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МОБУ «СОШ <…>» без проведения конкурентных процедур заключено 3 договора подряда с ИП <…> на выполнение общестроительных работ, а именно:

02.07.2018 между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> заключен договор подряда № <…> на выполнение работ по демонтажу ограждения школы по адресу: <…> цена подлежащих выполнению работ составляет 183 065руб., срок выполнения работы до 16.07.2018.

17.07.2018 между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> заключен договор подряда № <…> на выполнение работ по устройству ограждения (100м) школы. Цена договора определена в 374 750руб., срок завершения до 23.07.2018.

24.07.2018 между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> заключен договор подряда № <…> на выполнение работ по устройству ограждения (50м) школы. Цена договора определена в 218 863руб., срок завершения до 31.07.2018.

 

Правовые основания для заключения между ООО «<…>»  и МОБУ «СОШ <…>» в рамках одной сделки нескольких договоров на выполнение работ по устройству ограждения школы   (№  70 от 02.07.2018, №74 от 17.07.2018  , №  78 от 24.07.2018)   в порядке п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отсутствовали, исходя из следующего.

Содержание имущества муниципальных образовательных учреждений, находящегося в муниципальной собственности, отнесено к вопросам местного значения, в связи с чем организация работ по устройству ограждения школы № 25  является муниципальной нуждой, реализация которой осуществляется в процедурах, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначено, что заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод, что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению, оплата которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов (договоров) на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлен факт достижения между МОБУ «СОШ <…>» и ИП <…> соглашения (договоренности) о выполнении работ по устройству ограждения в МОБУ «СОШ <…>» путем «дробления» сделки на заключение нескольких договоров. В ходе соглашения стороны пришли к договоренности по всем существенным условиям сделки (количество договоров, сумма, стороны), это подтверждается следующим.

   В течение июля 2018 года  между МОБУ  «СОШ <…>» и ИП <…> был подписан ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по устройству ограждения в МОБУ «СОШ <…>».

Договоры  заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - <…>,  их заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – устройство забора школы.   Указанные договоры заключены с одним и тем же лицом – ИП <…> Фактически работы по  договорам подряда выполнены в рамках единой сделки   на общую сумму 776 678,00руб. ,  в связи с чем, в случае заключения единого контракта подлежали бы применению установленные Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентные процедуры.

 Распоряжением управления образования Администрации г. Оренбурга от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга» утвержден Регламент проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования (далее - Регламент).

В соответствии с п. 1.3 Регламента, правовой и экономической экспертизе подлежат проекты договоров, дополнительных соглашений к ним, при осуществлении закупки у единственного поставщика, подготовленные  бюджетными организациями, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга и обслуживаемыми МКУ «<…>».

Согласно материалам дела между муниципальным казенным учреждением «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» и муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 4» заключен договор  на бухгалтерское обслуживание от 11.01.2016г., согласно которому муниципальное казенное учреждение «Управлением по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» осуществляет предварительный контроль за соответствием заключаемых Учреждением договоров (контрактов) объемом ассигнований и лимитам бюджетных обязательств в сроки установленные регламентов от 17.06.2015г. № 527 «Об утверждении Регламентов проведения правовой и экономической экспертизы договоров (контрактов), заключаемых организациями (учреждениями), подведомственными управлению образования администрации города Оренбурга».

Согласно п. 1.6 Регламента бюджетные организации предоставляют проекты договоров (контрактов) для правовой и экономической экспертизы до подписания этих проектов руководителями организаций (учреждений).

Пунктом 2.6 Регламента предусмотрено, что в случае отсутствие замечаний и соответствия представленных на правовую экспертизу проектов договоров (контрактов) действующему законодательству Российской Федерации, нормативно правовым актам Оренбургской области и города Оренбурга, проект договора (контракта) удостоверяется путем визирования на каждой странице штампом согласования, где сотрудник юридической группы МКУ «Управление по <…>» ставит свою роспись и дату согласования.

Заключение  договоров подряда (№ 70, 74, 78)  в рамках единой сделки подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов всех  договоров на юридическую экспертизу  в МКУ «Управление по <…>» (14.06.2018г.) были сформулированы все существенные условия (вид работ, цена, стороны)  этих  договоров, что подтверждается штампами МКУ «Управление по <…>»   на каждом из  заключенных договоров.   Все договоры направлены на удовлетворение единой нужды заказчика – устройство ограждения школы, в один временной период.

 

Представленные в материалы дела коммерческие предложения, поступившие от хозяйствующих субъектов, не являются достаточными доказательствами предоставления возможности иным хозяйствующим субъектам участвовать в конкурентной борьбе за цену контракта, поскольку содержать предложения только по части работ – демонтажу ограждения школы.  ни одно коммерческое предложение не содержит даты поступления заказчику.  

Умышленное «дробление» предметов договоров с целью формального соблюдения требований действующего законодательства и обхода императивно установленных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается. Такие действия имеют (могут иметь) своими последствиями недопущение, ограничение конкуренции, выражающееся в ограничении числа участников закупок в виду субъективного усмотрения заказчика относительно избрания контрагента в том случае, если договоры, предмет которых «раздроблен» заказчиком, заключены с одним лицом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для заключения соглашения (договора) по общему правилу необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В случае с устными сделками выражение воли сторон происходит в словесной форме.  

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Проанализировав предмет и содержание вышеперечисленных договоров,  Комиссия по рассмотрению дела  приходит к выводу, что данные договоры были направлены на удовлетворение одной потребности учреждения как заказчика, заключающейся в устройстве (а не только демонтаже) ограждения.  

Объективных условий, препятствовавших учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо заключения нескольких договоров, не установлено. Фактически эти договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

 Обозначенные обстоятельства указывают на создание учреждением непосредственно для ИП <…> преимущественных условий деятельности, что также свидетельствует о достижении между ними взаимной устной договоренности, соответствующей интересу каждой из сторон (у учреждения - путем исключения необходимости проведения отбора подрядчика на условиях конкурентной закупки; у  ИП <…> - путем гарантированного получения права на осуществление работ, отсутствия необходимости участия в конкурентном отборе подрядчика).

При этом, согласно плану-графику закупок № <…>, размещенному   на сайте <…> МОБУ «СОШ <…>»  в марте – декабре 2018г.  было предусмотрено  проведение электронного аукциона на устройство и ремонт ограждения.

Образовательное учреждение не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющим строительные работы на соответствующем товарном рынке для участия в конкурентных процедурах за заключение договора на выполнение работ по ремонту столовой в МОБУ «СОШ <…>», лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку.

МОБУ «СОШ <…>» в результате заключения договоров без проведения торгов  проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах. Указанные обстоятельства повлекли ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по строительным специализированным работам в географических границах Оренбургской области в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок).

Продуктовые границы – работы строительные специализированные, которые относятся к классификационной группе 43 Работы строительные специализированные.

Географические границы товарного рынка – административные границы Оренбургской области.  Услуги по выполнению строительных работ в границах Оренбургской области оказывают, в том числе следующие хозяйствующие субъекты ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>»; ООО «<…>», ООО «<…>», ООО «<…>» и др.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что рынок услуг про производству  строительных специализированных работ является конкурентным.

 Заключение в рамках единой сделки нескольких договоров, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному  законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения дела  № 056/01/16-1621/2019 в действиях МБОУ «СОШ <…>» и ИП <…> установлено   нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Поскольку  на момент принятия решения по настоящему делу обязательства  по гражданско-правовым   договорам  между МБОУ «СОШ <…>» и ИП <…> сторонами исполнены,   Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований  для выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,  Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать    МОАУ «СОШ <…>» (на момент совершения правонарушения -   МБОУ «СОШ <…>») и ИП <…> нарушившими ст.16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 056/01/16-1621/2019   уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.  

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

Члены Комиссии                                                                          <…> (подпись) отсутствует,  основание: приказ № __от __.__.2020г.)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны