Решение б/н Решение от 23 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Начальнику контрольно-ревизионного

управления администрации

г. Оренбурга

<…..>ул. Советская, д. 59, г. Оренбург, 460000

(заявитель)

 

Директору муниципального

 общеобразовательного

автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

<…..>пр. Парковый, д. 40, г. Оренбург, 460058

e-mail: 39@orenschool.ru

(ответчик)

 

Директору общества с

ограниченной ответственностью

«РемСтройГарант»

<…..>

ул. Туркестанская, д. 41, офис 125,

г. Оренбург, Оренбургская область, 460001

(ответчик)

 

Руководителю муниципального

казенного учреждения

 «Управление по обеспечению

финансово-хозяйственной деятельности о

бразовательных учреждений»

<…..>ул. Комсомольская, д. 45,

г. Оренбург, 460000

e-mail: uoorenbuh@yandex.ru

(заинтересованное лицо)

 

Начальнику управления образования

администрации города Оренбурга

<…..>ул. Кирова, д. 44, г. Оренбург, 460000

е-mail: gorono@orenschool.ru

(заинтересованное лицо)

 

 

Резолютивная часть решения                                                                                                  г. Оренбург

оглашена 09 марта 2021г.

В полном объеме решение

изготовлено 23 марта 2021г

Решение по делу № 056/01/16-618/2020

                                                                                                                                               

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России <…..>

членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти <…..>специалиста-эксперта отдела контроля органов власти <…..>специалиста-эксперта отдела контроля органов власти <…..>

в отсутствии представителя контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга (поступило ходатайство об участии в заседании в формате ВКС, в связи с техническими неполадками не смогли подсоединиться к ВКС), директора муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39», представителя ООО «РемСтройГарант», представителя муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений», представителя Управления образования администрации г. Оренбург - извещены надлежащим образом;

рассмотрев дело № 056/01/16-618/2020 по признакам нарушения муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 39» (ИНН 5611014493, Оренбургская область, г. Оренбург, пр-кт Парковый, д. 40, 460058) и общества с ограниченной ответственностью «РемСтройГарант» (ИНН 5610087548, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 41, офис 125) ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», выразившемся в заключении соглашений (договор подряда № 57 от 30.05.2018г., № 65 от 19.06.2018г., № 68 от 28.06.2020, № 72 от 06.07.2018г. на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 1, 2, 3, 4, этажах МОАУ «СОШ № 39»), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по производству общестроительных работ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.01.2020 (вх. № 254) в Оренбургское УФАС России поступило обращение от Контрольно-ревизионного управления администрации г. Оренбурга в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39» (далее – МОАУ «СОШ № 39») по факту заключения договоров подряда с обществом с ограниченной ответственностью «РемСтройГарант» (далее – ООО «РемСтройГарант») в период с мая 2018 по июль 2018, на сумму, не превышающую 400 т.р., а именно:

-        договор подряда № 57 от 30.05.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 4 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 357 000 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 65 от 19.06.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 3 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 354 300 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 68 от 28.06.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 2 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 348 000 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 72 от 06.07.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 1 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 355 600 руб. 00 коп.

Анализ материалов показал, что выполняемые работы носят однородный характер, заключены с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур. Избранный способ закупки повлек необоснованное ограничение круга потенциальных участников.

Фактически работы в 2018 году по исследуемым договорам подряда выполнены ООО «РемСтройГарант», на общую сумму 1 414 900 (один миллион четыреста четырнадцать четыре тысячи девятьсот) рублей 00 копеек в связи с чем, в случае заключения единого контракта подлежали бы применению установленные Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурентные процедуры.

Таким образом в ходе рассмотрения обращения были усмотрены признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции и Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 57 от 01.06.2020 возбуждено дело № 056/01/16-618/2020 в отношении МОАУ «СОШ № 39» (ИНН 5611014493, Оренбургская область, г. Оренбург, пр-кт Парковый, д. 40, 460058) и ООО «РемСтройГарант» (ИНН 5610087548, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 41, офис 125) и создана комиссия по рассмотрению дела.

Определением Председателя комиссии (исх. № 5930 от 17.06.2020) рассмотрение дела назначено на 29.07.2020г. в 11 ч. 30 мин.

Определением (исх. № 7804 от 31.07.2020) срок рассмотрения дела № 056/01/16-618/2020 продлен до 17 октября 2020г., рассмотрение дела отложено на 28.09.2020 11 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 9472 от 29.10.2020) срок рассмотрения дела № 056/01/16-618/2020 продлен до 17 ноября 2020г., рассмотрение дела отложено на 02.11.2020г.

Определением (исх. № 10466 от 03.11.2020) срок рассмотрения дела № 056/01/16-618/2020 продлен до 17 января 2020г., рассмотрение дела отложено на 10.12.2020г.

Определением (исх. № 11795 от 14.12.2020) срок рассмотрения дела № 056/01/16-618/2020 продлен до 17 февраля 2021г., рассмотрение дела отложено на 15.01.2021г. в 15 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 372 от 20.01.202) рассмотрение дела отложено на 15.02.2021г. в 12 ч. 00 мин.

Определением (исх. № 1286 от 15.02.2021) срок рассмотрения дела № 056/01/16-618/2020 продлен до 17 марта 2021г., рассмотрение дела отложено на 09.03.2021г. в 15 ч. 00 мин.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно п. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

На основании устава МОАУ «СОШ № 39, учреждение создано с целью образовательной деятельности, т.е. оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Как определено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

МОАУ «СОШ № 39» является некоммерческой организацией (п. 1.1 Устава), обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово – экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3.1 Устава).

Учредителем МОАУ «СОШ № 39» является муниципальное образование «город Оренбург». Функции учредителя осуществляет Администрация города Оренбурга в лице управления образования администрации города Оренбурга (п. 1.5 Устава). Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 6.4 Устава). В соответствии с п. 6.2 Устава Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.

09 января 2018 года между Управлением образования администрации города Оренбурга и МОАУ «СОШ № 39» заключено соглашение № 1-17/167С от 09.01.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно соглашению № 1-17/167С от 09.01.2018г. графиком предоставления субсидий на 2018 год предусмотрена, в том числе:

-      «Субсидия на мероприятия по наказам избирателей Оренбургского городского совета (к) подраздел (1.6)» в сумме 1 600 000 руб. 00 коп.

В соответствии с п. 1.1 предметом соглашения № 1-17/165С от 09.01.2018г. о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидий на иные цели.

Учредитель (Управление образования администрации города Оренбурга) обязуется предоставить в 2018 году учреждению (муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 37») субсидии в сумме и в сроки, указанные в графике перечисления субсидий на иные цели. В свою очередь, Учреждение обязуется расходовать полученную субсидию по целевому назначению.

Таким образом, в данных обстоятельствах МОАУ «СОШ № 39» выступает как организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества в целях организации начального, основного общего образования.

В период с мая по июль 2018 г. между Учреждением и  ООО «РемСтройГарант» был заключен ряд договоров подряда, предмет которых связан с осуществлением работ по ремонту отопления внутри здания МОАУ«СОШ № 39», а именно:

-договор подряда № 57 от 30.05.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 4 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 357 000 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 65 от 19.06.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 3 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 354 300 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 68 от 28.06.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 2 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 348 000 руб. 00 коп.;

- договор подряда № 72 от 06.07.2018 на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 1 этаже МОАУ «СОШ № 39» по адресу г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40. Цена договора 355 600 руб. 00 коп.

Обозначенная стоимость вышеперечисленных договоров была определена локально - сметным расчетом, которые согласованы ООО «РемСтройГарант» и утверждены МОАУ «СОШ № 39». Суммарная стоимость договоров составляет 1 394 889 руб. 00 коп., что соответствует выделенным субсидиям в 2018г. МОАУ «СОШ № 39» на иные цели.

Договоры заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40, заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт отопления внутри здания МОАУ «СОШ № 39», заключены с одним и тем же лицом – ООО «РемСтройГарант».

Правовые основания для заключения между МОАУ «СОШ № 39» и ООО «РемСтройГарант» в рамках одной сделки нескольких договоров на выполнение работ по ремонту отопления внутри здания МОАУ «СОШ № 39» (№ 57 от 30.05.2018; № 65 от 19.06.2018; № 68 от 28.06.2018; № 72 от 06.07.2018) в порядке ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», Положения о закупках МОАУ «СОШ № 39» отсутствовали, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

С учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Бюджетного кодекса РФ муниципальные автономные образовательные учреждения осуществляет закупки товаров, работ и услуг в соответствии с типовым положением о закупках.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.

В соответствии с п.п. 1 п. 6.1 ст. 6   Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «СОШ № 39», проведение закупок у единственного поставщика осуществляется при необходимости закупки товара, работ и услуг на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. по одному договору на сумму, не превышающую 50 тыс. по одному счету. Таким образом, осуществление отбора подрядчика в рамках сделки по выполнению работ по ремонту  системы отопления  МОАУ «СОШ № 39» должно было быть осуществлено по итогам торгов.

ООО «РемСтройГарант» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.06.2005г. (ОГРН: 1055610032609, ИНН: 5610087548, юр. адрес: ул. Туркестанская, д. 41, офис 125, г. Оренбург, Оренбургская область, 460001).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.12.2019г. основным видом деятельности ООО «РемСтройГарант», является подготовка строительной площадки (ОКВЭД 43.12).

К числу дополнительных видов деятельности ООО «РемСтройГарант» относится производство товарного бетона (ОКВЭД 23.63), строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2), производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), работы строительные отделочные (ОКВЭД 43.3) и др.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Следовательно, ООО «РемСтройГарант», является хозяйствующим субъектом и полноправным участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России установлен факт достижения между МОАУ «СОШ № 39» и ООО «РемСтройГарант» соглашения (договоренности) по всем существенным условиям сделки (количество договоров, сумма, стороны). Согласно материалам дела, договоры заключены в один временной период, определено единое место выполнения работ - г. Оренбург, пр-кт. Парковый, д. 40, заключение направлено на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт отопления внутри здания МОАУ «СОШ № 39», заключены с одним и тем же лицом – ООО «РемСтройГарант». Согласно платежным поручениям № 0171236 от 08.08.2018г.; № 0171237 от 08.08.2018г.; № 0171238 от 08.08.2018г.; № 0174286 от 13.08.2018г. финансовым управлением администрации г. Оренбурга (МОАУ «СОШ № 39») на лицевой счет ООО «РемСтройГарант» перечислены средства в размере 1 394 889 рублей 00 копеек. Назначение платежа – ремонт участка системы отопления согласно договорам: № 57 от 30.05.2018; № 65 от 19.06.2018; № 68 от 28.06.2018; № 72 от 06.07.2018г.

Заключение четырех договоров подряда (от 30.05.2018 № 57, от 19.06.2018 № 65, от 28.06.2018 № 68, от 06.07.2018 № 72) в рамках единой сделки подтверждается тем, что к моменту предоставления проектов всех 4 договоров на юридическую экспертизу в МКУ «Управление по ОФХДОУ» (30.05.2019г.) были сформулированы все существенные условия (вид работ, цена, стороны) этих договоров, что подтверждается штампами МКУ «Управление по ОФХДОУ» на каждом из  заключенных договоров. 

Исходя из данного факта Комиссия установила, что все договоры направлены на удовлетворение единой нужды заказчика – ремонт участка системы отопления, в один временной период.

Умышленное «дробление» предметов договоров с целью формального соблюдения требований действующего законодательства и обхода императивно установленных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается. Такие действия имеют (могут иметь) своими последствиями ограничение конкуренции, выражающееся в ограничении числа участников закупок в виду субъективного усмотрения заказчика относительно избрания контрагента в том случае, если договоры, предмет которых «раздроблен» заказчиком, заключены с одним лицом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Для заключения соглашения (договора) по общему правилу необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон (п. 3 ст. 154 ГК РФ). В случае с устными сделками выражение воли сторон происходит в словесной форме. 

Так, исходя из смысла закона, в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц.

Объективных условий, препятствовавших учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо заключения нескольких договоров, не установлено.

 Фактически договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную на несколько сделок с суммами, позволяющими заключить их на условиях закупки у единственного поставщика и исключить необходимость проведения закупки в конкурентной форме.

В результате заключения указанных договоров образовательным учреждением с единственным поставщиком (исполнителем) на выполнение работ по ремонту участка системы отопления на 1, 2, 3, 4, этажах здания МОАУ «СОШ № 39» ООО «РемСтройГарант» получило доступ к выполнению работ без участия в состязательных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, что определяет его положение как преимущественное по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем рынке услуг.

Учитывая, что общая сумма заключенных договоров составляет 1 394 889 (один миллион триста девяносто четыре тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 96 копеек, то ущерб, который нанесен бюджету МО г. Оренбургу Оренбургской области 1 394 889 (один миллион триста девяносто четыре тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 96 копеек. По оценке Комиссии, при реализации соглашения общий доход ООО «РемСтройГарант» в результате заключения договоров на проведение ремонтных работ составляет 1 394 889 (один миллион триста девяносто четыре тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 96 копеек.

 В период с 28.12.2020 по 30.12.2020 инспекцией Оренбургского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».    В ходе поверки для обозрения инспекции были представлены оригиналы материалов к договорам и непосредственно договоры подряда от 30.05.2018 № 57, от 19.06.2018 № 65, от 28.06.2018 № 68, от 06.07.2018 № 72.  Все представленные для обозрения инспекции оригиналы договоров  содержат  идентичные даты – 25.05.2018г.  и  30.05.2018, выполненные синими чернилами и заверенные подписями неустановленных лиц. Согласно пояснениям заместителя директора по административно-хозяйственной работе <…..> указанные надписи проставлены сотрудниками МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений», куда проекты договоров предоставлялась для согласования.

Каких-либо документов, переписки и иных обстоятельств, подтверждающих заключение договоров  подряда (от 30.05.2018 № 57, от 19.06.2018 № 65, от 28.06.2018 № 68, от 06.07.2018 № 72)  последовательно, по мере выполнения работ, в ходе проверки не выявлено.

При обозрении материалов к договорам подряда (от 30.05.2018 № 57, от 19.06.2018 № 65, от 28.06.2018 № 68, от 06.07.2018 № 72) инспекцией  установлено наличие коммерческих предложений хозяйствующих субъектов  от ООО «Ремстройгрупп»,   ООО «Ремстройгарант»,  ООО НПО «СИНТЕЗ ПРО» с указанием предлагаемой стоимости выполнения работ по ремонту участка системы отопления в отношении каждого договора. Из содержания коммерческих предложений следует, что предлагаемые суммы  имеют незначительные различия (в пределах 20-40 рублей). Исследование журнала отправленных документов МОАУ «СОШ № 39» (начат с 11.01.2007) показало отсутствие исходящих зарегистрированных писем, запросов, иных документов в адрес ООО «Ремстройгарант», ООО «Ремстройгрупп», ООО НПО «СИНТЕЗ ПРО»  за период с 01.01.2018 по 28.06.2018.

В ходе осмотра журнала входящей документации образовательного учреждения (начат 10.05.2012 № С523) поступление корреспонденции от ООО «Ремстройгарант», ООО «Ремстройгрупп», ООО НПО «СИНТЕЗ ПРО» с коммерческими предложениями  не подтвердилось.

По итогам проверки Инспекцией не установлено фактов, подтверждающих достоверность направления МОАУ «СОШ № 39» запроса коммерческих предложений в адрес каких-либо хозяйствующих субъектов, достоверность получения  имеющихся  коммерческих предложений в установленном порядке.

Согласно п. 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г., факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения субъектов такого соглашения, в т.ч. в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Так, совокупность имеющихся материалов и анализ поведения ответчиков позволяют сделать вывод о том, что между ними было заключено устное соглашение, характеризующее их поведение как достигших договоренности в отношении товарного рынка, в результате чего хозяйствующие субъекты при поддержке организации, осуществляющей муниципальные функции, получили возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг, работ) на таком товарном рынке.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по строительным специализированным работам в географических границах Оренбургской области в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее -  Порядок).

Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования – период с даты заключения договора подряда № 57– 30.05.2018г. по дату оплаты услуг 13.08.2018г.

Продуктовые границы – ремонт участка системы отопления на 1, 2, 3, 4, этажах здания МОАУ «СОШ № 39».

Географические границы товарного рынка – административные границы МО город «Оренбург» Оренбургской области.

Услуги по выполнению строительных специализированных работ в границах г. Оренбурга оказывают, в том числе следующие хозяйствующие субъекты ООО НПО «ИНТЕЗ ПРО», ООО «Альфа 56», ООО «ФЛАГМАН», ООО «СТРОЙМАСТЕР»; ООО «СЕРВИССТРОЙ»; ООО «СК СТРОЙГАРАНТ» и т.п.

С учетом изложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что рынок услуг по производству строительных специализированных работ является конкурентным.

Доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения, изложенные в ходе рассмотрения дела, рассмотрены и признаются как несоответствующие установленным обстоятельствам дела. Факты направления учреждением предложений о заключении рассматриваемых договоров различным организациям Комиссия антимонопольного органа не рассматривает как обстоятельство, подтверждающее принятие учреждением мер по соблюдению принципа обеспечения конкуренции, поскольку из материалов дела не следует, что учреждение намеревалось провести закупочную процедуру в конкурентной форме.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные материалы, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела 056/01/16-618/2020 на основании ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 20 января 2021 года было принято заключение об обстоятельствах дела и направлено сторонам для возможности предоставить дополнительные пояснения и доказательства.

Вместе с тем документы и сведения в адрес антимонопольного органа представлены не были.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела № 056/01/16-618/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, в действиях МОАУ «СОШ № 39» и ООО «РемСтройГарант» устанавливает нарушение ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое фактически направлено на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по производству работ строительных специализированных (ОКВЭД 43).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

На момент принятия решения по настоящему делу обязательства по контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сторонами исполнены, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Оренбургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МОАУ «СОШ № 39» и ООО «РемСтройГарант» нарушившими ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 056/01/16-618/2020 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных.          

                             

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

   <…..>

 

    <…..>

    <…..>

    <…..>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны