Решение б/н Решения от 13 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Оренбургской области

 

Адрес места нахождения: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, 22

 Почтовый адрес: 460046, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64

тел. (3532) 78-66-17, факс (3532) 77-80-70

e-mail: to56@fas.gov.ru

 

 

 

461880, Оренбургская обл.,

Матвеевский р-н, с. Матвеевка,

..

 

ООО МКК «Карнавал»

 

456880, Челябинская обл.,

Аргаяшский р-н, с. Аргаяш,

ул. 8 Марта, д. 28, пом. 9

chel.money@list.ru

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

На №

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   
                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №056/05/28-844/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» октября 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «13» октября 2021г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

... – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области;

... – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

…. – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в присутствии:

ответчика – ООО МКК «Карнавал» в лице представителя .., действующего на основании Доверенности б/н от 25.01.2021г. (заявлено ходатайство об участии посредством ВКС вх. №9891 от 04.10.21г.),

рассмотрев дело №056/05/28-844/2021, возбужденное в отношении ООО МКК «Карнавал» (ИНН 7460046737) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 28 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»), содержащихся в рекламе, распространяющейся посредством штендера, установленного у входа в здание по адресу: Оренбургская обл., с. Беляевка, ул. Советская, д. 48,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение …. (вх. №6430 от 28.06.2021г.) по факту распространения посредством штендера, установленного у входа в здание по адресу: Оренбургская обл., с. Беляевка, ул. Советская, д. 48, рекламы ООО МКК «Карнавал» следующего содержания: «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ Займы за 15 мин до зарплаты и пенсии».

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Оренбургским УФАС России определено, что вышеуказанная информация является рекламой, поскольку объектом рекламирования выступают финансовые услуги - микрозаймы. Следовательно, на данную информацию распространяются требования Закона о рекламе.

Усмотрев признаки нарушения Закона о рекламе при распространении указанной рекламы, Оренбургское УФАС России 28 июля 2021г. Определением исх. №6747 от 28.07.2021г. в отношении ООО МКК «Карнавал» возбудило дело №056/05/28-844/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», которое было назначено к рассмотрению на 12 августа 2021 года в 15 часов 00 минут. В адрес ответчика был сделан запрос необходимых документов и пояснений.

В связи с необходимостью получения в материалы дела дополнительных документов и сведений заседание комиссии Определением исх. №7155 от 12.08.2021г. было отложено и назначено на 08 сентября 2021г. на 14 часов 30 минут.

08 сентября 2021г. Определением исх. №7972 от 09.09.2021г. ввиду ненадлежащего извещения ответчика о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела рассмотрение дела было отложено и назначено на 04 октября 2021г. на 14 часов 30 минут.

04.10.2021г. в режиме видеоконференцсвязи состоялось рассмотрение дела №056/05/28-844/2021. На заседании Комиссии присутствовал представитель ответчика ООО МКК «Карнавал» …., который дал ряд пояснений по существу возбужденного дела. Ответчиком в материалы дела представлены также письменные пояснения и копии запрошенных антимонопольным органом документов.

Исходя из пояснений Каменева А.С. исходный макет рекламы был разработан лично руководителем ООО МКК «Карнавал» и направлялся специалистам по выдаче займов в подразделения Общества для дальнейшей доработки (с учетом требований действующего законодательства, в том числе – ФЗ «О рекламе») и   размещения на рекламных конструкциях. При этом, представитель Общества указывает, что распространение рекламы осуществляется специалистами по выдаче займов в подразделениях самостоятельно, любыми доступными для них способами и посредством различных рекламных конструкций, изготавливаемых в частном порядке за собственные денежные средства. Ответчик не отрицает факт допущенного нарушения, но обращает внимание Комиссии, что именно специалисты по выдаче займов обособленных подразделений ООО МКК «Карнавал» несут персональную ответственность за несоблюдение требований ФЗ «О рекламе» согласно Должностной инструкции.

Проанализировав представленные материалы и письменные пояснения, а также действующее законодательство, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - это кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО МКК «Карнавал» является деятельность микрофинансовая, дополнительными – деятельность по предоставлению займов промышленности, по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества.

Следовательно, услуги, рекламируемые посредством штендера, установленного у входа в здание по адресу: Оренбургская обл., с. Беляевка, ул. Советская, д. 48, являются финансовыми услугами.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Статьей 28 ФЗ «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Согласно части 1 статьи 28 закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

По запросу антимонопольного органа ООО МКК «Карнавал» представило актуальную фотофиксацию спорной рекламы, входной группы в офис ООО МКК «Карнавал», а также обзорную фотофиксацию здания.

Оценив совокупность обстоятельств распространения спорной рекламы, Комиссия установила, что на фасаде здания, в котором располагается офис, не расположено каких-либо вывесок с наименованием ООО МКК «Карнавал», которые позволяли бы определить принадлежность спорной рекламы к конкретной финансовой организации.

Наименование Общества, согласно фотофиксации, указано на обратной (внутренней) стороне рассматриваемого штендера. Вместе с тем рекламная конструкция установлена вплотную к фасаду здания и у потребителей рекламы фактически отсутствует возможность ознакомления с информацией, указанной на ее обратной стороне.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что реквизиты организации, оказывающей финансовые услуги, в спорной рекламе не доведены до потребителей надлежащим образом, а значит имеет место нарушение их информационного права.

Проанализировав совокупность имеющихся в материалах дела документов и сведений, а также нормы действующего законодательства, Комиссия установила, что спорная реклама является ненадлежащей, так как противоречит требованиям, установленным частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.

В соответствии п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Ч.7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» регламентирует, что ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 закона «О рекламе» несет, в том числе, и рекламораспространитель.

Исходя из положений п.7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе анализа представленных в материалы дела сведений и документов Комиссией установлено, что и рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы является ООО МКК «Карнавал».

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В материалах дела имеются доказательства того, что спорная реклама в настоящее время не распространяется.

Ответчиком представлена актуальная фотофиксация, а также копия Приказа №4/2021 от 30.09.2021г. «О принятии мер по обеспечению соблюдения требований ФЗ «О рекламе», в соответствии  с которым специалистам по выдаче займов, осуществляющим свою деятельность в обособленных подразделениях ООО МКК «Карнавал», надлежит осуществить проверку размещенной рекламы на предмет их соответствия требованиям ФЗ «О рекламе» и в случае выявления несоответствия осуществить демонтаж ненадлежащих рекламных конструкций.

Ввиду вышеизложенного, у Комиссии не имеется оснований для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1922 от 24.11.2020 года,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО МКК «Карнавал» (ИНН 7460046737), распространяющуюся посредством штендера, установленного у входа

в здание по адресу: Оренбургская обл., с. Беляевка, ул. Советская, д. 48, поскольку при ее распространении нарушены требования, установленные ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО МКК «Карнавал» не выдавать.

3. Передать материалы дела №056/05/28-844/2021 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      ..

 

Члены ….

                                                                                                          …

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны