Решение №4967 РЕШЕНИЕ по делу № 07-17-13/2019 от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту – Комиссия, Оренбургское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

«…» – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«…» – члена Комиссии, ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«…»  – члена Комиссии, специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

в отсутствии:

заявителя – управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления ЦБ РФ «…», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 07-17-13/2019;

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО «Мегаполис», доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела № 07-17-13/2019 находятся в материалах дела,

рассмотрев дело № 07-17-13/2019, возбужденное в отношении ООО «Мегаполис», по признакам нарушения требований, установленных частями 1, 13 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее по тексту - ФЗ «О рекламе, Закон о рекламе) по факту распространения информации по предоставлению потребительских займов юридическим лицом - ООО «Мегаполис», не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в отсутствие наименования лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступило обращение Уральского главного управления Отделения по Оренбургской области ЦБ РФ (вх. № 2204 от 25.03.2019г.) (далее – заявитель) на действия ООО «Мегаполис» по признакам нарушения частей 1, 13 статьи 28 Закона о рекламе.

Из содержания обращения следует, что по адресу: ул. Туркестанская, д. 2А на фасаде здания посредством конструкции распространяется следующая информация: «АГЕНСТВО Мегаполис предоставляет услуги: 1.Займы под материнский капитал  2.Займы под залог недвижимости и авто 3.Продажа, покупка и обмен недвижимости; квартиры в новостройках; сопровождение сделок с недвижимостью; ипотека сбербанка 4.Банкротство физических и юридических лиц 5. Трудоустройство по РФ, ул. Туркестанская, 2А, 2 вход, 2эт. офис 11, тел. 60-80-13, 8-912-350-61-01, 8-961-921-07-47».

По мнению заявителя, рассматриваемая информация распространяется с признаками нарушения требований ч. 1, 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация подпадает под понятие «реклама». Следовательно, требования Закона о рекламе распространяются на вышеуказанную рекламную информацию. Исходя из положений статьи 19 ФЗ «О рекламе», рассматриваемая конструкция является наружной рекламной конструкцией (наружной рекламой).

По результатам правового анализа в рассматриваемой рекламе были усмотрены признаки нарушения требований, установленных частями 1, 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Определением исх. № 4358 от 14.05.2019г. в отношении ООО «Мегаполис» было возбуждено дело № 07-17-13/2019.

О времени и месте рассмотрения дела № 07-17-13/2019, назначенное на 29.05.2019г. в 11час. 00мин. ООО «Мегаполис» извещено надлежащим образом 17.05.2019г. (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 46004626029980), уведомление о вручении ООО «Мегаполис» определения исх. 4358 от 14.05.2019г. находится в материалах дела.

Проанализировав содержание рассматриваемой рекламы, Комиссия устанавливает следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Статья 28 ФЗ «О рекламе» устанавливает специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Согласно статье 4 Федерального закона  от 21.12.2013г. № 353 – ФЗ "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Руководствуясь требованиями Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», одним из основных условий приобретения правового статуса кредитной организации является получение лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

Банк России осуществляет также ведение реестров не кредитных финансовых организаций.

Некредитными финансовыми организациями  в соответствии со ст. 76.1       ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" от 10.07.2002 N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности: профессиональных участников рынка ценных бумаг; управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерных инвестиционных фондов; клиринговую деятельность; деятельность по осуществлению функций центрального контрагента; деятельность организатора торговли; деятельность центрального депозитария; репозитарную деятельность; деятельность субъектов страхового дела; негосударственных пенсионных фондов; микрофинансовых организаций; кредитных потребительских кооперативов; жилищных накопительных кооперативов; бюро кредитных историй; актуарную деятельность; кредитных рейтинговых агентств; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; ломбардов.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Исходя из представленных Уральским главным управлением Отделения по Оренбургской области ЦБ РФ сведений, Лицензия Банком России агентству «Мегаполис» не выдавалась. Сведения о данном юридическом лице не содержатся в «Справочнике кредитных организаций (банков)».

Таким образом, агентство «Мегаполис» (ООО «Мегаполис» ИНН 5607043950) не является кредитной организацией и не обладает статусом не кредитной финансовой организацией.

ООО «Мегаполис» (ИНН 560704395), не осуществляющее профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», разместило рассматриваемую наружную рекламу о предоставляемой Обществом услуге по выдаче займов под материнский капитал, а также под залог недвижимости и авто.

По данным из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Мегаполис» является юридическим лицом, основной вид деятельности которого – деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе. Дополнительным видом деятельности является денежное посредничество, предоставление прочих финансовых услуг по страхованию и пенсионном обеспечению, операции с недвижимым имуществом за вознаграждение (или на договорной основе), а также предоставление прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.

На основании вышеперечисленного, ООО «Мегаполис» ИНН 5607043950 не может рекламировать услуги по предоставлению Обществом займов под материнский капитал, а также под залог недвижимости и авто.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование).

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение о финансовой услуге. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно статье 54 Гражданского Кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно - правовую форму.

В рассматриваемой наружной рекламе отсутствует полная информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, а именно, указание на организационно - правовую форму «агентства «Мегаполис» (ООО «Мегаполис»).

В рамках поступившего обращения, Оренбургским УФАС России был направлен соответствующий запрос в адрес ООО «Мегаполис» относительно распространяемой наружной рекламы. Согласно представленному ответу, между ООО «Мегаполис» (заказчиком) и ООО «ТРИО» (ИНН 5609180493) заключен договор № «…» от «…» по изготовлению и поставке рассматриваемой рекламной продукции. Срок действия договора до 31.12.2018г.

Оренбургским УФАС России установлено, что ООО «ТРИО», в данном случае, по смыслу п.6 ст.3 ФЗ «О рекламе» является рекламопроизводителем, то есть лицом, осуществляющим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Утверждение макета рассматриваемой рекламы осуществляла директор ООО «Мегаполис» «…», согласно приложению к договору от «…».

Вместе с тем, Оренбургским УФАС России был направлен запрос оператору связи ПАО «ВымпелКом», с целью определения лица, на имя которого зарегистрирован номер телефона «…», указанный в наружной рекламе. Согласно представленному ответу вх. № 3021э от 16.04.2019г., данный номер телефона на основании договора от «…» выделен «…», которая в данном случае, является директором ООО «Мегаполис».

В материалы дела № 07-17-13/2019 директором ООО «Мегаполис» «…» были представлены возражения в письменной форме вх. № 4254 от 27.05.2019г. на определение о возбуждении дела исх. № 4358 от 14.05.2019г. «…» считает, что ФЗ «О рекламе», в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 20.05.1992г. № 6-п, был опубликован с нарушением порядка его подписания и обнародования, не имеет юридической силы, и, следовательно, не подлежит применению.

Комиссией не может быть принят во внимание довод директора ООО «Мегаполис» «…» ввиду его несостоятельности, поскольку Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. принят Государственной Думой РФ 22 февраля 2006г. и одобрен Советом Федерации 3 марта 2006г., является действующим.

 В соответствии с выше перечисленными требованиями, в рассматриваемой рекламе содержится нарушение требований, установленных частями 1,13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая наружная реклама ООО «Мегаполис» является ненадлежащей, так как не соответствует требованиям, установленными частями 1,13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

За нарушение требований, установленных ч. 1,13 ст. 28 ФЗ «О рекламе» ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель (ч. 6, 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе»).

Рекламодателем определяется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из предоставленных сведений Уральским главным управлением Отделения по Оренбургской области ЦБ РФ, а также согласно представленному ООО «Мегаполис» договору № «…» от «…», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой наружной рекламы следует считать ООО «Мегаполис» (ИНН 5607043950; юридический адрес: 462371, г. Новотроицк, ул. Школьная, д. 11).

Согласно части 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела № 07-17-13/2019 в материалах дела отсутствуют подтверждения прекращения распространения ненадлежащей наружной рекламы ООО «Мегаполис», распространяемой на фасаде здания по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 2А. Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «АГЕНСТВО Мегаполис предоставляет услуги: 1.Займы под материнский капитал  2.Займы под залог недвижимости и авто 3.Продажа, покупка и обмен недвижимости; квартиры в новостройках; сопровождение сделок с недвижимостью; ипотека сбербанка 4.Банкротство физических и юридических лиц 5. Трудоустройство по РФ, ул. Туркестанская, 2А, 2 вход, 2эт. офис 11, тел. 60-80-13, 8-912-350-61-01, 8-961-921-07-47», распространяемую ООО «Мегаполис» посредством конструкции на фасаде здания по адресу: г. Оренбург, ул. Туркестанская, 2А.

2.Выдать ООО «Мегаполис» (ИНН 5607043950; юридический адрес: 462371, г. Новотроицк, ул. Школьная, д. 11) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела № 07-17-13/2019 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                    «…»

                                                                                                                                 «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны