Решение б/н Решение от 26 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 056/07/3.4-410/2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2018 г.), в составе:

Председателя Комиссии – ……………

членов Комиссии:  ……………….

в присутствии представителя заявителя – ООО «Стройгазмонтаж» ………… (по доверенности от 23.03.2020г.),

в присутствии представителя заказчика – ФГБОУ ВО «ОГУ» …… (по доверенности № 27-Юр от 17.01.2020г.),

рассмотрев жалобу (вх.№2239 от 18.03.2020г.) ООО «Стройгазмонтаж» (460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, ….) на действия ФГБОУ ВО «ОГУ» (460018 г. Оренбург, пр. Победы….),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройгазмонтаж» (460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д.9, кв. 5) на действия ФГБОУ ВО «ОГУ» (460018 г. Оренбург, пр. Победы, ….) (извещение №32008948245).

Как следует из содержания жалобы, Заявителем при рассмотрении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту 3-4 этажного и одноэтажного зданий учебного корпуса №8 Оренбургского государственного университета, расположенных по адресу: г .Оренбург, ул.Шевченко,28 (извещение № 32008948245) были выявлены нарушения норм Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

Срок окончания подачи заявок в указанной закупке 19 марта 2020г. Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган 18 марта 2020г. Ввиду соблюдения требований,  предусмотренных частью 6 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалоба принята к рассмотрению.

В порядке ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции заявителю направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению (исх. № 2752 от 23.03.2020г.). Организатору торгов выставлено требование (исх. №2751 от 23.03.2020г.) о приостановлении проведения открытого конкурса в электронной форме до рассмотрения указанной жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы было назначено на 24.03.2020г. 12 часов 00 минут. 

Заказчик представил в материалы дела письменные пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России.

В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 26.03.2020г. 16ч. 00мин.   

Исследовав материалы дела, письменные пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 ФЗ «О защите конкуренции» 135 - ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

05.03.2020 года на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система - ЕИС) для размещения информации о проведении закупок в сети Интернет zakupki.gov.ru (далее – сайт zakupki.gov.ru) заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по «Выполнение работ по текущему ремонту 3-4 этажного и одноэтажного зданий учебного корпуса №8 Оренбургского государственного университета, расположенных по адресу: г .Оренбург, ул.Шевченко,28 (извещение № 32008948245).

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупках).

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ОГУ» утверждено 14.12.2018г. заместителем министра науки и высшего образования С.В. Кузьминым, изменения, внесенные в Положение, утверждены 04.07.2019 заместителем министра науки и высшего образования С.В. Кузьминым (далее – Положение).

Согласно п. 2 Раздела 2 Положения конкурс в электронной форме - это форма торгов, при которой: победителем признается участник закупки, заявка на участие в конкурсе которого соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, и заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в конкурсной документации критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме ФГБОУ ВО «ОГУ» утверждена проректором по АХР и КС П.Я. Обидченко 05.03.2020г. (далее – Документация).

Заявитель при подготовке заявки, изучая  закупочную  документацию, усмотрел признаки нарушения  положений п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно, требование к участнику закупки предоставить копии  контрактов или договоров по выполнению аналогичных предмету закупки работ, заключенных в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федерального закона № 223-ФЗ.

Из жалобы заявителя следует, что критерий оценки «Опыт работы участника закупки в сфере производства ремонта аналогичных объектов» установлен неправомерно. Содержание п. 2.1.1 Документации, где указано, что положительный опыт участника конкурса по производству ремонта аналогичных объектов должен быть подтвержден наличием копий контрактов и (или) договоров, заключенных по итогам процедур, проводимых заказчиками в рамках Федеральных законов от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) за период с 01.01.2017 г. по настоящее время на сумму более 40% начальной максимальной цены контракта (договора) ограничивает круг участников закупки.

По мнению заявителя в подтверждение требования Заказчика о наличии опыта аналогичных строительных работ, участник должен представить копии контрактов, подтвержденных актами выполненных работ не только в рамках вышеуказанных законов. Ссылаясь в данной части жалобы на п. 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Также, заявитель отмечает, что копии контрактов, копии  актов выполненных работ (по форме КС-2)  достаточно для подтверждения факта выполнения работ.

 Заказчик с доводами жалобы не согласился. Как следует из пояснений, согласно протоколу рассмотрения 1 частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 32008948245 поступили 3 заявки, 2 из них были допущены как соответствующие требованиям Документации. Установленные требования, связанные с положительным опытом работы оказания аналогичных работ, а также требования к качеству работ и квалификации участников конкурса в равной мере применяются ко всем участникам и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением потребностей Заказчика. Вместе с тем, для подтверждения факта выполнения работ Заказчику необходимы копии документов, подтверждающих оплату исполненных договоров (копии платежных поручений с отметкой банка).

Проанализировав доводы сторон, Комиссия отмечает следующее. Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

1. Документацией в разделе 2.1. п. 2 пп. 2.1 установлен критерий оценки «Опыт работы участника закупки в сфере производства ремонта аналогичных объектов». Пункт 2.1.1 Документации указывает, что положительный опыт участника конкурса по производству ремонта аналогичных объектов должен быть подтвержден наличием копий контрактов и (или) договоров, заключенных по итогам процедур, проводимых заказчиками в рамках Федеральных законов от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) за период с 01.01.2017 г. по настоящее время на сумму более 40% начальной максимальной цены контракта (договора).

Согласно п. 2 раздела 2.1. Документации в качестве подтверждения требований, изложенных в п. 2.1.1 участник конкурса должен предоставить копии заключенных контрактов и (или) договоров, сопоставимых с предметом контракта и (или) договора, работы по которым выполнены на день подачи заявки в полном объеме, копии справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (при наличии),  копии документов, подтверждающих их оплату (копии платежных поручений с отметкой банка), выписки из реестров контрактов и договоров официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок с указанием номеров, сроков заключения и исполнения. 

В случае отсутствия в заявке участника указанных выше выписок из реестров контрактов и (или) договоров Заказчик учитывает контракты  и (или) договоры только при условии, что  Заказчик будет иметь информацию о том, что данные контракты и (или) договоры заключены в рамках Закона № 44-ФЗ, Закона № 223-ФЗ.      

В рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с тем, что ФГБОУ ВО «ОГУ» проводит закупку в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, то обязательные дополнительные требования к участникам закупки не применяются. Следовательно, Заказчик имеет право устанавливать требования к участникам закупки, исходя из положений раздела 1 п. 1. пп. 1.1   Документации.

2. В соответствии с «Унифицированными формами первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999г. № 100» на основании актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) составляется Справка (по форме № КС-3)  на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

Ведение первичного учета по унифицированным формам первичной учетной документации, включенным в «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», распространяется на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях экономики.

Следовательно, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, свидетельствующие об опыте работы, качестве работ и квалификации участника в рамках установленных нормативно-правовых актов, позволяют Заказчику оценить способность участника закупки выполнить необходимый объем работ и потенциальную возможность исполнения контракта.

В этой связи, установленные Заказчиком требования Документации, не ведут к нарушению положений п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку в равной степени применимы ко всем участникам закупки.

 Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Соблюдая баланс интересов сторон и наличие иных участников, которым положения Документации позволили подготовить заявки и принять участие в закупке, Комиссия Оренбургского УФАС, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу (вх.№2239 от 18.03.2020г.) ООО «Стройгазмонтаж» (460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, ……) на действия ФГБОУ ВО «ОГУ» (460018 г. Оренбург, пр. Победы….) необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные уведомлением Оренбургского УФАС  России (исх. 2751 от 23.03.2020 г.).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев. 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 ……..

 

Члены Комиссии                                                                                …….

Связанные организации

Связанные организации не указаны